Кономические, социальные и культурные права
Экономические, социальные и культурные права относятся к так называемым правам второго поколения. Продвижение этих прав в международное право было инициировано социалистическими государствами в соответствии с их правовой концепцией. Основным международно-правовым актом в данной области является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (далее - Пакт) <*>, который, как уже говорилось, получил ограниченное признание.
Для реализации рассматриваемых прав необходимы экономические, социальные и политические предпосылки, которые отсутствуют во многих странах. Этот момент нашел отражение и в самом Пакте, который содержит положение, весьма необычное для правовых актов: государства обязуются "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав..." (п. 1 ст. 2). Иными словами, положения Пакта носят в значительной мере программный характер.
Пакт определил, в частности, следующие права:
- право на труд, включая право на справедливые и благоприятные условия труда;
- право на создание профсоюзов и на проведение забастовок;
- право на социальное обеспечение;
- право семьи на охрану и помощь;
- право на наивысший достижимый жизненный уровень;
- право на здоровье;
- право на образование;
- право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.
раво устойчивого развития
Концепция этого права была выдвинута развивающимися странами и нашла отражение в целом ряде международных актов. Суть ее состоит в том, что для обеспечения прав человека необходимо добиваться устойчивого экономического и социального развития, прежде всего в странах третьего мира. Устойчивое развитие понимается как всесторонний процесс, нацеленный на постоянное улучшение благосостояния всего населения и каждого человека на основе их активного участия в развитии и справедливого распределения вытекающих из него благ.
Соответствующая идея нашла выражение уже в Уставе ООН, в котором выражена решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условия при большей свободе. Одна из целей ООН - осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека (п. 3 ст. 1). Эта цель конкретизирована в главе "Международное экономическое и социальное сотрудничество".
В индивидуальном плане право на развитие означает право каждого на достаточный уровень жизни, включая соответствующее питание, одежду и жилье, и на постоянное улучшение жизненных условий <*>. Содержание права на развитие довольно обстоятельно раскрывается в регулярно принимаемых Генеральной Ассамблеей ООН резолюциях. В 1986 г. была принята Декларация о праве на развитие <**>, в которой говорится, что это право является неотъемлемым правом человека и что равенство возможностей является прерогативой как народов, так и образующих их индивидов.
В резолюциях говорится, что в основе права на развитие лежит принцип, согласно которому человек является главным субъектом развития, что право на жизнь включает жизнь, соответствующую достоинству человека и обеспечивающую минимальные жизненные потребности. Обращается внимание на участие развивающихся стран в международном процессе принятия экономических решений. В Декларации тысячелетия ООН говорится о приверженности всех государств тому, чтобы "превратить право на развитие в реальность для всех и избавить весь род человеческий от нужды" <*>.
Особого внимания заслуживает положение резолюций, подчеркивающее значение реализации права на экономическое, социальное и политическое развитие для поддержания мира и безопасности. Действительно, во взаимосвязанном глобальном мире без обеспечения устойчивого поступательного движения отстающих в своем развитии стран не может быть и речи о прочном мире и надежном мировом порядке. Разрыв между уровнями жизни в богатых и бедных странах уже сегодня порождает такие опасные явления, как международный терроризм, не говоря об экономической и политической нестабильности.
Решение этой проблемы - дело весьма сложное. Упомянутый разрыв достиг таких размеров, что ликвидация его в обозримом будущем едва ли возможна. Достаточно сказать, что американский ребенок потребляет природных ресурсов в 60 раз больше, чем, например, индийский. Достичь всем странам уровня благосостояния развитых стран не позволят имеющиеся природные ресурсы. Поэтому речь может идти лишь о сокращении разрыва. Но и для этого делается предельно мало. Так, официальная помощь развитию в рамках Организации экономического сотрудничества и развития сократилась и составляет ныне всего лишь 0,3% от валового национального продукта стран-участниц.
оллективные права
1. Права народов
Все народы имеют право на самоопределение. В Пактах о правах человека 1966 г. <*> говорится именно о народах, а не о нациях. Из этого следует, что такое право принадлежит народу в целом. В силу этого права народы свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Как видно, речь идет о праве народа решать коренные проблемы своего общества в пределах государства.
Народы вправе распоряжаться своими естественными богатствами без ущерба для международных обязательств. Все государства обязаны уважать и поощрять осуществление права на самоопределение.