Терроризм как угроза национальной безопасности
Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть правительство и вызвать политические изменения в государстве. Он направлен на дестабилизацию государственных режимов, возбуждение у населения обеспокоенности из-за своей беззащитности перед лицом насилия, смену государственной власти в стране, на осуществление иных политических, религиозных или этнических требований.
Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения политических проблем. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий. К террористической борьбе приводят конфликты политического, социального, территориального, национального, мировоззренческого характера.
Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги и взрывы жилых домов, магазинов, вокзалов, мест общественного пользования, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.
Террористические действия всегда носят публичный характер и направлены на общество или на власть. Одновременно террористы быстро осознают ряд особенностей нашего времени: власть сильно зависит от выборов и, следовательно, от общественного мнения; есть мощные СМИ, падкие на "террористические сенсации" и способные мгновенно формировать массовое общественное мнение; люди в большинстве стран отвыкли от политического насилия и боятся его.
Поэтому общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.
В современное время наиболее эффективным методом террора является насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов посредством СМИ. И, наконец, - предъявление через те же СМИ обществу и лидерам мотивов террора и условий его прекращения. Главное условие такого террора - бурная реакция средств массовой информации.
Борьба с терроризмом.Для борьбы с терроризмом используются оборонительная и наступательная стратегии, государства действуют индивидуально и коллективно. Коренной проблемой борьбы с терроризмом является то, что в данном случае речь идет не об известном на протяжении столетий противостоянии государств, а о борьбе государств с негосударственными организациями, интернациональными по составу, глобальными по географии базирования, охвату проводимых ими операций, действующими подпольно и использующими средства борьбы, запрещенные большинством государств мира.
У террористической угрозы нет обратного географического адреса. Поэтому в борьбе с терроризмом оказывается неэффективной действовавшая веками стратегия сдерживания. Терроризм нельзя сдержать угрозой нанесения ответного удара по конкретной территории. Террористов трудно обнаружить и разгромить с помощью классических методов ведения вооруженной борьбы, поскольку они прячутся за спинами гражданского населения. Именно по этой причине небольшой по составу, относительно слабо вооруженный фронт транснационального терроризма на протяжении ряда лет успешно противостоит могуществу самых современных государств мира.
Одна из первоочередных задач антитеррористической борьбы — это обеспечение внутренней безопасности, т.е. охрана гражданского населения, инфраструктуры, объектов, принятие законов, правил, осуществление профилактических мер и процедур, призванных выявить террористов и их намерения, предотвратить совершение террористических актов. В этом задействованы все структуры государственной власти, прежде всего силовые ведомства, а также гражданское общество. В то же время обеспечение внутренней безопасности не должно коренным образом менять основные принципы функционирования гражданского общества и государства, поскольку подобные изменения, наряду с прочим, означали бы частичное поражение перед лицом терроризма. Как правило, террористам труднее всего действовать в тоталитарных или автократических странах. Но скатывание к тоталитаризму и авторитаризму является непропорционально высокой ценой в борьбе с терроризмом, которая неприемлема для большинства стран мира. Нахождение правильного баланса между ограничительными мерами безопасности и сохранением завоеваний в области прав человека является трудной, но необходимой задачей.
В последние годы большинство стран существенно ужесточили контроль на границах, в аэропортах, поездах, в местах скопления большого числа людей. Больше внимания уделяется разведывательным и контрразведывательным операциям по выявлению террористов и их пособников. Существенно повышено финансирование силовых ведомств, на которые возложены эти задачи. Принято много законодательных актов, призванных усовершенствовать правовое поле борьбы с терроризмом. Идет процесс мобилизации гражданского общества на поддержку этой борьбы.
Эти меры можно проиллюстрировать на примере мероприятий по обеспечению внутренней безопасности в Соединенных Штатах после терактов 11 сентября 2001 г. Первой реакцией было массовое проявление патриотизма, объединение общества вокруг политического руководства страны и демонстрация готовности поддержать борьбу с терроризмом. Развернувшееся публичное обсуждение среди специалистов и экспертов позволило сформировать достаточно широкий консенсус относительно уроков этого события, нового качества как возникшей угрозы, так и мер, призванных ей противостоять. Многие специалисты сравнивают нападение на Международный торговый центр в Нью-Йорке по глубине воздействия на общество и государство с нападением на Перл-Харбор в 1941 г.
Учитывая, что терроризм приобрел транснациональный характер, неизбежно встала задача создания широкой международной антитеррористической коалиции.Кроме того, проведенные различными государствами оборонительные по своему характеру мероприятия по укреплению внутренней безопасности требовалось дополнить их наступательной стратегией, направленной на искоренение террористической инфраструктуры и организаций независимо от того, где они находились. В частности, это объяснялось и тем, что каждый год выживания таких сетей и организаций, сохраняющих потенциал для борьбы в будущем, по существу, воспринимается как год поражения мирового сообщества в этой борьбе.
Повышенное внимание стало уделяться задаче предотвращения возможностей попадания в руки террористов оружия массового уничтожения и средств его доставки. В апреле 2004 г. была принята и активно реализуется резолюция Совета Безопасности ООН 1540,предусматривающая действия на национальной и международной основе по пресечению распространения ОМУ, средств его доставки и связанных с ними материалов во имя главной цели — недопущения их попадания в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. 14 сентября 2005 г. была открыта к подписанию Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма.Она обязывает участников одобрить законы, предусматривающие уголовное преследование и наказание виновных в совершении таких актов. Взаимодействие осуществляется как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Помимо разработки нормативной основы и согласования основных направлений стратегии антитеррора в рамках ООН, примером эффективного многостороннего сотрудничества в этой сфере служит операция по ликвидации основной базы «Аль-Каиды» в Афганистане в 2001 г. Важными инструментами многостороннего сотрудничества регионального масштабаявляются такие структуры, как созданный в 2000г. Антитеррористический центр СНГ, системы антитеррористического взаимодействия Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества.
Надо заметить, что, наряду с расширением и углублением сотрудничества по ряду указанных направлений, в рядах международной антитеррористической коалиции возникают расхождения и пряные противоречия. В некоторых странах, формально присоединившихся к этой коалиции, как отмечалось, сохраняются настроения, согласно которым террористы в определенных ситуациях все еще рассматриваются как борцы за свободу. Некоторые государства не располагают достаточными средствами для ведения антитеррористической борьбы на своей территории. Другие пытаются добиться негласного взаимопонимания с террористами с тем, чтобы они не осуществляли теракты на их территории, объективно «канализируя» таким образом активность террористов на другие страны.
Другим серьезным расхождением в рядах антитеррористической коалиции является различное видение путей и методов конкретной борьбы с терроризмом. Как известно, российское руководство неоднократно обвиняло некоторые западные страны в «двойных стандартах», в частности, при подходе к антитеррористической операции, которую РФ ведет в Чечне и других республиках Северного Кавказа. Прежде всего, это касается предоставления рядом западных стран террористам, их пособникам и спонсорам убежища на своих территориях.
При всех трудностях консолидации антитеррористической коалиции, расхождениях и открытых разногласиях между ее участниками необходимость укрепления единства перед лицом общей угрозы все же остается преобладающей императивой. Свидетельством тому является, например, принятие 14 сентября 2005 г. Советом Безопасности, в заседании которого участвовали присутствующие на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН глав государств и правительств, резолюции, которая призывает запретить законом подстрекательство к совершению террористических актов, отказывать в предоставлении убежища любым лицам, в отношении которых имеется достоверная информация, позволяющая считать их виновными в таком подстрекательстве.
Учитывая новое качество и глобальные масштабы современного терроризма, можно предположить, что это долгосрочная угроза. Она оказывает и будет оказывать самое серьезное влияние на различные аспекты формирования новой системы международной безопасности. В то же время необходимо соразмерно определять место и удельный вес угрозы международного терроризма в комплексе других угроз международной безопасности. Несомненным успехом в борьбе с терроризмом является формирование широкой антитеррористической коалиции. Она в значительной степени сглаживает противоречия между государствами по ряду других конфликтных проблем международной безопасности. Правда, одновременно такие противоречия нередко ослабляют единство антитеррористической коалиции.
Вопросы на закрепление: