Предыстория Договора о реформе

Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.

Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор призван заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15 — 20 лет. Подписание Договора 13 декабря 2007 г. открыло период, когда страны-члены должны будут провести процесс его ратификации (2008 г.). Осложнения возникли в таких странах, как Ирландия и Чешская республика, где для его одобрения необходима поддержка 3/5 Парламента, а в случае с Ирландией еще и поддержка населением страны на референдуме. Тем не менее, одобрение в парламентах 27 стран завершит 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, которая была начата подписанием Маастрихтского договора в 1992 г.. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.).

Договор о реформе структурно состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций.

3. Особливості міжнародних відносин на межі століть.

Вместе с окончанием «холодной войны» на рубеже 90-х гг достоянием истории стала и 2-х полюсная мировая политическая система, когда долгие годы СССР и США вели борьбу за влияние в военной, идеологической, политической сферах. После распада СССР на мировой сцене осталась одна сверхдержава США, началось формирование однополюсного мирового порядка.

Современные лидеры США, опираясь на огромный

· экономический,

· научно-технический

· военный

потенциал американского государства, не скрывали стремление обустроить мир по образцу США, навязать американские ценности в качестве универсальных. В соответствии с этими принципами разработана новая стратегия национальной безопасности:

· США будут все делать для мирового лидерства

· Защищая свободу и справедливость, США будет применять «превентивные» предупредительные действия.

И эти принципы внешней политики США касаются не только Ближнего Востока, Персидского залива, но и Европы, Азии и остальных континентов. Стремление к гегемонии в современном мире выражается и во вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. В 2005 г Дж. Буш озвучил, что США под лозунгом «защиты демократии» наделяет себя правом вмешиваться в суверенные дела др.стран. Создан спецотдел «Корпус активного реагирования». Его задачи включают:

· Создание энергичной прессы

· Независимого правосудия

· Мирной оппозиции

· Свободной экономики

Может разворачивать активные действия в считанные недели, вместо формирования общественного мнения годами.

Эта модель однополярного мира во главе с США, не успев оформиться, перешла в состояние кризиса.

Причины:

1. Усиливается борьба между 3 ведущими мировыми экономическими центрами США, Японией, Европейским Союзом. В настоящее время показателем мощи являются не только военные, но и экономические, научно-технические факторы. Американской идее мощно европейскаяпротивостоит.

2. На мировой арене появляются новые политические, экономические влиятельные центры: Китай, Россия, Индия и т.д.

3. Внутриэкономическая ситуация в США подвержена кризисам (финансово-экономические кризисы, коррупционные скандалы, банкротство крупнейших фирм и компаний). Многие страны, даже из традиционных союзников США выступают против.

Многие государства на современном этапе выступают против попыток США сформировать однополюсный мир. В мире – тенденция к многополюсному порядку.

Наши рекомендации