Идейная борьба и общественные движения в России
В первой половине XIX в.
Отход Александра I от либеральных реформ начала XIX в. породил поиски иных методов модернизации России, для которой цивилизационная проблема выработки «Ответа» на «Вызов» Запада не была решена. В среде ничтожного меньшинства дворянского сословия, поднявшегося до понимания задач, поставленных перед Россией мировым историческим процессом, родилась альтернатива революционного реформаторства. Она объективно должна была реализоваться в ключе проводимых ранее либеральных преобразований, а не сводилась к изменению цивилизационного пути развития.
Историки издавна ведут споры - чем по своему характеру было движение декабристов в России – попыткой совершить первую в истории страны революцию, или очередной дворцовый переворот, которых было немало в прошлом? Было ли восстание на Сенатской площади исторически предопределено или стало результатом случайного стечения уникальных обстоятельств?
Восстание оказалось верхушечным, не затронувшим основную крестьянскую массу расколотой российской цивилизации, что советская историография ставила в вину декабристам. Эта цель изначально ставилась организаторами восстания, для дворянского менталитета которых идея использования опыта дворцовых переворотов в России была более органичной, чем неуправляемое движение масс - «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Альтернатива при условии ее реализации должна была закрепить европейскую ориентацию России через смену политического режима.
Традиционно историки выделяют следующие причины появления движения декабристов:
* Война 1812г. и заграничные походы российской армии в Европу показали наиболее передовой части российского дворянства преимущества либеральной цивилизации перед самодержавно-крепостнической системой России.
* Свою роль сыграли «идеи времени» - французского просвещения, реализовавшиеся во время Французской революции и войны за независимость Сев. Америки. Если в конце XVIII в., в екатерининские времена, общественность России брала из теории просветителей прежде всего идеи общественного договора, то в начале XIХ в., после установления в ряде стран Европы буржуазных свобод все сильнее било в глаза полное несоответствие бесправия основной массы населения России идеям «естественного права» человека, от рождения наделенного свободой и личной неприкосновенностью.
* Советские историки выделяли отдельно проблему кризиса крепостнического хозяйства в стране, начавшегося в начале XIХ в. и подталкивавшего наиболее передовую общественную мысль России к пониманию необходимости смены всей системы социально-экономических отношений.
Основными организациями декабристов были «Союз спасения» (1816-1817 гг.), «Союз благоденствия» (1818-1821 гг.), «Северное» и «Южное» общества. (1821-1823 гг.). Их объединяла идея переустройства общества. «Союз Спасения» в своем уставе предлагал отмену крепостного права и установление конституционной монархии, при этом предлагались либеральные методы проведения реформы: из всех прав населению предоставлялось только «право на общественное мнение», которое по мысли теоретиков «Союза», должно заставить правительство провести в стране социально востребованные реформы. В 1818 г. в «Союзе Благоденствия», созданном на основе «Союза Спасения», появилась мысль о том, что правительство, несмотря на все либеральные реформы, не пойдет на радикальную ломку общественных отношений; изменения в России, согласно воззрениям декабристов были возможны только через проведение «военной революции». Переворот должна была провести гвардия, которая определит состав нового правительства, призванного провести социальные реформы «сверху», более быстрыми темпами, чем самодержавие.
Взгляды декабристов получили законченное выражение в двух важнейших документах - «Русской Правде» П.И. Пестеля - программе «Южного общества» и « Конституции» Н.М. Муравьева-Апостола - программе «Северного общества». Общими для этих документов были требования ликвидации сословного строя и установления равенства всех граждан перед законом, оба проекта предусматривали отмену крепостного права и введение всеобщего избирательного права в стране. По форме правления Россия должна была стать республикой или конституционной монархией.
Программы декабристов при этом существенно отличались в вопросе конкретной реализации необходимых стране преобразований. Так, по «Русской Правде» отмена крепостного права должна была осуществиться с землей, отчужденной у крупных помещиков и государства. «Конституция» предлагала освободить крестьян без земли, наделив только приусадебными участками. Избирательное право по «Конституции» предоставлялось только мужчинам и по имущественному цензу, а по «Русской Правде» - всем гражданам государства. Существенные отличия имелись в том, что касалось политического строя: по «Конституции» Россия должна быть ограниченной монархией с федеративным устройством, а по «Русской Правде» - централизованной буржуазной республикой.
В целом оба проекта были прогрессивными, революционными программами буржуазного преобразования крепостнической России, «Русская правда» Пестеля была более радикальной и последовательной, чем проект Муравьева, однако последний был более реалистичным, ориентированным на либерализацию российского государства и усиление европейской ориентации страны при сохранении основного цивилизационного комплекса.
В каждой программе декабристов содержались и рациональное и утопическое зерна. Главным камнем преткновения был вопрос о том, что проблематично было воплотить на практике любую из программ в жизнь в условиях «расколотой» цивилизации России, ведь свои проекты декабристы составляли без учета настроений основной массы крестьянства, которым идеи «военной революции» были совершенно чужды. Альтернатива революционного реформирования в стране имела еще более узкую социальную базу, чем либеральные реформы правительства начала XIХ в.
Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади и восстание Черниговского пехотного полка, поднятое членами Южного общества 20 декабря того же года, были подавлены, над их участниками состоялся суд.По действовавшему в стране уголовному кодексу - «Уложению о наказаниях» всем причастным к восстанию, даже тем, кто (как граф Трубецкой или А.С. Пушкин) знал о подготовке переворота и не донес властям, грозила смертная казнь. Николай I, не желая начинать свое царство с массовой казни, осудил к повешению только 5 человек, более 100 декабристов были отправлены на каторгу, разжалованы в рядовые и сосланы в действующую армию на Кавказ.
Восстание декабристов, хотя оно и не имело реальной перспективы успешной реализации ставившихся целей, сыграло огромную роль в развитии революционных идей в стране. «Декабристы, по оценке Ленина, разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и заканчивая героями Народной Воли».
Вторая четверть ХIX в. ознаменовалась зарождением других течений общественной мысли – консерватизма, либерального и революционно-демократического направлений. Общественность должна была решить проблему самоидентификации Российской цивилизации, осуществить поиск путей ее обновления.
Одновременно с подавлением движения декабристов правительство укрепило идеологические основы самодержавного строя. Либеральной и революционной идеологии была противопоставлена идеология «просвещенного консерватизма», разрабатывавшаяся в рамках теории «официальной народности». С точки зрения официальных теоретиков, революционные идеи рассматривались как чуждые, заимствованные из Европы; опорой самодержавия должна быть «народная» идеология самобытной России. У истоков этой теории находились идеи историка Н.М. Карамзина, считавшего, что монархическая форма правления - наиболее прогрессивная для человечества. В 1832 г. министр просвещения С.А. Уваров в докладе Николаю I сформулировал основные положения «теории официальной народности»:самодержавие – единственно возможная форма правления; духовной основой русского народа должны быть ценности православия; одновременно основой для единения царя с народом провозглашался монархизм крестьян. Из «теории официальной народности» следовало: Российское государство могло существовать только при условии верности народа самодержавию и подчинению православной идеологии церкви; «теории народности» придавалось значение одной из опор самодержавия, ее внедрение в массовое сознание ставилось на первый план.
В 30 – 40-е гг. продолжалось формирование различных общественно-политических течений. С иных позиций существовавшие в стране порядки оценивали либералы, связывавшие будущее страны с реформами - они выступали за преобразование социально-политического строя, самодержавия в конституционную монархию, ратовали за отмену крепостного права, введение свободы слова и свободы совести. Ратуя за улучшение самодержавного строя, либералы вместе с тем, боялись революционных выступлений и считали, что необходимые реформы должны проводиться «сверху».
Либеральное движение в России не было единым, в нем выделялись течения – славянофильство и западничество. Славянофилы (братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков и др.) исходили из идеи национальной самобытности России и выступали против всяческих заимствований с Запада. Западники же (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.П. Боткин и др.) рассматривали Россию неотъемлемой частью европейской цивилизации и призывали к проведению реформ по европейскому образцу. Идеологические построения и тех и других оказали заметное влияние на последующее развитие российской общественно-политической мысли.
Сторонники революционного направления организовывали различные кружки, занимавшиеся, в основном, разработкой революционной идеологии. Именно в это время в Россию впервые проникают социалистические идеи, преимущественно европейских социалистов-утопистов. Самым крупным тайным обществом стал действовавший в 1844 – 1849 гг. в Петербурге кружок петрашевцев (назван по имени его руководителя М.В. Буташевича-Петрашевского). Помимо пропаганды европейских социалистических учений, петрашевцы выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права, за переход к демократической республике. Царизм жестоко расправился с пропагандистами этих идей: военный суд приговорил 21 человека (в т.ч. М.В. Буташевича-Петрашевского и Ф.М. Достоевского) к смертной казни, замененной в последний момент каторгой.
Большую роль в формировании и распространении революционной идеологии сыграли революционные демократы Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен и В.Г. Белинский. Им принадлежит заслуга разработки и пропаганды идей крестьянского социализма, возможности перехода России к социализму через общину, минуя капиталистическую фазу, обоснования путей демократического развития общества, освобождения трудящихся от всех форм угнетения.
Таким образом, в первой половине XIX в. в российском обществе сформировались основные идейно-политические течения – революционное, либеральное и консервативное, которые отражали назревшие потребности социально-экономического и политического развития страны и оказали заметное влияние на дальнейший ход ее истории.