Вступительное слово учителя.
Антуан де Сент-Экзюпери
1. Вступительное слово.
– сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новым словом и понятием «толерантность».
– Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
2. Введение понятия.
Прощение,терпение, понимание, дружба - все это можно назвать одним словом – толерантность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.
– А сейчас посмотрите друг на друга и скажите, у всех вас одинаковые глаза, волосы, прически, характер, привычки?
– Все мы разные: и характер, и одежда, и привычки. Бывает так, что что-то в других людях вас кажется непонятным и смешным? А если стали бы смеяться над вашим внешним видом как бы вы себя чувствовали? Правильно вам было бы неуютно и обидно.
- На нашей планете живут народы разных рас и национальностей, которые очень сильно отличаются друг от друга, но разве это должно мешать нам всем жить дружно?
3. Тест на толерантность.
- Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.
1.Друг сломал твою вещь.
lТы его прощаешь.
lТы ударяешь его.
2.Ты поссорился со своей подругой.
lТы попытаешься объясниться с ней.
lТы обижаешься и мстишь.
3.на уроке ты уже ответил, но тебе хочется ответить еще…
lТы предоставишь другим возможность ответить….
lСтараешься всех перебить
4.Ты поступаешь нехорошо и недоволен собой.
lСтараешься исправить свой поступок.
lТы все сваливаешь на других.
5.Ты не согласен с кем-нибудь..
lТы все-таки слушаешь его…
lТы не даешь ему говорить…
4. Толерантный человек придерживается правил:
Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше.
«Толерантность» 5-9 кл
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности.
Ход беседы
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Доска:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ (арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Работа в группе.
Воспитатель. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:
Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
Не делай другому того, от чего больно тебе.
В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.