Факторы анализа внутренней среды организации

Срез Факторы
Кадровый срез Квалификация работников Один из важнейших факторов внутренний среды. От высокой квалификации работников напрямую зависит работа всего предприятия, при этом необходимо учитывать, что высокая квалификация должна быть у всех работников, начиная с рабочего производственного цеха, заканчивая главой компании. Квалификация зависит от: - набора сотрудников, исходя из их профессиональных и личностных характеристик, необходимых предприятию, - уровня квалификации, - обучение, а также повышение квалификации работников в соответствие с запросами предприятия. Таким образом, чем грамотнее проводится политика набора кадров, чем выше уровень квалификации работников и чем мобильнее система подготовки и профориентирования сотрудников, тем плодотворнее работа на предприятии. Средняя зарплата Средняя зарплата – это экономический показатель успешности предприятия, так как в случае, когда компания способна выплачивать высокую зарплату, ее деятельность является прибыльной. Рассматривая зарплату с точки зрения работника, нужно отметить, что достоянная зарплата – это одна из основных причин работы сотрудников. Учитывая и другие причины, такие как интерес к работе, дружный коллектив, возможный карьерный рост и другие, основным критерием выбора места работы является зарплата. Чем выше зарплата и стабильнее ее выплаты, тем выше самоотдача сотрудников, от которой зависит продуктивность работы предприятия. Текучесть кадров Текучесть кадров – показатель, высокий уровень которого очень плохо влияет на работу компании. Причинами величины данного показателя могут быть низкий уровень зарплаты, плохие условия труда, отсутствие социальных программ, отсутствие корпоративной и трудовой этики, непрестижность компании и другие. Задачей руководителя предприятия всегда является снижение уровня текучести кадров, так как увольнение сотрудников и набор новых влекут за собой финансовые потери. На обучение нового сотрудника необходимо затратить дополнительное время и ресурсы. Это не является большой проблемой в единичных случаях кадровых перестановок в отличии от массовых и частных смен кадрового состава. Производительность труда Показатель того, насколько работник эффективен для предприятия. Чем выше производительность труда, тем эффективнее работа предприятия. Компания обязана предоставить сотруднику условия для высокой производительности труда: охрану труда, зарплату, работу, соответствующую его квалификации и другие в зависимости от специфики предприятия.
Организационный срез Быстрота реагирования управления на происходящие во внешней и внутренней среде изменения Процесс реагирования на внешнюю среду предприятием невозможно сделать очень быстрым, но по возможности его необходимо ускорять. Этим отличается предприятие с гибкой системой управления, и реагирования. Данный фактор обоснованно важен, так как чем быстрее предприятие адаптируется к новым внешним условиям, тем меньшими будут потери и большей будет прибыль в будущем. Быстрота реагирования зависит от степени значимости внешнего фактора и прогнозирования внешней ситуации с целью скорейшего выявления изменений внешней среды. Для компании с устойчивыми позициями на рынке не существенны незначительные изменения внешней среды, а значительные необходимо спрогнозировать для разработки методов избегания их влияния. Процесс реагирования на внутренние факторы должны быть быстрым. От этой скорости зависят потери и прибыли предприятия. Внутренняя среда является более влиятельной на деятельности предприятия, но более прогнозируемой и быстро приспособленной к урегулированию на этапах появления негативных факторов. Гибкость мотивационного механизма Мотивации в работе необходимы. Наличие различных инструментов мотивации способствует гибкости их применения. Это объясняется тем, что существуют разные типы работников, разные ситуации и разные причины мотиваций. Насколько гибким будет механизм применения мотиваций в работе предприятия, настолько слаженной и эффективной будет работа компании. Расходы по обучению и подготовке кадров Сумма расходов на обучение работников должны быть адекватная с точки зрения работы предприятия. Ее размер не должен быть завышен, так как для компании это будет не рентабельно в пересчете на затраты произведенного объема продукции, или приведет к увеличению себестоимости и как следствие – повышению стоимости товара. С другой стороны, необходимо потратить достаточное количество средств на повышение квалификации сотрудников, так как ее низкий уровень негативно отразится на уровне качества производимого товара, а также на уровне инноваций, которые могут быть внедрены в производство при соответствующем обучении работников. Четкость распределения полномочий Четкость распределения полномочий позволяет работникам предприятия экономить ресурсы предприятия и рабочее время. Каждый работник выполнят исключительно тот объем работ, который за ним закреплен в соответствие с его квалификацией, должностью и размером зарплаты. При выполнении участка работы другого сотрудника возникают многочисленные спорные вопросы, которые подлежат нередко длительному выяснению. Четкое разграничение полномочий также способствует повышения уровня рабочей дисциплины и оптимизации труда.
Производственный срез Уровень проводимых НИОКР Стратегия НИОКР – это долгосрочная программа конкретных действий, связанных с созданием нового продукта и технологии производства. Состоит из основных элементов: технологическое прогнозирование и планирование. Технологический прогноз является частью анализа внешней среды; он дает информацию о предполагаемых технологических трендах, новых открытиях, а также временных горизонтах инновационных «прорывов». План научно-технического развития фокусирует внимание на распределении ресурсов внутри научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологической подготовки производства. Для наиболее эффективного управления НИОКР необходимо использование квалификационного потенциала; возможность быстрой перестройки, наличие жесткого контроля за сроками и эффективностью проведения работ. Компания, оценив свои возможности должна определить наиболее эффективную для своего существования стратегию НИОКР. Существуют наступательная и поглощающая стратегии. Наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии интенсивного роста и диверсификации. Наступательная стратегия в передовых отраслях может считаться защитной, так как только быстрая и своевременная замена продукции позволяет удержать свои позиции на рынке. Защитная стратегия НИОКР направлена на сохранение конкурентной позиции предприятия. Она включает в себя технологические решения по улучшению успешного ведения конкурентной борьбы в кратко– и среднесрочном периодах. Поглощающая стратегия, основана на приобретении возможности улучшения собственной конкурентной позиции за счет использования лучших научно-технических результатов, полученных другими предприятиями в ходе НИОКР. Разбойничья стратегия основана на ключевых компетенциях предприятия в сфере НИОКР и позволяет получать высокую прибыль на ранней стадии внедрения. В долгосрочной перспективе данная стратегия имеет успех в том случае, если становится наступательной. Использование производственных мощностей Производственные мощности – важнейший ресурс предприятия. Их оптимизированный в интересах предприятия состав, а также их эффективное использование, обеспечивают предприятию конкурентоспособное производство с наименьшими производственными затратами. Основными путями улучшения использования оборудования являются: сокращение затрат основного времени на единицу про­дукции; сокращение затрат вспомогательного времени; сокраще­ние потерь времени работы оборудования и времени излишней непроизводительной загрузки. Важнейшие средства реализации этих путей на наших предприятиях – внедрение новой техники и технологии, модернизация действующего оборудования и совер­шенствование организации труда и производства. Стабильность запасов сырья Оборот производственных запасов характеризует скорость движения материальных ценностей и их пополнения. Чем быстрее оборот капитала, помещенного в запасы, тем меньше требуется капитала для данного объема хозяйственных операций. Стабильность запасов сырья характеризует производственные запасы. Количество запасов сырья должно быть рассчитано с учетом их скорости оборачиваемости во избежание потерь и для обеспечения бесперебойного производственного цикла. Степень использования ресурсосберегающих технологий Внедрение и использование ресурсосберегающих технологий очень активно применяется в период экономического кризиса. В такой ситуации в условиях нехватки ресурсов, компания стремится найти скрытые резервы. На предприятиях, степень использования таких ресурсов высока, представляется возможным снижать цены на производимые продукты засчет снижения издержек производства, которые обеспечиваются использованием ресурсосберегающих технологий. Это позволяет компаниям выйти на новые экономические уровни, повысить прибыль, стать более конкурентоспособными.
Маркетинговый срез Доля рынка, контролируемая предприятием (по сегментам) Предприятие стремится контролировать наибольшую долю рынка с целью занять устойчивые позиции на рынке, быть конкурентоспособным. Для этого необходимо адаптировать производимую продукцию к каждому сегменту рынка, то есть продукция должна быть представлена в тех видах и формах, которые отвечают потребностям каждого сегмента рынка. Престиж торговых марок Престижность ТМ – это определение ее, как бренда. Это весомый аргумент для многих потребителей при покупке товара. Доверие потребителей, их лояльность, приверженность торговой марке характеризует ее престижность. В свою очередь, для компании это может стать предпосылкой надежно закрепиться на конкретном рынке, но и входить на новые либо осваивать новые сегменты. Уровень обслуживания потребителей Уровень обслуживания потребителей, как часть производства товара, важен для выживания предприятия на рынке. Доступность и разнообразие товаров в современных условиях позволяет потребителю выбирать не только по набору качеств, которыми он обладает, но и обращать внимание на обслуживания, как один из важнейших элементов покупки товара. Гибкость маркетинговой стратегии В современных условиях рыночной экономики процессы на рынке происходят достаточно быстро. Скорость реагирования компанией на изменение условий на рынке определяется гибкостью ее маркетинговой стратегии. Путем применения инструментов ценовой, сбытовой политики, политики коммуникаций компания реализовывает свою маркетинговую стратегию. Ее выгодная и грамотная корректировка в условиях нестабильности на рынке может существенно оптимизировать затраты компании или не допустить убытков.
Финансовый срез Инвестиционные ресурсы Инвестиционные ресурсы в производство необходимы. Компания, которая планирует свое экономическое процветание, часть прибыли инвестирует в свое производство. Также инвестиции могут быть единственным экономическим выходом из условий кризиса предприятия. Поиск инвестиционных ресурсов затруднен в такой ситуации, поэтому перед компанией стоит задача найти пути решения глобальных задач, связанных с ориентацией компании на рынке и определение ее дальнейших целей. Отношение основного и оборотного капиталов Основной капитал - та доля производительного капитала, которая полностью в течение длительного срока участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается на предприятие в денежной форме по частям. В отличие от этого оборотный капитал - другая часть производительного капитала, стоимость которой полностью переносится на созданный продукт и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота. Речь идет о предметах труда и быстроизнашивающемся (за год) инструменте. Особую заботу предприниматели проявляют о сохранении и возмещении стоимости основного капитала, который по своей экономической природе относится к постоянно возобновляемому капиталу. Такое непрерывное восстановление стоимости средств труда производится по определенным нормам в соответствии с их износом. Этот износ бывает двояким: 1) физическим и 2) стоимостным. В условиях современного научно-технического прогресса и неценовой конкуренции произошло ускорение старения основного капитала. Новые, более совершенные средства труда внедряются еще до физического износа старой техники. Стремление к тому, чтобы стоимость основного капитала окупалась задолго до его физического и стоимостного износа поэтому вполне оправдана. Этого можно добиться путем введения нескольких смен в течение дня, более полной загрузки машин и станков. Объем операций Минимальное количество операций при наибольшей их полезность – это то, к чему необходимо стремиться в ходе планирования производство в частности и деятельности предприятия в целом. Прибыльность предприятия Количество прибыли зависит от многих факторов: количества вложенных средств, грамотной производственной и управленческой работы, позиционирования на рынке и других. Больший уровень обеспечит предприятию лидирующие позиции на рынке лишь в том случае, если организует рациональное использования компании собственной прибыли.

Таблица 3

Наши рекомендации