Багдасарян, сусанна джамиловна 21 страница
ЛИТЕРАТУРА
Вернадский Г. В. Очерк истории права Русского государства XVIII-XIX вв. (Период империи). М., 1988.
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
Вологдин А. А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007.
Омельченко О. Кодификация права в России в период абсолютной монархии (втор. пол. XVIII века). Учебное пособие. М., 1989.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 4-5 М., 1986, 1987.
Сизиков М. И. История государства и права России с конца XVIII до начала XIX века. М., 1998.
Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1. М., 1994.
Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X – 1917 год) / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2-х т. / О.А. Омельченко. – 4-е изд., доп.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.
Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие М., 2013.
Чистяков М. А. История отечественного государства и права. М., 2013.
ТЕМА № 8. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ И КОДИФИКАЦИЯ ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
1. Идеология просвещенного абсолютизма в эволюции идей Екатерины II и Александра I.
2. Государственные реформы первой четвери XIX века: роль Негласного комитета и Сперанского.
3. Правовое положение крестьянства в первой половине XIX века.
4. Законодательная система эпохи цезаризма Николая I:
а) изменение государственной системы;
б) кодификационная работа II отделения под рук. М.М. Сперанского: система, методы систематизации российского законодательства.
5. Свода Законов Российской империи: характеристика, значение, оформление отраслей права.
6. Становление государственного права.
7. Гражданское право: характерные черты.
8 Уголовное право по кодексу 1845 года.
Методические рекомендации для подготовки:
Реформы высших и центральных органов Российской империи начала XIX в. свидетельствуют о некоторой перестройке государственного аппарата самодержавия под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов. Недолгое царствование Павла Первого показало, что определенные элементы законности и гарантии от произвола даже на высшем уровне власти необходимы и в условиях крепостнического строя. С приходом к власти Александра Первого начинаются разговоры даже о конституции. В 1801 г. создается Непременный совет. В 1802 г были одновременно опубликованы указ о правах Сената и Манифест об образовании министерств. Необходимо показать роль последнего в процессе перехода от коллегиальной к министерской системе управления. Завершается оформление министерской системы управления изданием Общего учреждения министерств в 1811 г. В 1810 г. на смену Непременному совету пришел Государственный совет. Следует заметить, что в отличие от существовавших ранее совещательных органов при императоре он был разделен на департаменты. В XIX в., особенно в царствование Николая Первого, большую роль в руководстве государственным аппаратом, борьбе с революционным движением и других отраслях управления играет Собственная его императорского величества канцелярия. Необходимо рассмотреть ее зарождение и изменение ее структуры и функций во второй четверти XIX в., постараться охарактеризовать устройство и деятельность четырех постоянных отделений, в особенности второго и третьего. При ответе на седьмой вопрос этой темы следует отметить безуспешные попытки кодификационных комиссий ХVIII – первой четверти XIX в. провести систематизацию российского законодательства, затем показать условия кодификационных работ под руководством М.М. Сперанского и дать общую характеристику Полного собрания законов, Свода законов Российской империи, и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Необходимо изучить также вопрос об управлении национальными окраинами империи в России, который выходит за хронологические рамки данной темы. Основное внимание следует уделить Великому княжеству Финляндскому и Царству Польскому. Начните со времени и условий их присоединения к России, затем укажите на их особое правовое положение, наличие конституций и выборных законодательных органов власти. Но вместе с тем нельзя не заметить, что конституция Финляндии неоднократно нарушалась, а польская конституция была отменена после восстания 1830-1831 гг.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев В. И. Нормативное регулирование уголовных наказаний по Уложению о наказаниях 1845 года // История государства и права, 2005, №1.
Вологдин А. А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
Морякова О. В. Система местного самоуправления России при Николае I. М., 1988.
Омельченко О. «Законная монархия» Екатерины Второй: просвещенный абсолютизм в России. М., 1993.
Развитие русского права в первой половине XIX в. М., 1994.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 6. М., 1988.
Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1. М., 1994.
Чибирев С. А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского. М, 1988.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X – 1917 год) / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2-х т. / О.А. Омельченко. – 4-е изд., доп.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.
Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие М., 2013.
Чистяков М. А. История отечественного государства и права. М., 2013.
ТЕМА № 9. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX вв.
1. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г.
2. Реформа местного самоуправления (1864, 1870 гг.).
3. Судебная реформа: борьба тенденций и систем.
4. Полицейская 1862 г. и тюремная 1879 г. реформы.
5. Военная реформа 1868-1874 гг. и военное образование.
6. Контрреформы Александра III в 80-90-х годах XIX века.
7. Государственное право и бюджетное законодательство.
8. Новые явления в гражданском праве (право собственности, договорное право, расширение наследственной свободы).
9. Брачно-семейное законодательство.
10. Эволюция налоговых норм империи.
11. Формирование банковской правовой системы. Развитие вексельного права.
12. Становление трудового законодательства. Рабочее законодательство.
13. Либерализация уголовного законодательства.
Методические рекомендации для подготовки:
При подготовке следует показать кризис крепостничества в России, и в результате – серьезное отставание по объемам производства и темпам экономического роста от стран Западной Европы и США, неуклонный рост крестьянских волнений и революционного движения в России. Вследствие этого в 1859-1861 гг. в стране складывается революционная ситуация, выход из которой самодержавие видит в отмене крепостного права. При изучении вопроса о подготовке реформы необходимо обратиться к анализу разногласий. Затем изучить содержание Манифеста 19 февраля 1861 г. и опубликованных одновременно с ним положений (общих и местных), обратив внимание на права и обязанности крестьян, вышедших из крепостной зависимости, наделение их землей и выкупные платежи, а также значение отмены крепостного права для проведения государственных реформ 60-70-х гг. В связи с отменой крепостного права должна была последовать и реформа сельского управления. На смену помещичьему управлению пришло в 1864 г. земское самоуправление. Студенты должны ознакомиться с содержанием Положения о губернских и уездных земских учреждениях и знать структуру и компетенцию земских собраний и земских управ, порядок их избрания и финансирования. Аналогичным образом следует рассмотреть и вопрос о городской реформе 1870 г. Отмена крепостного права повлекла за собой и реорганизацию полицейского аппарата. В 1862 г. в соответствии с «Временными правилами» об устройстве полиции самостоятельные прежде уездная и городская полиция были объединены под началом губернаторов. Требуется рассмотреть структуру и функция губернской полиции, методы ее деятельности. Наибольшее внимание в этой теме следует уделить судебной реформе 1864 г. Начать нужно с подготовки реформы, указав, что она началась еще до отмены крепостного права, но лишь после 1861 г. во главе ее встали люди, отстаивавшие буржуазно-демократические принципы судоустройства и судопроизводства. В 1864 г. были утверждены следующие судебные уставы: «Учреждение судебных установлений», «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
Нужно охарактеризовать закрепленные ими принципы новой судебной системы: гласность, устность, состязательность, отделение суда от администрации, право обвиняемого на защиту, суд присяжных заседателей. Эти и другие меры привели к тому, что судебная реформа стала наиболее буржуазной из всех реформ 60-70-х гг. Студенты должны рассмотреть структуру судебных органов по новым уставам. Нужно отметить, что судебно-территориальное деление перестало совпадать с административно-территориальным. В пореформенной системе следует выделить две ветви, две подсистемы судов: общие и местные. Необходимо внимательно проанализировать подсудность и состав всех судов, в том числе:окружной суд, судебная палата, мировой судья, съезд мировых судей. Высшим судебным органом, стоявшим во главе общих и местных судов, оставался Сенат, но его структура и функции изменялись.
В результате судебной реформы были не только созданы новые судебные органы, но и была реорганизована прокуратура, образовывалась адвокатура. Прокурорский надзор был ограничен судебной сферой и прокуроры учреждались при судах – на это следует обратить внимание. Кроме того принципиально менялась роль прокурора в уголовном процессе – он становился государственным обвинителем, повысилась его роль в предварительном следствии. Необходимо также остановиться на положении адвоката в процессе, а также на организационном устройстве адвокатуры, в частности, показать разницу между присяжными и частными поверенными. Внимательного изучения требует и процессуальное право, преобразованное судебными уставами 1864 г. Особое внимание следует уделить процессу с участием присяжных заседателей и сословных представителей. Сравнительно распространенной ошибкой студентов заочного отделения является указание на то, что присяжные заседатели участвовали в рассмотрения всех дел во всех судах или же, напротив, что существовал суд присяжных как самостоятельный судебный орган. Студенты должны четко усвоить, что присяжные заседатели были только в окружных судах и участвовали лишь в рассмотрении дел о тяжких уголовных преступлениях, наказания за которые были связаны с лишением или ограничением прав состояния. Необходимо тщательно изучить роль присяжных в уголовном процессе. В судебных палатах вместо присяжных в рассмотрении дел по первой инстанции наряду с коронными судьями участвовали сословные представители; необходимо показать их роль в процессе.
На 60-70-е годы приходится и военная реформа, основным звеном которой стал Устав о воинской повинности 1874 г. При изучении этой реформы следует обратить внимание на порядок комплектования солдатского и офицерского состава, рекомендуется рассмотреть и военно-судебную реформу 1867 г.
Последний вопрос темы целесообразно начать с выяснения причин контрреформ 1880-1890-х годов, а затем перейти к тем законодательным актам, в которых они были реализованы:
1) Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 г.
2) Положение о земских участковых начальниках 1889 г.
3) Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 г.
4) Городовое положение 1892 г. и Закон о военном положении 1892 г.
Судебная контрреформа носила не столь откровенный и не столь завершенный характер, как городская или земская, но многие буржуазно-демократические институты судебных уставов 1864 г. подверглись пересмотру, была ограничена подсудность суда присяжных, в 1889 г. на большей части страны была ликвидирована мировая юстиция, по политическим делам предварительное следствие было заменено жандармским дознанием, гласность при рассмотрении этих дел была сведена к минимуму, ссылка и высылка политических преступников стала применяться без суда и следствия, но тем не менее попытки пересмотреть основные принципы и институты судебной реформы успеха не имели.
ЛИТЕРАТУРА
Вологдин А. А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007.
Воробьева Л. В. Право общинной собственности на землю в России во второй половине XIX века // История государства и права, 2005, №1.
Великие реформы в России. 1856-1874 гг. М., 1992.
Герасименко В. Земское самоуправление в России. М., 1990.
Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1997.
Мухаметшин Ф. Б. Судебная реформа 1864 года в оценке ее современников // История государства и права, 2005, №1.
Развитие русского права во второй половине XIX- начале XX в. М., 1997.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 7,8. М., 1989,1991.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X – 1917 год) / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
Богдан В. А. Трудовое законодательство России (историко-правовой анализ). М., 2003.
История финансового законодательства России. М.- Ростов-н/Д., 2003.
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1997.
Киселев И. Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001.
Таганцев Н. С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 1. М., 1994.
Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.
Селиверстов Т. А. Судебная власть и прокурорский надзор России в конце XIX – начале XX в. (уголовно-процессуальный аспект) // История государства и права, 2004, №2.
Чалая Л. А. Эволюция семейно-брачного права и особенности его развития в России // История государства и права, М., 2001, №1.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права (X – 1917 год) / Сост. В. А. Томсинов. – М.: Изд-во «Зерцало», 1998.
Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2-х т. / О.А. Омельченко. – 4-е изд., доп.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.
Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие М., 2013.
Чистяков М. А. История отечественного государства и права. М., 2013.
ТЕМА № 10. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ 1905-1917 гг.
1. Правовая политика С.Ю. Витте накануне революции.
2. Государственные изменения по Манифесту 17 октября 1905 года.
3. Избирательная система России и процесс формирования политических партий.
4. Дополнения в законодательную систему России от 23 апреля 1906 года и характер парламентаризма империи.
5. Государственная Дума: регламент, прохождение законов.
6. Взаимоотношения Государственного Совета и Государственной Думы.
7. Третьиюньский переворот и государственная система.
8. Правовая политика П.А. Столыпина: характер, последствия (аграрная реформа, переселенческая политика, рабочий вопрос).
Методические рекомендации для подготовки:
Важнейшим вопросом любой революции является вопрос о власти. Но каждый класс и каждая политическая партия или движение дают на него свои, порой прямо противоположные ответы. Изучая Первую русскую революцию, следует уяснить, какие политические силы поддерживали самодержавие, какие стремились к установлению конституционной монархии, и какие цели преследовали левые революционные партии.
При ответе на второй вопрос темы недостаточно лишь констатировать факт возникновения Советов рабочих депутатов, необходимо показать, что Советы были действительно органами революционной власти и в зачатке органами диктатуры пролетариата и крестьянства. Для этого следует проанализировать, порядок формирования, состав и деятельность Советов. Царизм, неспособный подавить революцию только с помощью полиции и армии, вынужден был идти на уступки, в том числе связанные с изменениями в государственном строе. Уже в феврале был издан царский рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина, в котором была поставлена задача разработать проекты законов о представительном законосовещательном органе. Эти проекты были конфирмованы царем в августе 1905 г. Это были: Манифест о создании Государственной думы, Учреждение Государственной думы и Положение о выборах в Государственную думу. Дума, которая могла быть образована на основании этих законодательных актов, получила наименование «булыгинской». Не следует путать ее с Первой Государственной думой. Булыгинская дума так и не была созвана. Подъем революционного движения привел к изменению статуса Думы до ее созыва. Однако августовские законы легли в основу законодательства о Государственной думе.
Тщательного изучения требует вопрос о подготовке, принятии и значении Манифеста 17 октября 1905 г. Необходимо познакомиться с текстом этого документа. Как правило, все студенты помнят, что этот Манифест провозгласил некоторые права и свободы, но в курсе истории государства и права нужно усвоить, что он также внес существенные изменения в статус Государственной думы. Из законосовещательной она превращалась в законодательный орган. К выборам в Думу привлекался рабочий класс и другие слои населения, лишенные избирательных прав августовскими законами. Провозглашалось право Государственной думы осуществлять контроль за деятельностью правительства. Положение о выборах в Государственную думу в соответствии с Манифестом 17 октября было изменено именным императорским указом от 11 декабря 1905 г. Студенты должны показать, что несмотря на эти изменения избирательный закон носил все же недемократический характер: выборы были неравными и многостепенными, избирательных прав не получали женщины, военнослужащие, студенты и другие группы населения.
Вопрос о реорганизации Совета министров следует рассмотреть на основе содержания указа от 19 октября 1905 г., обратив внимание на права Совета министров и его председателя.
Манифест 17 октября и указ 11 декабря 1905 г. были не последним этапом в становлении Государственной думы. В ее статус внес существенные изменения Манифест 20 февраля 1906 г. В соответствии с этим законом Государственный совет наделялся по существу правами второй, высшей палаты российского парламента. На этом строительство новой государственной системы не закончилось. 23 апреля 1906 г. были приняты царем новые Основные законы Российской империи. Необходимо подробно рассмотреть закрепленные ими права Государственной Думы, ее взаимоотношения с императором и Государственным советом. У студентов нередко вызывает трудность вопрос о составе, продолжительности работы и политической роли Думы разных созывов. Первая Государственная дума осуществляла свою деятельность с 27 апреля по 8 июля 1906 г., Вторая Дума – с 20 февраля по 3 июня 1907 г.Одновременно с роспуском Второй Думы царь утвердил новое положение о выборах в Третью Государственную думу. Это положение о выборах принадлежало к числу законов, которые в соответствии сост. 87 Основных законов не могли быть изменены чрезвычайными указами императора. Такое нарушение Основных законов самодержавием, явилось, по сути, государственным переворотом и свидетельствовало об окончании революции. Следует показать реакционный характер нового положения о выборах: лишение избирательного права некоторых национальных окраин, сокращение представительства крестьянства и увеличение представительства помещиков и т.д. Необходимо также рассмотреть состав и деятельность Третьей и Четвертой Государственной думы.
При характеристике Государственного совета следует показать причины его реорганизации, его роль в законодательном процессе и порядок формирования по Основным законам 1906 г. Обратите внимание, что по Основным законам Россия продолжала именоваться самодержавной монархией, но перестала быть «неограниченной». Значительные изменения в форме правления, свидетельствуют о серьезном шаге в сторону конституционной монархии.
При изучении Столыпинской аграрной реформы необходимо ознакомиться с содержаниемУказа 9 ноября 1905 г., закона 14 июня 1910 г. и Положения о землеустройстве 1911 г., рассмотреть следующие направления реформы: разрушение крестьянской общины, финансирование кулачества через Крестьянский поземельный банк, переселенческая политика.
ЛИТЕРАТУРА
Вологдин А. А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007.
Демин В. А. Государственная дума России (1906-1917): механизм функционирования. М., 1996.
Кудинов О. А. Правовой статус Государственной Думы и Государственного Совета Российской империи в 1906-1917 гг.: парламентское правление или псевдоконституциализм // История государства и права, 2004, №4.
Набоков В. Д., Каминка А. И. Вторая государственная дума // История русской правовой мысли. М., 1998.
Омельченко Н. А. История государственного управления в России: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Развитие русского права во второй половине XIX- начале XX в. М., 1997.
Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 9. М., 1991.
Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2-х т. / О.А. Омельченко. – 4-е изд., доп.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.
Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие М., 2013.
Чистяков М. А. История отечественного государства и права. М., 2013.
ТЕМА № 11. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ФЕВРАЛЯ-ОКТЯБРЯ 1917 г.
1. Государственная система в период первой мировой войны.
2. Ужесточение российского законодательства в период I мир. войны: характеристика, последствия.
3. Формирование Временного правительства и его государственные задачи.
4. Система двоевластия и ее характер.
5. Правовые реформы временного правительства.
6. Идея учредительного собрания: причины неудач.
Методические рекомендации для подготовки:
В процессе изучения темы обратить внимание на изменения государственного управления в условиях первой мировой войны, следует показать причины создания соответствующих органов, их структуру, состав, компетенцию, значение их деятельности. Необходимо обратить внимание на отношение к военно-промышленным комитетам различных политических партий. Обратить внимание на чрезвычайное законодательство.
Победа революции привела к окончательному свержению самодержавия. Требует рассмотрения вопрос о политическом и юридическом значении отречения Николая Второго и его брата Михаила от российского престола и верховной власти. В вопросе о двоевластии следует раскрыть причины, условия и время возникновения и классовую сущность этого редкого и своеобразного политического явления Необходимо показать, как в ходе Февральской революции создавались органы буржуазной государственной власти – Временное правительство и органы диктатуры пролетариата – Советы. Вопрос о Советах во Второй русской революции следует начать, с рассмотрения образования, состава и деятельности Петроградского Совета, который весной 1917 г. выступал в качестве центрального органа новой власти. Говоря о мероприятиях Петроградского Совета в первые дни революции, необходимо отметить значение его Приказа № 1. Необходимо также рассмотреть процесс возникновения Советов на местах, работу Первого Всероссийского съездаСоветов рабочих и солдатских депутатов и Первого Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов и принятые ими решения, обратив внимание на оформление двух систем Советов.
События 3 июля 1917 г., согласно утвердившейся в советской литературе точке зрения, привели к установлению единовластия Временного правительства с одобрения ЦИК Советов. В связи с этим партия большевиков принимает решение, что мирный этап развития революции закончился, и поэтому снимает лозунг «Вся власть Советам!».
Обратите внимание, 1 сентября 1917 г. Временное правительство, не дожидаясь решения Учредительного собрания, провозглашает Россию республикой. Требует рассмотрения система центральных и местных органов Временного правительства, в частности: демократическое совещание и сформированный им «предпарламент», министерства и ведомства, замена губернаторов на комиссаров Временного правительства, земельные комитеты, демократизация земского самоуправления. Говоря о карательном аппарате Временного правительства, следует заметить, что в результате Февральской революции царская полиция и жандармерия были ликвидированы, на смену им пришла милиция, а расследование политических дел было возложено на прокуратуру и контрразведку. Обратите внимание на изменения судебной системы: расширение компетенции и состава мировых судов, появление временных революционных судов.
Требует изучения право Временного правительства, в особенности, развитие гражданских прав и свобод, введение продразверстки и других мер планового регулирования экономики.
ЛИТЕРАТУРА
Вологдин А. А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007.
Омельченко Н. А. История государственного управления в России: учебник. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг. / Сост. проф. О.И. Чистяков. М., 1997.
Хорошилов А. Н. Генезис республиканской формы правления в России. М., 1995.
Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2-х т. / О.А. Омельченко. – 4-е изд., доп.- М.: Изд-во ЭКСМО, 2006.
Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие М., 2013.
Чистяков М. А. История отечественного государства и права. М., 2013.
ТЕМА № 12. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В 1918-1920 гг.
1. Учредительное собрание и формирование советской власти (II съезд Советов, первые декреты). Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.
2. III съезд Советов и утверждение структуры власти.
3. Принятие Конституции 1918 года: характер норм.
4. Первые судебные декреты: характер, система.
5. Система репрессивных и правоохранительных органов в 1918-1920 гг.
6. Политика «красного и белого» террора. Источники, последствия.
7. Политика «военного коммунизма»: правовая основа.
8. Первое советское законодательство: характер норм, источники.
9. Первые кодексы (трудовой, уголовный, семейный, гражданский).
Методические рекомендации для подготовки:
Это одна из самых больших и сложных тем курса истории государства и права России. Естественно, ее изучение, как, впрочем, и других тем, не должно ограничиваться знакомством лишь с тем материалом, который непосредственно отвечает на вопросы. Необходим анализ причин и условий Великой Октябрьской социалистической революции, комплексное рассмотрение процесса становления Советского социалистического государства и права на основе знакомства с соответствующими главами учебника и дополнительной литературы. Студенты могут иметь любую идеологическую точку зрения по вопросу оценки значения Октябрьской революции, важно при ответе на вопрос показать знание конкретных исторических фактов.
Определенную трудность у студентов вызывает вопрос о роли Петроградского ВРК в создании Советского государства. Некоторые студенты забывают, что после победы Октябрьского вооруженного восстания Военно-революционный комитет превращается из органа восстания в орган государственной власти и из подчинения Петроградскому Совету переходит в подчинение ВЦИК. Необходимо проанализировать его функции, состав и деятельность с момента создания до его упразднения в декабре 1917 г. Не только значение, но подготовка и проведение Второго съезда Советов, его декреты и другие принятые им акты требуют внимательного анализа. Необходимо показать учредительный характер этого съезда, закрепление им победы социалистической революции и определение ближайших задач Советской власти (выход России из войны, аграрная реформа).
Второй съезд положил начало Советскому праву. Особого внимания в ряду решений Второго съезда Советов требуют Декреты о мире и о земле, а также постановление об образовании Совета Народных Комиссаров. Как правило, содержание Декрета о мире студенты знают хорошо, иногда, правда, вызывает затруднение вопрос об определении демократического мира без аннексий и контрибуций. При ответе на вопрос о Декрете о земле, трудности возникают у тех студентов, которые не познакомились с текстом самого Декрета и, в частности, его составной частью – Крестьянским наказом о земле. Не все могут объяснить и то, почему большевики поддержали на Втором съезде Советов эсеровскую программу по аграрному вопросу и, в частности, принцип уравнительного землепользования, почему Декрет выдвигал требование не национализации, а «социализации земли». Переходя к вопросу о СНК и ВЦИК, избранных на Втором съезде Советов, следует показать их роль в системе пролетарской диктатуры, функции, состав (для СНК, по возможности, персональный).