Российское феодально-крепостническое государство на рубеже xviii и xix вв. 3 страница
Александра видели в том, чтобы спасти феодально-крепостническую систему от гибели. Но если у С. Б. Окуня царь-консерватор использовал либеральные идеи, чтобы оставить все по-старому, то под пером А. В. Предтеченского Александр предстал как реформатор, убежденный в необходимости пойти на частичные уступки. Исходя из таких посылок, А. В. Предтеченский трактовал деятельность Негласного комитета. Идея М. Н. Покровского о решительном влиянии дворцового переворота на внутреннюю политику Александра, развитая затем С. Б. Окунем, была совершенно чужда А. В. Предтеченскому. Если С. Б. Окунь привлечение «молодых друзей» к государственной деятельности выводил непосредственно из особенностей политической обстановки начала XIX в., то А. В. Предтеченский рассматривал образование Негласного комитета вне связи с последствиями дворцового переворота. Нельзя сказать, чтобы А. В. Предтеченский вовсе не учитывал конкретной ситуации, сложившейся после мартовских событий, но в его книге -•не было ни ведущих деятелей мартовских событий, ни сановной оппозиции как таковой. Хотя А. В. Предтеченский признавал, что в политической идеологии правящих верхов проявлялись «аристократические тенденции», однако ученый не считал их сколько-нибудь важным фактором, влияющим на внутриполитический курс царя. Не придавал А. В. Предтеченский никакого значения и стремлениям «молодых друзей» удержать влияние на императора исключительно в своих руках. Для историка все члены Негласного комитета во главе с царем — это прежде всего единомышленники. Даже тогда, когда А. В. Предтеченский столкнулся с документами, которые, по его словам, свидетельствовали о своеобразном «заговоре» «молодых друзей» против императора, ученый отнесся к этому с легкой иронией.
Таким образом, если в трактовке С. Б. Окуня Негласный комитет был создан для того, чтобы разрешить две задачи — предотвратить революционный взрыв и помочь царю разгромить сановную оппозицию, — то в представлении А. В. Предтеченского никакой оппозиции вельмож не существовало и «молодые друзья» трудились над разрешением только одной из этих двух задач: они стремились путем реформ предотвратить гибель феодально-крепостнического государства. Но при этом исследователь отмечал, что члены Негласного комитета поставили перед собой очень скромные задачи, предполагали провести ряд совершенно незначительных преобразований, «предопределив тем самым ничтожество реальных последствий всех разговоров вокруг реформ».
А. В. Предтеченский подверг скрупулезному анализу деятельность Негласного комитета. Наблюдения А. Е. Преснякова, изложенные скупо и лаконично, были теперь подробно развиты и подкреплены новым материалом, извлеченным из архива П. А. Строганова. А. В. Предтеченский полагал, что и для Александра, и для его «молодых друзей» необходимость реформ подразумевалась сама собой. Поэтому для ученого было несомненно, что инициатива в постановке вопроса о реформах всецело находилась в руках Неглас-
ного комитета. Касаясь вопроса о происхождении указа 5 июня 1801 г., А. В. Предтеченский считал, что высказывания членов Негласного комитета по поводу Сената, относящиеся к весне 1801 г., вполне гармонируют с основной мыслью этого документа и поэтому он «мог быть издан при их непосредственном участии». Историк, правда, допускал мысль, что указ был вызван к жизни требованиями, исходящими от. Сената, но это не меняло сущности оценки указа как первого шага Негласного комитета на пути приспособления форм государственного управления к изменяющимся социально-экономическим условиям. Исходя из этого, А. В. Предтеченский объяснял поведение «молодых друзей» в ходе сенатской реформы. Существенным звеном в построениях А. В. Предтеченского был пункт о существовании у «молодых друзей» определенной программы преобразований. Стремясь восстановить такую программу и не располагая документами, в которых она как некое единое целое нашла бы свое отражение, ученый произвольно воссоздал ее, соединив воедино различные проекты, мнения, записки, наконец, просто высказывания П. А. Строганова за период 1801 —1803 гг. В итоге А. В. Предтеченский пришел к выводу, что планы Негласного комитета в момент его образования были таковы: подчинение власти монарха закону, преобразование Сената, создание «надзорной власти». В требованиях сенаторов историк обнаружил «аристократические тенденции». Они, по его мнению, заключались в стремлении сенаторов «гарантировать неприкосновенность привилегий аристократического дворянства». Но «аристократическая конституция», о которой хлопотали сенаторы, не могла встретить поддержки со стороны «молодых друзей» по той причине, что, закрепив за дво-рянскЪй аристократией «монополистическое положение путем предоставления Сенату совершенно исключительного значения в ряду государственных учреждений», сенаторы только лишь усиливали бы напряжение обстановки и помешали бы Негласному комитету провести в жизнь свою программу. Поэтому они отклонили требования сенаторов летом 1801 г. А. В. Предтеченский убедительно показал, что уже осенью этого года «молодые друзья» относились к сенатской реформе совершенно равнодушно. Это равнодушие к затеянной ими же самими реформе исследователь объяснил тем, что «небольшого запаса решимости», каким располагали «молодые друзья» весной 1801 г., «хватило им ненадолго». К осени этого года члены Негласного комитета уже успели поостыть. Они не отказались вообще от мысли о реформах, но «в способах их осуществления стали еще более осторожными, чем в первые недели нового царствования». Указ 5 июня стал казаться им преждевременным. Поэтому они приняли почти полностью программу сенаторов. Сам же царь постоянно колебался. Первоначально он встал на сторону сенаторов, затем — «молодых друзей». Временами в нем просыпались «инстинкты самодержца». В ходе обсуждения сенатской реформы в Непременном совете против нее выступили крайние реакционеры, у которых любая попытка внести в социально-экономические отношения и государственное устройство страны малейшие изменения
вызывала решительный протест. Царь прислушался к ним и в итоге принял компромиссное решение: утвердил указ, который не заключал в себе почти ничего нового по существу, кроме права представления. Но и оно, как вскоре выяснилось, оказалось чистейшей фикцией. Воля монарха осталась, как и раньше, единственным реальным законом. Александр оставил мысль о реформах и пошел по пути дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата. Так, А. В. Предтеченский отказался от традиционного противопоставления «старых служивцев» и «молодых друзей», но ввел в конкретную историю подготовки реформ третью группировку откровенных реакционеров, о существовании которой впервые упомянул Н. К. Шильдер. Сопротивление этой группировки, продемонстрировавшее нежелание господствующего класса вносить в государственное устройство страны сколько-нибудь существенные перемены, во многом предопределило отказ Александра от реформаторских планов. Таким образом, в работе А. В. Предтеченского получила конкретное воплощение мысль его учителя о сопротивлении господствующего класса как одной из главных причин неудачи реформаторских замыслов царя. Соответственно и процесс дальнейшей бюрократизации и централизации государственного аппарата А. В. Предтеченский выводил из планов реформ с тем, однако, существенным отличием от построений А. Е. Преснякова, что этот процесс рассматривался не как создание средств для более успешной реформаторской деятельности, а как альтернатива ей.18
^Взгляд на реформы начала XIX в. как на попытку приспособить государственный аппарат России к новому уровню социально-экономического развития страны был высказан и в докторской диссертации А. И. Парусова. Как и С. Б. Окунь, он считал, что постановка вопроса о государственных преобразованиях явилась ответом Александра на конституционные стремления дворянской верхушки. Но в отличие от С. Б. Окуня А. И. Парусов считал выразителем этих стремлений не «екатерининских стариков», а ведущих деятелей дворцового переворота 1801 г. Однако, высказав впервые эту точку зрения, А. И. Парусов не привел конкретных данных о влиянии конституционных стремлений заговорщиков на преобразовательскую деятельность царя, да и сам факт существования у руководителей переворота конституционных замыслов не был в достаточной степени им аргументирован.19
В 1981 г. Н. П. Ерошкин выпустил в свет монографию, в которой он предпринял попытку дать характеристику основных особенностей и тенденций развития абсолютизма первой половины XIX в., обобщить развитие высшей государственности феодально-крепостнической России указанного времени. В рамках этой крупной задачи история борьбы вокруг проблемы преобразований в начале XIX в. занимала весьма незначительное место. Рассматривая реформы первых лет александровского царствования как приспособление политических и правовых институтов к новым развивающимся в недрах крепостного строя буржуазным отношениям, Н. П. Ерошкин лишь в самой незначительной степени касался их конкретной истории.
Признав наличие у руководителей мартовских событий определенных конституционных планов, Н. П. Ерошкин тем не менее оставил открытым вопрос о том, как отразились эти планы в реформаторской деятельности царя, а противоречивость либеральной политики Александра объяснил необходимостью лавировать между тремя правительственными группировками: верхами екатерининской бюрократии, новой павловской бюрократией и «молодыми друзьями».20 Не получил окончательного разрешения этот вопрос и в содержательной кандидатской диссертации С. М. Казанцева, в которой впервые в советской юридической науке был дан историко-правовой анализ реформ и эволюции высших и центральных органов Российской империи начала XIX в.21 То же следует сказать и о работе Н. В. Минаевой, посвященной главным образом истории общественно-политической мысли первой четверти XIX в. и лишь в самой незначительной степени затрагивавшей конкретную борьбу вокруг реформ начала столетия.22
Таким образом, советские ученые усматривают причины реформ, проводившихся в России в первые годы XIX в., прежде всего в сфере социально-экономических отношений — в процессе вызревания капиталистического уклада в недрах феодальной формации, в обострении классовой борьбы. Единодушны советские исследователи и в оценке проведенных преобразований как попытки господствующего класса приспособить государственный аппарат страны к новому уровню социально-экономических отношений. Однако в трактовке конкретных обстоятельств и политических причин, обусловивших вступление царизма в начале XIX в. на путь реформ, мнения исследователей довольно существенно расходятся, что в значительной степени , объясняется недостаточной изученностью этого вопроса затрагивавшегося в работах, посвященных анализу более общих проблем.
Автор поставил перед собой задачу выяснить конкретные причины, заставившие царизм вступить на путь реформ, максимально подробно восстановить фактическую историю обсуждения вопроса о преобразованиях и сопровождавшей их борьбы, учесть все нюансы быстро меняющейся политической обстановки в стране, сопоставить первоначальные реформаторские планы с их конечными результатами, дать им оценку и рассмотреть внесенные ими изменения в плане эволюции российского крепостнического государства.
Работая над этой темой, автор опубликовал целый ряд источниковедческих статей, в которых были подвергнуты специальному анализу наиболее важные источники, послужившие затем основным материалом при написании книги. Среди них документы двух высших законосовещательных учреждений страны, в которых обсуждался вопрос о реформах: официального — Государственного совета и неофициального — Негласного комитета.и Вместе с тем автор подготовил ряд публикаций, благодаря которым в научный оборот были введены ранее неизвестные тексты. 24 Вышесказанное делает излишним подробный обзор использованных источников.
РОССИЙСКОЕ ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА РУБЕЖЕ XVIII и XIX вв.
Россия вступала в XIX столетие мировой державой, игравшей важную роль на европейской арене. Это было крупнейшее государство континента, самое обширное по занимаемой площади и наименее многолюдное по плотности населения.
Россия занимала территорию в 17.4 млн кв. км.25 На ней, по данным V ревизии (1795 г.), проживало 37.4 млн человек. Классовое и сословное деление общества отражало феодальную природу «чиновничьи-дворянской монархии». Дворяне — господствующий класс феодалов-крепостников — насчитывали приблизительно 726 тыс. человек, т. е. 1.94 % всего населения страны.27 Классовое господство дворянства осуществляли бюрократический аппарат, состоявший из 15—16 тыс. чиновников, и армия, командный состав которой насчитывал 14—15 тыс. офицеров при общей численности вооруженных сил 413.5 тыс. человек.28
В рядах духовенства находилось приблизительно 220 тыс. человек.29 Городские сословия, важнейшими среди которых были купечество и мещанство (4.24 % всего населения), насчитывали 1.5 млн человек. Подавляющее же большинство населения — 89.84 % — составляли крестьяне. Их было 32.6 млн человек. Крестьяне делились на две группы: помещичьи — 19.6 млн (53.88 % всего населения) — и казенные— 13 млн (35.96% всего населения). Между собой они соотносились как 59.97 и 40.03 %. Несмотря на абсолютный рост численности крестьянства и городских сословий, примерно в 2.5 раза, в течение XVIII в. соотношение их доли в общем количестве населения почти не изменилось. Численность крестьянства в общем количестве населения уменьшилась на 0.01 %, а городских сословий возросла всего на 0.19 %. При этом рост городских сословий шел параллельно с распространением крепостного права вширь. Доля помещичьих крестьян среди всего населения в последней четверти XVIII в. возросла с 49.07 (1782 г.) до 53.83 % (1795 г.), среди же других категорий крестьянства — с 53.3 до 59.97 %.30
Крестьянство, мещанство и купечество (94 % всего населения) были податными сословиями, дворянство и духовенство таковыми не являлись. В 1796 г. общая сумма государственных доходов равнялась 73.1 млн руб. Основным источником казны были прямые налоги: подушная подать и оброчный сбор (24.7 млн руб., 33.8 %). Важнейшую часть государственных доходов (27.2 млн руб., 37.2 %) составляли косвенные налоги: на вино (22 млн руб., 30.1 %) и соль (5.2 млн руб., 7.1 %). Совокупно с подушной податью и оброчным сбором они давали государству 51.9 млн руб. (71 %). Доходы же от развития горнозаводской промышленности (2.3 млн руб., 3.2 %) и внешней торговли (6.4 млн руб., 8.7 %) вместе давали менее 12 %. Столь невысокий удельный вес этих статей бюджета свидетельствовал о неразвитости производительных источников дохода и отражал общую экономическую слабость феодально-крепостнического государства. На протяжении всего XVIII в. налоговая система
России не претерпела принципиальных изменений. Источники доходов оставались прежними, менялось лишь их соотношение. Доля прямых налогов неуклонно сокращалась, косвенных — постоянно возрастала. Главная тенденция изменения доходной части бюджета во второй половине XVIII в. заключалась в увеличении доходов от эксплуатации государственной монополии на продажу вина и соли, составлявшую один из главнейших финансовых источников существования дворянского государства. Общая сумма расходов в 1796 г. равнялась 78.2 млн руб. Из них императорская фамилия поглощала
России не претерпела принципиальных изменений. Источники доходов оставались прежними, менялось лишь их соотношение. Доля прямых налогов неуклонно сокращалась, косвенных — постоянно возрастала. Главная тенденция изменения доходной части бюджета во второй половине XVIII в. заключалась в увеличении доходов от эксплуатации государственной монополии на продажу вина и соли, составлявшую один из главнейших финансовых источников существования дворянского государства. Общая сумма расходов в 1796 г. равнялась 78.2 млн руб. Из них императорская фамилия поглощала 8.8 млн руб. (11.2 %), армия и флот — 27.7 млн (37.4 %), государственный аппарат — 30.2 млн (38.6%), внутреннее управление — 37.4 млн руб. (47.9 %). В течение XVIII в. расходы на двор выросли почти в 2.5 раза. Вместе с тем во второй половине XVIII в. наблюдалось снижение расходов на армию и флот с 2/3 бюджета в 20—30-х гг. до 37.4 % в конце столетия. В то же время доля расходов на внутреннее управление неуклонно повышалась. Расходы государства постоянно превышали его доходы, что приводило к хроническому дефициту в бюджете. В 1796 г. он равнялся 5.1 млн руб.31
Динамика структуры населения и доходной части бюджета отражала преимущественно аграрный характер феодальной экономики России, общее направление и темпы социально-экономических сдвигов, происходивших на протяжении XVIII в. как в промышленности, так и в сельском хозяйстве страны.
В конце XVIII в. в России действовали 167 горных заводов (около 80 тыс. рабочих) и 2094 предприятия обрабатывающей промышленности (82 тыс. рабочих). Горнозаводская промышленность уже в середине века обеспечивала внутренние потребности и работала на экспорт. Россия занимала первое место в мире по выплавке чугуна и экспорту железа. Однако в последней четверти XVIII в., когда внутренний рынок вполне удовлетворялся производимым металлом, а на внешнем рынке спрос на русское железо стал уменьшаться, наблюдалось замедление темпов строительства горных заводов, сокращение объема выпускаемой продукции, уменьшение экспорта. Иным было положение в обрабатывающей промышленности, которая с конца XVIII в. находилась на подъеме. Если в середине века она еще не могла удовлетворить внутренних потребностей, то в конце его ее ведущие отрасли уже сумели выйти на внешний рынок.
Основной чертой развития промышленности последней четверти XVIII в. явилось становление мануфактуры из мелкого товарного производства. Этот процесс, почти не затронув горнозаводского дела, интенсивно шел в обрабатывающей промышленности, прежде всего в текстильном производстве (1082 предприятия, 74 тыс. рабочих), в его основных отраслях—полотняной, суконной, шелковой и хлопчатобумажной, а также в фарфорово-фаянсовой, писчебумажной и сахаро-рафинадной промышленности. Если в ведущих отраслях текстильного производства — в полотняной и суконной — наблюдался рост дворянского предпринимательства, основанного на принудительном труде, то на предприятиях шелковой, кожевенной,
галантерейной и химической промышленности, где главенствующее положение занимало купечество, в широких масштабах применялся вольнонаемный труд крестьян-отходников. С 1767 по 1799 г. число вольнонаемных рабочих во всей обрабатывающей промышленности возросло с 17.8 тыс. (32.2 %) до 33.6 тыс. (41.1 %). Именно здесь интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений, которые принимали устойчивый характер, образуя капиталистический уклад в недрах феодальной формации.
В целом же экономика феодально-крепостнической России носила аграрный характер. Основной ее отраслью являлось земледелие. Наибольшее распространение получили такие культуры, как рожь и овес, в конце века — пшеница. Из технических культур важную роль играли лен и конопля. Главным земледельческим орудием являлась соха, основной агрономической системой — трехполье. Урожайность была невысокой, но стабильной, производительность труда имела тенденцию к повышению. Во второй половине XVIII в. сложилось географическое и общественное разделение труда, определилась специализация отдельных районов. Рост неземледельческого населения городов (приблизительно с 4 до 6 % всего населения Европейской России за столетие), увеличение в абсолютных цифрах числа людей, непосредственно занятых в промышленности (примерно с 220 тыс. в 60-х гг. XVIII в. до 420 тыс. в 90-х гг.), развитие неземледельческого отхода (в среднем по Европейской России около 2 % всех крестьян) — все эти явления оказывали стимулирующее воздействие на товарность сельского хозяйства.33 Но самым важным его стимулом явился экспорт хлеба. За весь XVIII в. из России было вывезено (в переводе на рожь) 12322 тыс. четв. хлеба, из них 11096 тыс. четв. — в 1762—1801 гг. Среднегодовой вывоз хлеба в это время составлял 320.2 тыс. четв. Во второй половине XVIII в. вывоз русского хлеба возрос в 11.5 раза. В середине века в общей сумме русского вывоза хлеб составлял только 1 %, в конце же столетия — 19 %.34 Хотя доля вывозимого хлеба в общем сборе хлебов была невелика (в конце века — около 3.4 % товарного хлеба), экспорт оказывал сильное влияние на рост хлебных цен. Русский хлеб вывозили в 12 стран, главным образом в Англию. В Западной Европе вследствие «революции цен», произошедшей еще в XVI—XVII вв., цены на хлеб были значительно выше, чем в России: в начале XVIII в. — в 6—8 раз, в конце — в 2—3 раза. Тесные экономические контакты с Западной Европой привели к выравниванию цен, вследствие чего цены в России в течение XVIII в. стремились подняться до уровня общеевропейских. Цены на хлеб за XVIII в. выросли в России в среднем в 5.8 раза. Уже в 60—80-е гг. наблюдалась согласованность уровней хлебных цен в разных районах страны, что свидетельствовало о складывании общероссийского хлебного рынка. Существенную роль в развитии сельскохозяйственного производства во второй половине XVIII в. играло и винокурение. В силу вышеотмеченных причин в указанный период происходил процесс роста посевных площадей и увеличения посевов. Товарность хлеба в конце века
достигла 10 % чистого и 7 % валового сборов. Рост товарности сельского хозяйства резко обозначился уже в середине XVIII в.
Под влиянием товарно-денежных отношений происходил процесс превращения натурального крестьянского хозяйства в мелкотоварное. Воздействие товарно-денежных отношений на господское хозяйство повлекло за собой усиление феодальной эксплуатации крестьянского труда. С середины XVIII в. как общая тенденция (несмотря на многочисленные отклонения) стали наблюдаться рост денежного оброка и усиление барщины. При этом увеличение барщины обгоняло рост денежного оброка. Повинности барщинных крестьян примерно вдвое превосходили оброчных. Оброки возросли приблизительно в 2—2.5 раза, барщина — не менее чем в 2 раза и превышала 3 дня в неделю. Господская запашка также увеличилась примерно в два раза.35 Стремясь выжать из своего хозяйства как можно больше прибыли, помещик старался увеличить барскую запашку за счет крестьянского надела. Движение в таком направлении ясно обозначилось в последней четверти XVIII в., однако далеко не все возможности были исчерпаны в этот период. «Крепостнические отношения хотя и тормозили развитие производительных сил, но еще не исключали возможности некоторого прогресса на основе этих отношений».36 Стремление к повышению доходности толкало помещика к расширению своего земельного фонда и за счет внешних приобретений. В 1796 г. пашня Европейской России составляла 71.6 млн га. Помещичье землевладение занимало 60—80% всего хозяйственного фонда страны. Благодаря Генеральному межеванию, проводимому с середины 60-х гг., за дворянством было закреплено около 50 млн десятин земли. Главным объектом земельной экспансии явилась казенная деревня.37
Выгодные условия, сложившиеся в сельскохозяйственном производстве, его высокая доходность привели к тому, что сюда стал устремляться купеческий капитал. Обходя законодательство, купцы и мещане путем фиктивных сделок и при посредстве подставных лиц приобретали землю и живущих на ней крестьян, равно как землю без крестьян и крестьян без земли. Подрыв монопольного характера дворянского землевладения осуществлялся и с другой стороны. Перестройка натурального крестьянского хозяйства в мелкотоварное побуждала крестьян также расширять пашню и увеличивать посев, привлекать для этого дополнительные рабочие руки. Игнорируя законодательные запреты, наиболее зажиточные крестьяне либо самостоятельно, либо с помощью помещика обходным путем приобретали земли, а иногда и крепостных крестьян.38 К сожалению, мы не имеем возможности количественно измерить эти явления, но качественная оценка их вполне очевидна: они расшатывали и подрывали изнутри монопольную дворянскую собственность на землю. Важно отметить, что правительство заметило этот осуществлявшийся явочным порядком процесс и не могло с ним не считаться. Одним из важных следствий роста товарно-денежных отношений, операций купли и продажи земли, перехода ее из рук в руки, поляризации земельного богатства явились сильное развитие торговли крепост-
зо
ными, продажа их без земли, рост прослойки дворовых. Продажа крепостных без земли — явление, произвольно выросшее из самого существа крепостного права и являвшееся обратной стороной процесса наступления помещика на надельную землю крестьян, — приняла особенно значительные размеры именно в последней четверти XVIII в. В это же время сильно увеличилось число дворовых, положение которых более всего приближалось к рабскому. В 1802 г. их было около 910 тыс.39
Воздействие товарно-денежных отношений на феодально-крепостническую систему приводило к появлению в ней качественных сдвигов, которые уже не укладывались в основные законы функционирования этой системы. Это и знаменовало собой начало разложения феодального строя, покоящегося на натуральной системе хозяйства.
Процессы, происходившие в социально-экономической области, отражались на положении классов феодального общества и находили опосредствованное выражение в правовой сфере. Основными классами России являлись феодалы и крестьяне, промежуточное положение между ними занимали городские сословия — купечество и мещанство, — пока еще не сформировавшиеся в новый класс буржуазии.
Господствующим классом являлось феодальное сословие крепостников-помещиков. Права дворянства были закреплены в Жалованной грамоте, изданной в 1785 г. 92 статьи этого документа — важнейшего законодательного акта второй половины XVIII в. — представляли собой памятник исключительных дворянских привилегий. Важнейшие из них состояли в следующем: свобода дворян от обязательной службы, от уплаты податей, постойной повинности, телесного наказания, подсудность лишь дворянскому суду, монопольное право владения землей и крепостными, лишение дворянского звания только властью монарха. За дворянством было закреплено также право владеть недрами в своих имениях, заниматься торговлей, устраивать заводы, в том числе винокуренные, быть свободным от конфискаций имущества. Жалованная грамота предоставляла дворянам, находившимся на службе или вышедшим в отставку по достижении обер-офицерского чина, право самоуправления в уезде и губернии, где они владели земельной собственностью. Органом дворянского самоуправления было дворянское собрание, уездное и губернское, собиравшееся каждые три года для выборов губернских и уездных предводителей дворянства, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения. Неслужившие дворяне, а также вышедшие в отставку, не достигнув обер-офицерских чинов, были лишены права участия в местном самоуправлении (ПСЗ.1.16187).
Начиная со второй четверти XVIII в. шел процесс расширения и укрепления дворянских прав. Развитие привилегий дворянства происходило в направлении превращения его из служилого сословия в свободное от обязательной службы, приобретения прав сословного самоуправления, расширения прав дворянского звания, наконец, закрепления наиболее важных из этих прав исключительно только за дворянами.'1" Самым важным правом; на котором покоилось
экономическое и политическое господство дворянства, являлось монопольное владение землей и крепостными.
Крепостные крестьяне не имели своей земли и были вынуждены пользоваться помещичьей, которая отдавалась им во временное владение. Помещичьи крестьяне были обязаны нести повинности в пользу государства (платили подушную подать и поставляли рекрутов) и помещиков (отрабатывали барщину или платили оброк). Кроме того, крепостные отправляли целый ряд натуральных повинностей в пользу помещика и государства. Размеры государственных повинностей устанавливались государством, размеры повинностей в пользу помещика не были зафиксированы законом и целиком зависели от произвола господина. Помещик мог переселять своих крестьян из одной вотчины в другую, брать во двор, закладывать, отдавать в приданое, продавать с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая при этом членов одной семьи, отпускать на волю. Крепостной всецело принадлежал юрисдикции своего .помещика (за исключением дел об убийствах и разбоях), который регулировал по собственному усмотрению брачные отношения крепостных. Помещику принадлежало право наказания крестьян. Он мог ссылать их в Сибирь на поселение, отдавать в каторжные работы с правом забрать назад, сдавать в рекруты в счет будущих наборов, отправлять в смирительный дом, подвергать денежному штрафу, телесному наказанию, отбирать все имущество. Единственное ограничение права помещика на личность крестьянина заключалось в том, что владелец не мог лишить его жизни. Юридически помещик имел право на все движимое и недвижимое имущество крестьянина. Закон запрещал крепостному приобретать на свое имя землю, дом илу лавку, без разрешения помещика вступать в винные откупа, брать деньги под заемные письма, отлучаться из вотчины, записываться в купечество. Кроме того, закон запрещал приносить жалобу на притеснения помещиков. Формально законодательство ограждало крестьян от злоупотреблений помещичьей власти. Но на практике эти законы .применялись лишь в исключительных случаях. Что же касается обязанностей помещиков по отношению к своим крестьянам, то они состояли в следующем. Помещик нес ответственность за исправную уплату податей и отбывание повинностей крестьянами в пользу государства, обязан был кормить своих крепостных во время неурожая, не допускать их нищенства.