Демократические процессы в Казахстане.
Международные экономические отношения (в основном торговые) существовали в глубокой древности. Это были отношения между отдельными европейскими государствами в рамках отдельных регионов (Европа - Северная Африка, Европа - Ближний Восток и др.), то есть они носили межстрановой, узко региональный характер.
По мере развития капитализма, с созданием национальных государств и национальных хозяйств расширяются производственные связи не только внутри их, но и между национальными хозяйствами.
Важнейшее значение для расширения хозяйственных связей между странами имел качественный скачок в развитии производительных сил - создание крупной промышленности.
Прогресс в развитии производительных сил, проявившийся в увеличении масштабов производства, в улучшении транспортировки товаров, сделал возможным расширение хозяйственных, в том числе торговых, связей между странами. Вместе с тем развитие крупного машинного производства усиливает для отдельных стран необходимость внешнеторгового обмена.
Машинная промышленность - это массовое производство. С развитием специализированного массового производства встает вопрос о емкости рынка. Некоторые виды машин и оборудования требуются данной стране в относительно небольших количествах, однако их выпуск является более эффективным при массовом производстве. Это ведет к созданию крупных предприятий по выпуску специализированной продукции, с расчетом не только на внутренний, но и на внешний рынок.
Вместе с тем, некоторые промышленно развитые страны с небольшой территорией и численностью населения не имеют возможности организовать массовое производство всей современной продукции, поэтому они находятся в большой зависимости от внешних производственных связей. Так, например, в Нидерландах, Норвегии, Бельгии доля экспорта в ВВП составляет около или более 1/2, примерно такая же часть потребляемой продукции импортируется. С повышением уровня экономического развития степень зависимости этих стран от внешних связей будет повышаться, так как в экономике все больший удельный вес занимают новые и новейшие наукоемкие производства, развитие которых в этих странах возможно лишь на основе участия в международной специализации и кооперировании. Таким образом, заинтересованность отдельных стран в расширении своих внешнеэкономических связей объясняется не только необходимостью сбыта продукции на внешних рынках, но и необходимостью получения определенных товаров извне.
На развитие внешнеэкономических связей влияют также географические условия, различия в природных ресурсах - запасах полезных ископаемых, климате, плодородии почвы и так далее. Увеличение объемов выпуска продукции, появление новых отраслей и видов производства ведут к резкому росту спроса на различные виды топлива, сырья и материалов. Однако возможности получения большинства видов сырья в отдельно взятой стране ограничены природными условиями. Поэтому естественно стремление отраслей промышленности, освоивших производство продукции в крупных размерах, получить необходимое сырье в тех странах, где оно есть.
Развитию внешнеэкономических связей способствует и научно-техническая революция (НТР). Так как в условиях НТР растут расходы на НИОКР и капиталовложения для создания новых видов продукции, то увеличиваются оптимальные размеры предприятий и в, то же время намного расширяется номенклатура выпускаемых изделий. Невозможность в оптимальных масштабах производить все современные виды продукции обуславливает необходимость роста международной специализации и кооперирования (кооперации). Углубление участия Казахстана в МРТ и усиление его зависимости от развития внешнеэкономических связей объективно определяются современными тенденциями развития производительных сил под воздействием НТР.
Вопросы:1.Основные направления внешней политики РК,
Задание на СРСП:1.Связь Казахстана с мировым сообществом?
Приложение №2
Содержание практических занятий
Занятие 1.Вводное занятие –
Подготовка устных ответов по плану:
1. Роль и место истории Казахстана в системе вузовского образования.
2. Историография, источниковедение и их роль в изучении истории Казахстана.
3. Периодизация и хронология истории Казахстана
Задание № 1(письменно). Подготовить доклад на тему: Каменный век на территории Казахстана. Периодизация. Археологические памятники
Занятие 2. Казахстан в эпоху каменного и бронзового веков.
Подготовка устных ответов по плану:
1. Периоды первобытной эпохи.
2. Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана.
3. Хозяйство и общественный строй племен.
Задание № 2 (письменно) Подготовить полный материал по плану:
1. Бронзовый век на территории Казахстана. Периодизация, археологическаие памятники. Андроновская культура.
2.Сакский племенной союз. Территория их расселения. Хозяйство, общественное устройство и культура
Вопросы:
1.Древнекаменный век в Казахстане. Характеристика природных условий и жизни эпохи палеолита. Орудия труда первобытных людей.
2.Хронологические этапы каменного века. Хозяйство, жилище, и культура палеолита и мезолита.
3.Характеристика природных условий и жизни эпохи бронзы. Орудия труда людей эпохи бронзы.
4. Хронологические этапы бронзового века. Хозяйство,жилище, и культура.
5.Культура древних кочевников.
6. Хозяйство древних кочевников.
Занятие 3. Государства на территории Казахстана (VI-XII вв.)
Подготовка устных ответов по плану:
1. Тюркский и Западно-Тюркский каганаты:
а) Бумын-каган и образование Тюркского каганата;
б) Западно-Тюркский каганат: причины и история образования.
2. Раннефеодальные государственные образования на территории Казахстана в VII-IX вв.:
а) Тюргеши: расселение и политическая организация;
б) Карлукский каганат: этнополитическая история;
в) Огузы в составе Тюркского каганата и их социально-политическое развитие;
г) Образование государства киманов: территория и внешние связи.
3. Государство Караханидов: развитие и распад.
4. Кыпчакское ханство: социально-экономический и государственный строй.
Задание № 3 (письменно) Подготовить полный материал по темам:
- Гунны в истории Центральной Азии (территория, экономика, политическая история).
2. Уйсуны на территории Казахстана (территория, экономика, политическая история).
Вопросы:
1.Какую территорию занимал Западно-Тюркский каганат?
2.Социально-политическое положение Тюргешского каганата?
Задание на СРС:
1.Политическая история Западно-Тюркского каганата.
2.Политическая история Тюргешского каганата.
3.Общественно-политическое устройство поздних тюркских государств?
4.Политическая история поздних тюркских государств:Государство Карахнидов,кыпчаков огузов,найманов, керейтов.
Занятие 4. Культура племен и народностей Казахстана.
Подготовка устных ответов по плану:
1.Письменность и литература.
2. Искусство.
3. Религия. Распространение ислама в Казахстане.
4. Наука. Аль-Фараби и его творчество.
Задание № 4. (письменно) Кимаки в истории Казахстана (территория, экономика, политическая история).
1. Великий Шелковый путь на территории Казахстана.
2. Города и городская культура Казахстана в средние века (VI – XII вв.).
Занятие 5. Завоевания Чингис-хана. История улуса Джучи и Золотой Орды.
Подготовка устных ответов по плану:
1. Образование монгольского государства.
2. Ход монгольских завоеваний в Казахстане.
3. Монгольские улусы на территории Казахстана.
4. Образование Золотой Орды. Социально-экономические последствия монгольского нашествия.
Задание №5 (письменно) Подготовить доклад на темы:1.Монгольские завоевания Центральной Азии и Казахстана: причины, хронология, последствия. Героическая защита Отрара.
2.Образование государства Золотой Орды и Могулистана (политическая история, социальная организация).
3.Абулхайрово государство (1428-1468) или Государство Кочевых Узбеков.
Вопросы:
1.Причины монгольского нашествия?
2.Последствия монгольского нашествия?
Занятие 6. Казахское ханство: создание и развитие.
Подготовка устных ответов по плану:
1. Предпосылки создания ханства.
2. Казахское ханство во второй половине XV-XVI вв.
3. Казахское ханство в конце XVI-XVII вв.
Задание № 6. (письменно)
1. Этногенезис Казахского народа. Происхождение этнонима «Казах».
2. Казахские жузы: происхождение, территория, племенная структура.
3. Образование и развитие Казахского государства в XY-XY1 вв.
4. Первые казахские ханы и Казахское Ханство в XY-XVI вв.
Вопросы:
1.Исторические предпосылки образования Казахского ханства?
2.Общественно-политическое положение Казахского ханства в последующие десятилетия XV века?
3.Общественно-политическое положение Казахского ханства в XV11 веке?
Задание на СРС:
1.Султаны Джаныбек и Кирей-основатели Казахского ханства.
2.Этноним «Қазақ».
3.Политическая история Казахского ханства в XV веке .
4.Политическая история Казахского ханства в XV11 веке.
Занятие 7. Казахстан в период правления Тауке-хана и джунгарского нашествия.
Подготовка устных ответов по плану:
1.Джунгарское нашествие и борьба казахского народа за освобождение. Анракайская битва.
2.Тауке-хан (1680-1715 гг.). «Жеты жаргы».
Задание № 7. (письменно) Подготовить доклады на тему:
1.Освободительная борьба казахского народа против джунгарских завоевателей (Ордабасы, Анракай, годы «Великого бедствия»)
2.Актабан шубырынды - Борьба казахского народа с джунгарским нашествием в XVII-XVIII веках.
Занятие 8. Присоединение Казахстана к России.
Подготовка устных ответов по плану:
1.Исторические условия и предпосылки присоединения Казахстана к России.
2. Начало и ход присоединения казахских земель к России.
3. Историческое значение присоединения казахских земель к России.
Задание №.8 (письменно) Разобрать содержание
1.Присоединение Казахстана в состав Российской империи (этапы, хронология)
2.Окончательное присоединение Казахстана к России. Борьба народов Старшего жуза против кокандских и хивинских ханов
Вопросы:
1.Предпосылки присоединения Казахстана к России?
Задание на СРС:
1.Политические связи между Казахстаном и Россией.
2.Процесс присоединения Казахстана к России.