Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Тема 1. Предмет, метод и система ПСО (12 часов)
Цель СРС - сформировать у студентов представления о истории развития социального обеспечения на различных этапах своего формирования; глубокое понимание роли социального обеспечения в жизни общества; понятие и признаки социального обеспечения; влияние функций социального обеспечения на регулируемые правоотношения; владение организационно-правовыми формами социального обеспечения; понятие предмета права социального обеспечения; особенностей метода права социального обеспечения; структуры права социального обеспечения; разграничения права социального обеспечения от смежных дисциплин.
Формы контроля СРС:
1.Подготовка к практическому занятию
2.Реферирование научных статей
3.Подготовка конспекта
Вопросы для обсуждения:
1. Какими чертами обладали предпосылки возникновения социального обеспечения на различных этапах развития системы социального презрения в России?
2. Чем отличается система социального обеспечения в России и развитых зарубежных странах?
3. Функции права социального обеспечения.
4. Предмет права социального обеспечения.
5. Особенности метода права социального обеспечения.
6. Система права социального обеспечения.
7. Разграничение права социального обеспечения со смежными отраслями права.
Требования к представлению и оформлению результатов СРС
Подготовка к практическому занятию
Подготовку к занятию следует начинать с изучения конспекта лекции, разделов рекомендованных учебников, текстов рекомендованных научных статей. Для лучшего усвоения материала рекомендуется составить конспект по вопросам, выносимым на обсуждение на практическом занятии.
Реферирование научных статей
Студент по выбору реферирует (делает краткий конспект) 3-х научных статей по вопросам, обсуждаемым на практическом занятии. Кроме статей, указанных в дополнительной литературе, студент может реферировать статьи из СПС КонсультантПлюс:
1. Благодир А.Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений. //Социальное и пенсионное право.- 2011.- № 1.
2. Гусева Т.С. Демографическая функция права социального обеспечения. //Журнал российского права. – 2013. - № 2.
3. Гусева Т.С. Метод сравнительного исследования в праве социального обеспечения. //Социальное и пенсионное право. -2011.- № 2.
4. Захаров М.Л., Азарова Е.Г. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. М., 2010.
5. Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства.// Консультант Плюс. – 2012.
6. Радуто В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита»//Социальное и пенсионное право.- 2011.- № 1.
7. Лушникова М.В. Теория и методология сравнительного трудового права и права социального обеспечения. //Трудовое право.- 2011.- № 2.
8. Мачульская Е.Е. Современные представления о предмете права социального обеспечения. //Вестник МГУ. – 2003. - № 6.
9. Трофимова И.Н. Региональные аспекты социальной политики Российской Федерации. //Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - N 1.
10. Швечкова Н.Е.Переход «Право социального обеспечения» в комплексную отрасль «Социальное право»//Социальное и пенсионное право.- 2008.- № 4.
11. Яблокова И.А. Совершенствование процедурно-процессуальных норм в ПСО.//Социальное и пенсионное право.- 2012. - № 2.
Требования к реферированию научных статей
Студентам необходимо внимательно прочитать статью, в письменном виде кратко изложить содержание статьи, выделить проблемы, освещаемые в статье. Рефераты статьей сдаются на проверку преподавателю, ведущему практические занятия.
Подготовка конспекта
Студентам необходимо сжато в реферативной форме подготовить конспект семинарского занятия, используя основную и дополнительную литературу
Требование к конспекту
При подготовке конспекта нужно внимательно и вдумчиво изучить основные работы известных ученых в области социально-правовой науки и различных авторов, чьи позиции надо учесть при написании конспекта. Дословные ссылки заключаются в кавычки. Допускается пересказ мысли изучаемого автора, предварительно оговорив, что это является мнением такого-то ученого. Во всех случаях ссылки на авторов обязательны.