Российская политическая и правовая мысль периода реформ Петра I

Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на рубеже ХУП-ХУШ вв. с реформ Петра I. Социально-политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государствен­ного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Ев­ропеизируя Россию, Петр в то же время стремился укрепить абсолютную мо­нархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии.

Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики «гнезда Петрова» Ф. Прокопович (1681-1736) — автор «Слова о власти и чести царской», «Регламента или Устава Духовной Коллегии»; Ф.С. Салтыков (1661-1715) — составитель «Пропозиций» по государственному устройству; В.Н. Та­тищев (1686-1750) — создатель «Истории российской с самых древнейших времен»; И.Т. Посошков (1652-1726) — автор «Книги о скудости и богатстве» и другие рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить «общенародную пользу» и внимать разуму подданных».

В то же время своеобразие российского исторического процесса и отсут­ствие представительных институтов обусловливали то, что обычно политиче­ские преобразования могли идти только сверху, «от царя», как пожалование. Проекты реформ приобретали силу закона лишь в том случае, если были санкцио­нированы правителем. Несогласие с государственной властью и издаваемыми законами не допускалось, верховный носитель власти ставился над всеми граж­данами и сословиями, любые действия государя оправдывались.

В этой связи существенное значение приобретала концепция просвещенного монархизма, не совместимого с произволом. Просвещенный монарх должен пра­вить, опираясь на обоснованный и соблюдаемый свод законов. Ведущий идеолог Рйровскихвремен Ф. Прокопович утверждал, что верховным носителем госу­дарственной власти должен быть просвещенный правитель: «в наследуемом цар­стве печется самодержец о добре общем, яко о своем домашнем».1 Он справедли-0 полагал, что основой прогресса, силы государства и благосостояния граждан ^ляется образование и распространение наук.

°.Н. Татищбв полагал, что выбор форм правления или избрание нового мо-Рха должны соответствовать естественному закону и осуществляться «согла-ем всех подданных». Форма правления зависит от географических условий, размеров территории и уровня просвещения. Анализируя различные форму правления — монархию, тиранию, аристократию, охлократию и демократию В.Н. Татищев делал вывод о том, что монархия для «великих и пространных государств вынуждается обстоятельствами как наименьшее зло». Впервые в его трудах ставилась проблема соотношения свободы личности и естественного права. Он показал, что крепостное право в России не оправдывают «ни естест­венный, ни Божественный законы, ни действительно государственные интересы»'

И.Т. Посошков являлся представителем купечества, поддерживал преобразо­вания Петра I. В «Книге о скудости и богатстве» подчеркивал, что укрепление независимости русского государства может быть достигнуто'развитием отечест­венной промышленности, торговли и умножением народного богатства,- Он от­мечал, что благо народа — основа процветания Отечества: «Не то царственное богатство, еже... казны много, но то, еже бы весь народ по мерностям богат был». Именно поэтому важнейшей задачей царской власти является забота о нуждах подданных, соблюдение их интересов, облегчение положения всех сословий. Сословное деление у И.Т. Посошкова связано с размежеванием прав и обязанно­стей: дворяне должны состоять в гражданской и военной службе, на купечество следует возложить развитие промышленности и торговли, крестьяне обязаны усерд­но трудиться на помещиков. При этом царю следует охранять крестьян от нище­ты и произвола, поскольку «крестьянское богатство — богатство царственное». Обеспечить мир и согласие сословий, порядок в государстве можно путем «твер­дого смотрения», основанного на законах, для чего необходима судебная рефор­ма, по которой суд должен быть не сословным, а единым для всех.

Идеология просвещенного абсолютизма находила отражение в реформатор­ской политике первого императора России — Петра I (1672-1725, царь с 1682 г., реально — с 1689 г., император—с 1721 г.), способствовавшего упрочению положе­ния дворянства и использовавшего жесткие меры для его осуществления. Многие политические документы, идеи, лежащие в их основе, Петр I разрабатывал сам. К числу наиболее крупных преобразований в государственной сфере и соответ­ствующих нормативных актов следует отнести: военную реформу и введенный в 1716г. «Воинский Устав Петра Великого», городскую реформу, начало которой положил «Указ об учреждении губерний и приписании к ним городов» (1708), установление порядка государственной службы, создание Сената, Синода и кол­легий, закрепленное в «Генеральном регламенте» (1718), формирование иерархи­ческой системы должностей по 14 классам, отраженное в «Табели о рангах» (172 политику меркантилизма в области промышленности и торговли, уравнивание вотчинных (наследственных) и поместных (дарственных за службу) владении, которые тоже стали передаваться по наследству в силу «Именного указа» (1714). создание Академии наук (1724), введение гражданской азбуки и др.

Представляет научный интерес и практическую значимость анализ «ТабеЛ" о рангах», введенной в действие 24 января 1722 г. указом Петра I. Она состояла

обственно из классификатора рангов (классов) и комментария к нему. «Табель рангах» создала четкую иерархическую систему: должности были расписаны по 14 классам или рангам, причем каждый из них, в свою очередь, подразделял­ся на военные, гражданские и придворные чины.

)

«Табель о рангах» — это закон о порядке государственной службы, новая система чиновной иерархии. Этот документ завершил административные ре­формы центральных и местных государственных учреждений, в аппарате кото­рых было занято значительное число чиновников. Его основное значение состояло в рационализации и систематизации административной службы. В качестве важнейшего признака чиновной иерархии «Табель о рангах» выдви­гала вместо происхождения и знатности принцип служебной и профессиональ­ной годности. В социальном плане это означало известную демократизацию правящего сословия. Особое значение имело узаконивание приобретения дво­рянства выслугой и пожалованием государя. Приобретение дворянства путем выслуги чина усиливало социальную мобильность правящего сословия, откры­вало возможность прилива в его среду выходцев из других классов и сословий. Преимущество в новой иерархической системе отдавалось воинским чинам пе­ред гражданскими и придворными. В своей основе она оставалась неизменной на протяжении длительного времени; отменена после 1917 г; «Табель» устанавливала строгое почитание высшего ранга низшим и штрафы за нарушение субординации. На каждый чин полагалось иметь патент. Высший ранг «при всяких случаях» принадлежал Петру I, а вслед за ним принцам по его крови и тем принцам, которые с «нашими принцессами сочетаны». В чинах одного ранга преимущество отдавалось морским чинам над сухопутными в море, а сухопутным — над морскими на суше. Воинские чины объявлялись выше прочих. Чины распространялись и на женщин, подведенных под ранги соответ­ственно занимаемым ими придворным должностям, а при их отсутствии — по рангам мужей и отцов.

Законные дети и их потомки всех служителей российских или чужезем­ных, имеющих или имевших один из первых восьми рангов, считались произ­веденными в дворянское достоинство, хотя бы они и «низкой породы были». Любой воинский чин, который дослуживался до старшего офицера (восьмого ранга — майора), производился в дворянина. Дети, рожденные от них «в дво­рянстве», также уже считались дворянами. Если же дети были рождены до получения дворянства, то по его достижении титул дворянина получал только один сын. «Табель» предполагала, что дворянские дети во время обучения проходят подготовку и по военным чинам, которые присуждались по годам учебы. Обладатели чинов обязывались к ношению соответствующих наряд08 и ливрей, использованию адекватного экипажа. Все проблемы, возникавши6 по вопросам толкования дворянских прав, почестей, гербов и т.д., рассматрИ' вались «геролдмейстером», производством во дворянство занимался и Петр I.

Рассмотрение «Табели» в ряду других аналогичных памятников показы что в различных странах Европы возникали похожие принципы бюрократи46" ской организации общества и соответствующие им документы.О роли Петра I в развитии политического сознания россиян ярко сказал ф Прокопович: «Какову он Россию сделал — такова и будет; сделал доб­рым любимою, любима и будет; сделал врагам страшную, страшная и бу­дет; сделал на весь мир славною, славная и быть не перестанет. Оставил нам духовные, гражданские и воинские исправления».

Наши рекомендации