Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества
Модели экономических систем.
В мире существуют четыре основные экономические модели:
- традиционная
-рыночная
-командно- административная
- смешанная
Традиционная
-главное средство производства- земля
-земля и капитал находятся в общей собственности ( общинной, государственной)
-люди занимаются традиционно , из поколения в поколение одним и тем же ( оленеводство….)
-вопросы « что производить, для кого производить…» не стоят
Рыночная ( капиталистическая )
-земля и капитал обычно в ч/с
-наличие частной собственности
-ограниченные ресурсы распределяются рынком
-главные экономические вопросы « что производить, как производить, по какой цене реализовать…» решает сам производитель
положительное | отрицательное |
-предприимчивость -высокое качество товаров и услуг -экономичность -наукоёмкость -высокая производительность -гибкость -мобильность | -растёт преступность -наличие безработицы -глубокое разделение людей по доходам -нет должной социальной защиты -значимость личности обесценивается |
Рыночнаясистема самая распространённая система. Для неё характерно:
-свободное ценообразование
-наличие частной собственности для которой характерно ( право владения, право использования, право распоряжения)
-конкуренция
-цены на рынке устанавливаются в результате законов спроса и предложения
3. Командно- административная ( социалистическая, плановая, директивная)
- основные факторы производства в руках государства
-ограниченные ресурсы распределяются государством
-главные экономические вопросы « как производить….» решаются государством
-фиксированные цены и заработная плата ( гос. Органами)
-централизованное планирование ( пятилетние планы)
положительное | отрицательное |
-люди социально защищены ( бесплатная медицина, образование…) -отсутствие безработицы -низкий уровень преступности -на первом месте духовные потребности человека | -деффицит товаров и услуг -уравниловка в оплате труда -низкая предприимчивость |
Смешанная система
В основе системы лежит рынок, но присутствует вмешательство государства в экономическую сферу. Эта система пользуется всё большей популярностью.
Законы рынка. Маркетинг.
Закон спроса.
Спрос – желание возможность людей приобрести тот или иной товар или благо.
Величина спроса – то количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести в данный период времени.
Сущность закона- повышение цены ведёт обычно к уменьшению величины спроса, снижение цены к его увеличению.
Закон предложения.
Предложение- выброс на рынок всё большего числа товаров и услуг.
Величина предложения- объём товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок.
Сущность закона- повышение цены товара ведёт к росту величины предложения, снижеие к уменьшению предложения.
Равновесная цена- цена, при которой весь поставляемый товар на рынок раскупается.
Маркетинг- система управления производственной деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка ( изучение рынка, спроса , интересов, вкусов покупателей…)
Функции маркетинга:
-изучение рынка
-планирование и осуществление рынка
-планирование товарного ассортимента
-ценообразование
Маркетинг начинается задолго до продажи товаров и продолжается после.
Цель маркетинга- обеспечение рентабельности предприятию ( постоянной прибыли).
Рынок. Виды рынков.
Рынок- явление экономической жизни общества, возникшее в процессе обмена продуктами труда людей на взаимовыгодных условиях.
При рынке хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами.
Признаки рынка
- рынок предполагает свободный доступ на него
-цену образует конкуренция
-право каждого участника рынка на полную информацию о спросе, предложении, цене
Задачи рынка
-установление рыночных цен
-формирование конкурентноспособной среды
-регулирование законов спроса и предложения
Виды рынков
- рынок товаров и услуг
-рынок средств производства
-рынок иностранных валют
-рынок труда….
Блок общество
Общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, состоит из индивидуумов, наделенных сознанием и волей.
Общество(в шир. смысле) – население страны, планеты (англ. общество 17 века, феодальное общество, мировое общество...), создается естественным историческим путем.
Общество (в узк. смысле) – создается по воле человека, может распадаться после реализации целей (политическая партия...).
Общество – динамическая система, находится в постоянном развитии. Новое появляется, старое отмирает. Развивается путем эволюции от низшего к высшему (первобытное общество (князь, дружина, землянки...), постиндустриальное (информационное) общество (президент, небоскребы, Интернет...)).
Структура общества:
1.Экономическая сфера
2.Политическая сфера
3.Духовная сфера
4.Социальная сфера
Типы общества
1. Традиционное (аграрное) общество
· господство сельского хозяйства и ремесла
· распределение материальных благ в соответствии со статусом человека
· общество невосприимчиво к НТП
2. Индустриальное общество
· рынок
· активный процесс урбанизации
· развитие предпринимательства
· развитие крупной машинной промышленности
· появляются демократические принципы
3. Информационное общество
· на первый план выходит сфера услуг, а не производства
· ведущая роль науки, знания в обществе
· человеческий фактор остается главным, именно человек – носитель знаний
Глобализация
Это новейший этап экономического, политического, культурного взаимодействия различных стран мира.
Создаются политическое и экономические международные организации (ВТО, МВФ, Большая восьмерка, GreenPease, Евровидение, Олимпиады, различные выставки, дни национальной культуры и т.п.).
Положительные стороны глобализации:
1. Осуществление мировым сообществом совместных проектов в космосе, медицине.
2. Оповещение о природных и техногенных катастрофах.
3. Предсказание погоды.
4. ...
Отрицательные стороны:
1. Глобализация привела к процветанию лишь 20% населения планеты.
2. Мировые экономические кризисы.
3. Западная культура завоевывает весь мир.
4. Человеческие отношения теряют свое моральное содержание.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества
1. Цивилизация – особое состояние общества с правами и свободами, совокупность материальных, духовных, нравственных средств, которыми обладает данное общество в данную историческую эпоху.
2. Формация – этап развития общества со своим базисом (экономикой) и надстройкой (идеологией).
Цивилизационный | Формационный |
Выделяют два подхода: 1. Стадиальный Стадии роста (Ростоу) 1) традиционное общество 2) переходное 3) стадия сдвига 4) индустриальное 5) общество высокого массового потребления «Три волны Тоффлера» 1) цивилизация первой волны (аграрное) 2) цивилизация второй волны (индустриальное) 3) цивилизация третьей волны 2. Локальный (Данилевский, Тойнби, Шпенглер) Примеры: египетская цивилизация, славянская цивилизация, ... | Основатели: Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Маркс выделил формации: 1. Первобытнообщинная 2. Рабовладельческая 3. Феодальная 4. Капиталистическая 5. Коммунистическая |