Современное развитие (конец 20 века.)
Направленно на выстраивание отношений взаимопонимания и сотрудничества. В каждой серьезной кампании присутствует отдел по ССО, а в малом и среднем бизнесе – менеджер по ССО. К концу 20 века сложились основные направления ССО:
· Работа с государственными учреждениями (GR – govement relations)
· Отношения с инвесторами (IR – invest relations)
· Корпоративные отношения (CR – corporate relations)
· Отношения со СМИ (MR – media relations)
· Организация и проведение специальных мероприятий (SE – special events)
· Создание имиджа (IM – image making)
· Управление кризисными ситуациями (Crisise management)
· Управление восприятием сообщений (MM – message management)
История развития ССО в России
Первой деятельностью по ССО можно считать введение должности пресс-секретаря у Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, хотя их обязанности сводились в основном к написание текстов речей и статей лидеров, заслуживает внимания стремление руководителей советского периода к открытости. Многие специалисты считают, что перестройка была первой массовой PR-кампанией. Т.к. она позволила всему миру по-новому взглянуть на Россию. В конце 80-х годов 20 века в москве начинают открываться отделения международных PR-агентств. В 1989 году открываются первые отечественные PR-агентства («Никколо-М», «Имидж Контакт», «Миссия – Л»). В развитии ССО в России можно выделить 3 этапа:
Гг. Период начального формирования PR-рынка.
3 июля 1991 года создается РАСО. Учредителями РАСО являются Союз журналистов России, МГИМО и Национальная Рекламная Ассоциация. С 1996 года ежегодно РАСО проводится научно-практические конференции по ССО. Дни PR, проводимые РАСО, становятся центром общения российских и зарубежных специалистов. Начинают закладываться основы системы PR-образования. Сначала появляются коммерческие курсы, обучающие основам ССО, а затем отдельные государственные ВУЗы вслед за МГИМО начинают подготовку специалистов по ССО. Специальность «Public Relations» получает квалификационный номер и лицензию Минобрнауки.
Гг. Период формирования развитой отрасли.
В 1995 году появляются федеральные законы («О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в СМИ», «Об общественных объединениях»). Эти законы, пусть и косвенно, но управляют деятельностью по ССО. В 1997 году учреждена национальная премия в области ССО «Серебряный Лучик», появляются и региональные премии (PRоба (С.- Петебург), Белое Крыло (Екатеринбург), PRосвет (С. – Петербург)). Начинает проводиться общероссийский конкурс «Хрустальный Апельсин» на лучший студенческий проект в области ССО. К концу 2002 года начинает издаваться 4 постоянных журнала, посвященных ССО: «Советник», «Сообщение», «PR в России», «PR диалог». В 1990 году выходит книга Сэма Блэка «PR – что это такое» на русском языке. Позднее на втором этапе, появляются труды российских авторов: Блажнова, Чумикова, Шишкина, Лебедева, Алешиной. На английский язык переводятся книги российских авторов Учебцова и Королько. В 2001 году РАСО выступило с инициативой о включении профессии ССО в официальный реестр Министерства труда и социального развития, после чего данная профессия получила официальный статус.
Настоящее время.
Многие специалист сходятся во мнении, что несмотря на развитие отрасли, PR в России не достиг зрелости, объясняя это тем, что сама страна не вышла из стадии переходного периода. PR в России продолжает развиваться и приобретает все более уникальные черты, которые свойственны только России.
Лекция от 7.10.11. Основные направления PR-деятельности.
PR и пропаганда.
Пропаганда – это форма манипулирования определенными символами, направленная на управление поведением толпы.
Основные инструменты пропаганды:
1. Страх.
2. Мотивы справедливости.
3. Создание модели «друг-враг».
Основные принципы пропаганды:
1. Пропаганды должно быть много, чтобы человек не мог разобраться в обилии информации.
2. Пропаганда должна быть максимально простой.
3. Пропаганда должна быть однообразной, лозунги, которые используются, должны повторяться везде.
4. Пропаганда должна быть однозначной.
5. Пропаганда в большей степени воздействует на чувства и эмоции.
6. Пропаганда должна быть шокирующей.
7. Пропаганда – это всегда односторонняя коммуникация, которую не интересует мнение аудитории.
Основная цель пропаганды.
Основная цель – изменить поведения людей, согласно идеологии. Изменение поведения людей идет через изменение социальных установок.
Отличие PR от пропаганды.
1. PR – это всегда рекомендации, а не четкая команда к действию.
2. PR направлен на ЦА, а не на абстрактные массы.
3. PR – двухсторонняя коммуникация, пропаганда – односторонняя.
4. В PR информация правдивая и точная, в пропаганде – шокирующая.
5. PR носит разъяснительный характер, пропаганда же направлена на эмоции.
6. PR – это сотрудничество со СМИ, пропаганда – это подчинение всех СМИ одной идеологии.
PR и паблисити
Паблисити – это создание позитивной известности. Это информация, полученная из внешнего источника, которая используется СМИ, поскольку представляет, по их мнению, ценность, заключающаяся в новизне информации. Паблисити представляет собой неконтролируемый метод размещения информации в СМИ.
Основные методы размещения информации:
1. Рассылка PR–документов.
2. Приглашения журналистов на событие.
3. Интервью.
4. Высказывание какого-либо значимого лица относительно какого-либо события.
5. Псевдособытие.
Паблисити многие специалисты называют Media Relations(MR).
PR и лоббирование.
Лоббирование – это формирование и поддержание отношений с политическими структурами с целью воздействия на законодательную и нормативную деятельность.
В PR лоббизм – это услуги по взаимодействию с политическими структурами с целью создания оптимальных условий для деятельности компании.
Виды лоббизма:
1. Корпоративный (заказчики – крупные компании, которым выгодно сдерживание определенных законов)
2. Удельный/ феодальный (заказчики – крупные организации, которые не заинтересованы в развитии новых рынков. В России «война за ГОСТы»)
3. Завоевательный (заказчики – политические структуры, захват и расширение территорий)
Направление лоббирования.
1. Вертикальное лоббирование. Обращение к узкому кругу лиц, которые непосредственно занимаются решением вопроса.
2. Горизонтальное лоббирование. Обращение к широкому кругу лиц, которые своим поведением могут повлиять на узкий круг лиц, занятый решением вопроса.
Основные приемы лоббизма.
1. Аргументация
2. Информационные техники
3. Акцентирование внимания на невыполненных обещаниях
4. Сдерживание про помощи каких-либо благ.