З «Повести временных лет».

«…И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла Русь паруса из паволок, а славяне корпинные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». …Первыми словами нашего договора помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим произойти, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от сущих под рукою наших светлых князей; но постараемся, насколько в силах наших сохранить с вами, греки, в будущие годы и навсегда непревратную и неизменную дружбу, изъявлением и преданием письму с закреплением, клятвой удостоверяемую».

С1

К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был подписан?

С2

Используя текст документа, знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

С3

Используя знания по истории, укажите не менее трех причин, по которым Русь была заинтересована в заключении этого договора.

Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4

Какие реформы были проведены Избранной Радой в XVI в. (Назовите не менее трех реформ). В чем заключалось их значение? (Укажите не менее трех положений).

С5

Ниже приведены два суждения о характере социально-экономических отношений в XVII в.:

1. В XVII в. развитие феодальных отношений было на подъеме и достигло своего апогея.

2. В XVII в. успешно развивались капиталистические отношения, возникшие в сфере торговли в XVI в.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XV в. российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х гг. XVII в. царь Федор Алексеевич отменил местничество.

Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее двух причин.

Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее трех положений.

С7

Сравните содержание Судебника 1550 г. и Соборного Уложения 1649 г.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее • …………………………………………………………………. • ………………………………………………………………….
Различия
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… • ……………………………
• …………………………… –––––
––––– • ……………………………

ВАРИАНТ 3.

асть 1.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1

К XIX веку относится

1) «кровавое воскресенье»
2) Брусиловский прорыв
3) битва под Аустерлицем
4) Цусимское сражение
A2

Укажите событие, состоявшееся позже других:

1) выход «Указа о вольных хлебопашцах»
2) Портсмутский мир
3) отмена крепостного права
4) Бородинское сражение
A3

Общественно-политическое движение XIX века, возвеличивавшее национальную самобытность России и идеализировавшее допетровскую эпоху носило название

1) западничество
2) славянофильство
3) радикализм
4) революционное народничество
A4

Выберете пункт, указывающий на причину восстания декабристов

1) стремление заменить правящую династию военной диктатурой
2) стремление лучших из дворян ликвидировать самодержавие и крепостничество
3) иностранное влияние
4) непримиримая классовая борьба
A5

В 1861 г. Александр II

1) отменил крепостное право
2) ввел всесословную воинскую повинность
3) ввел всесословный суд
4) выпустил Манифест о созыве Государственной Думы
A6

Годы правления императора Александра I характеризовались

1) Отечественной войной 1812 года
2) Русско-японской войной
3) подавлением восстания декабристов
4) началом террористической деятельности «Народной воли»
A7

Главной целью аграрной реформы П.А. Столыпина было

1) разрушение крестьянской общины
2) укрепление крестьянской общины
3) наделение крестьян землей
4) отмена выкупных платежей
A8

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком государственном деятеле идет речь.

«Вылечившись от затей…сохранил трудолюбие своей молодости и теперь в короткое время совершил изумительные дела по программе, ему заданной. Прежде всего, из разных канцелярий и архивов он стянул к себе все указы, начиная с Уложения 1649 г. и кончая последним указом императора Александра I. Все эти указы, уставы и регламенты он расположил в хронологическом порядке и напечатал их, дав сборнику заглавие «Полное собрание законов Российской империи».

1) М.Т. Лорис-Меликов
2) С.Ю. Витте
3) М.М. Сперанский
4) П.А. Столыпин
A9

Под каким номером названы даты правления императора Александра III?

1) 1801-1825
2) 1825-1855
3) 1855-1881
4) 1881-1894
A10

Кто из известных русских дипломатов был инициатором отмены статей Парижского трактата, навязанного России после Крымской войны?

1) А.М. Горчаков
2) Д.А. Милютин
3) М.Т. Лорис-Меликов
4) Я.И. Ростовцев
A11

Какие из названных военных операций относились к Восточному фронту Первой Мировой войны?

1) битва на Марне
2) сражение под Верденом
3) окружение армии генерала Самсонова
4) битва на Сомме
A12

Что было одной из причин русско-японской войны 1904-1905 гг.?

1) личная неприязнь к Японии Николая II
2) стремление обеих сторон к полному господству в Китае
3) союзнические обязательства перед США
4) желание России завладеть Сахалином
A13

Главной целью новой экономической политики (НЭПа) было

1) снятие социальной напряженности
2) приток денежных средств в сельское хозяйство
3) попытка нормализовать отношения с буржуазией
4) концентрация средств для проведения индустриализации
A14

Какое из названных событий произошло раньше других?

1) снятие блокады Ленинграда
2) битва на Орловско-Курской дуге
3) Сталинградская битва
4) Тегеранская конференция  
A15

Какой из политических процессов относится к периоду до начала Великой Отечественной войны?

1) «дело врачей»
2) «Ленинградское дело»
3) «дело Тухачевского»
4) «Мингрельское дело»
A16

Какая операция завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

1) форсирование Днепра.
2) прорыв блокады Ленинграда.
3) битва под Москвой.
4) битва на Орловско-Курской дуге
A17

Какую цель не преследовала сталинская политика индустриализации?

1) повсеместное создание концессий
2) развитие передовых отраслей промышленности
3) создание мощного военно-промышленного комплекса
4) независимость от импорта иностранной продукции
A18

Одной из причин Гражданской войны было

1) национализации и конфискация земли
2) расстрел царской семьи
3) политика «военного коммунизма»
4) Декрет о мире
A19

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком из русских императоров идет речь.

«Главным наставником, воспитателем политической мысли …был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, восторженный, хотя и осторожный поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячая и очень говорливая либеральная книжка».

1) Александр I
2) Николай I
3) Павел I
4) Николай II
A20

В Бородинском сражении русской армией командовал

1) М.И. Кутузов
2) Александр I
3) П.И. Багратион
4) М.Б. Барклай де Толли
A21

Прочтите отрывок из документа и укажите год описываемых в нем событий.

«В эту минуту в Петербурге творится ужасное: войска – с одной стороны, рабочие – с другой, точно два неприятельских лагеря. На Троицком мосту кавалерия, конногвардия и кавалергарды преградили им путь (рабочих было более 20 тыс. человек), дали залп, отбили несколько хоругвей, но поп ускользнул».

1)
2)
3)
4)
A22

Какой ряд дат относится к периоду Сталинградской битвы?

1) июль-август 1943
2) ноябрь 1942-февраль 1943
3) сентябрь-ноябрь 1943
4) октябрь-декабрь 1941
A23

Кто из перечисленных полководцев и флотоводцев отличился в Крымской войне?

1) М.И. Кутузов
2) А.В. Суворов
3) П.С. Нахимов
4) А.А. Брусилов
A24

Как назывался план войны против СССР, разработанный высшим германским командованием по приказу А. Гитлера?

1) «Барбаросса»
2) «Уран»
3) «Цитадель»
4) «Кремль»  
A25

Что было одной из причин советско-финляндской войны?

1) экономические требования СССР
2) территориальные претензии СССР
3) агрессивные действия финляндских вооруженных сил
4) союзнические обязательства перед США и Великобританией
A26

Прочтите отрывок из воспоминаний художника Э. Белютина и укажите, о каком событии эпохи Н.С. Хрущева идет речь.

«Прежде чем спросить, «где здесь главный, где господин Белютин», Хрущев три раза обежал довольно большой зал… Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался…, то возвращался назад, и все окружавшие его люди услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Со стороны это выглядело, как в комедийном фильме времен Чаплина и Гарольда Ллойда».

1) выступление Хрущева на XX съезде
2) посещение Хрущевым выставки в Манеже
3) выступление на заседании Ассамблеи ООН
4) поездка Хрущева в США
A27

Кто из известных советских полководцев не участвовал в Великой Отечественной войне?

1) К. Рокоссовский
2) М. Тухачевский
3) Г. Жуков
4) А. Василевский

асть 2.

Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В1

Расположите имена следующих глав правительства СССР в хронологическим порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

А) Н.А. Тихонов  
Б) И.В. Сталин  
В) В.С. Павлов  
Г) В.М. Молотов  
       
           
В2

Какие три из перечисленных ниже событий и явлений, связаны с эпохой Н.С. Хрущева? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) «оттепель» в культурной жизни страны  
2) коллективизация  
3) разоблачение культа личности И.С. Сталина  
4) индустриализация  
5) Карибский кризис  
6) олимпиада в Москве  
     
         
В3

Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ    
А) хутор 1) расположение нескольких земельных участков одного хозяйства в разных местах территории общины  
Б) чересполосица 2) земельный участок, выделявшийся крестьянину при выходе из общины из общинной земли  
В) отруб 3) деньги, выплачиваемые бывшими крепостными крестьянами за выделенный участок земли помещиком  
Г) выкупные платежи   4) земельный участок с избой, выделявшийся крестьянину при выходе из общины, находящийся обособленно от жилищ других крестьян  
5) денежная компенсация за сверхурочные работы      
А Б В Г  
         
                     
В4

Прочтите отрывок из сочинения историка об одном событии русской истории XIX столетия и напишите, о каком именно идет речь.

«С распущенными знаменами в одних сюртуках солдаты бросились на Сенатскую площадь и построились здесь в каре; к ним присоединилась часть гвардейского гренадерского полка и весь гвардейский морской экипаж; всего собралось на Сенатской площади тысячи две».

Ответ: ____________________ .

В5

Установите соответствие между именами руководителей коммунистической партии и событиями в жизни СССР. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  РУКОВОДИТЕЛИ   СОБЫТИЯ
А) В.И. Ленин 1) первая пятилетка
Б) И.В. Сталин 2) провозглашение НЭПа
В) Н.С. Хрущев 3) XX съезд КПСС
Г) Л.И. Брежнев 4) промышленная реформа 1965 г.
    5) «перестройка»
А Б В Г
       

В6

Какие три понятия возникли в связи с установлением советской власти. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) гласный
2) декрет
3) нарком
4) национализация
5) поверенный
6) нигилист
       
         
В7

Расположите следующие фамилии государственных и партийных деятелей в хронологической последовательности их деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии в правильной последовательности в таблицу.

А) Л.П. Берия
Б) Л.Д. Троцкий
В) М.С. Горбачев
Г) А.Н. Косыгин
       
В8

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите реформу, о которой идет речь.

«…3 января 1857 г. составлен был новый секретный комитет из ближайших доверенных лиц, решительное большинство которых с председателем князем Орловым во главе принадлежало к противникам…, а из меньшинства двое, Ростовцев и Корф, отказывались от назначения по незнакомству с делом…».

Ответ: ____________________ .

В9

Какие три из перечисленных городов так и не были захвачены гитлеровскими войсками за годы Великой Отечественной войны. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Орел
2) Ленинград
3) Белгород
4) Ростов-на-Дону
5) Мурманск
6) Москва
       
         
В10

Установите соответствие между русскими императорами и событиями их царствования. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ИМПЕРАТОРЫ   СОБЫТИЯ
А) Николай I 1) Венский конгресс
Б) Александр II 2) Восстание декабристов
В) Александр I 3) «Жалованная грамота дворянству»
Г) Николай II 4) Ведение суда присяжных
    5) Открытие Государственной Думы
А Б В Г
       
В11

Прочтите отрывок из «Записок» А.П. Ермолова и укажите событие, о котором идет речь.

«… в своей квартире, принял князь Кутузов собравшихся генералов…Военный министр начал объяснение настоящего положения дел следующим образом: «Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно; превозмочь его, располагающего превосходными силами, более нежели сомнительно. Если бы после сражения могли мы удержать место, но такой же потерпели урон, как при Бородине, то не будем в состоянии защищать столько обширного города…».

Ответ: ____________________ .

В12

Какие три из перечисленных событий произошли в период царствования Николая II. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) «Ходынка»
2) организация и начало деятельности «Народной воли»
3) Крымская война
4) «Кровавое воскресение»
5) основание Московского университета
6) окончательное оформление Антанты
       
         
В13

Установите соответствие между приведенными ниже сражениями и войнами, в которых принимала участие Российская империя. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

  ПОЛОЖЕНИЯ   ДОКУМЕНТЫ
А) Крымская война 1) сражение под Малоярославцем
Б) Русско-японская война 2) битва при Чашниках
В) Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 3) взятие Плевны
Г) Отечественная война 1812 4) сражение под Мукденом
    5) осада Севастополя
А Б В Г
       
В14

Прочтите отрывок из «Воспоминаний» русского дипломата А.П. Извольского и назовите императора, о котором идет речь.

«Он обладал слабым и изменчивым характером, трудно поддающимся точному определению. Во время событий 1905 года эта величайшая его слабость спасла монархию. Революционное движение, которое достигло больших успехов после русско-японской войны, в действительности началось значительно раньше, чем в предшествующее царствование…».

Ответ: ____________________ .

В15

Расположите события культурной жизни СССР в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

А) выход произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»  
Б) присуждение Б. Пастернаку Нобелевской премии по литературе  
В) съемки фильма «Веселые ребята»  
Г) первое исполнение Шестой симфонии Д. Шостаковича  
       
           

асть 3.

Наши рекомендации