ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по дисциплине «ИСТОРИЯ». Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
Вариант 7.
Часть А. Простые тесты с одним вариантом ответа.
1. Методологический подход, согласно которому материальное производство является основой жизни общества, движущей силой истории является классовая борьба ______:
а) формационный в) цивилизационный
б) теологический г) субъективный
2. Князь, укреплявший международное положение Руси с помощью династических браков:
а) Василий Темный в) Иван Калита
б) Ярослав Мудрый г) Дмитрий Донской
3. Годы правления Ивана IV Грозного:
а) 1462-1503 гг. в) 1533-1584 гг.
б) 1547-1584 гг. г) 1584-1598 гг.
4. Укажите один из результатов губернской реформы 1775 года:
а) уменьшение количества губерний в России
б) сокращение государственного аппарата
в) передача функций управления в руки военных
г) увеличение количества губерний в России
5. Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, С.П. Трубецкой были:
а) славянофилами в) декабристами
б) народниками г) западниками
6. Начало столыпинской аграрной реформы, свобода выхода крестьян из общины:
а) 9 ноября 1906 г. в) 1 сентября 1917 г.
б) 3 июня 1907 г. г) 3 марта 1918 г.
7. Политика большевиков, предусматривающая введение продналога, называлась:
а) военный коммунизм в) красногвардейская атака на капитал
б) новая экономическая политика г) коллективизация сельского хозяйства
8. Главный результат сражения под Москвой в 1941 г.:
а) сорван германский план молниеносной войны
б) освобождение оккупированной территории СССР
в) переход стратегической инициативы в руки Красной Армии
г) был открыт второй фронт
9.Черта, не характерная для социально-экономических реформ Н.С. Хрущева:
а) замена министерств совнархозами
б) освоение целинных и залежных земель
в) развертывание массового жилищного строительства
г) внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятий
10.Увеличение в обращении массы бумажных денег по сравнению с количеством товара:
а) эмиссия в) приватизация
б) инфляция г) конвертация
Часть В. Сложные тесты (задания на соответствие двух элементов, установление правильного порядка ответов, выбор двух и более вариантов ответа).
Задание 1. Укажите правильное соответствие между датой, относящейся к формированию российского централизованного государства, и ее определением:
а) 1380 г. 1) захват Россией Казанского ханства
б) 1497 г. 2) Куликовская битва
в) 1549 г. 3) созыв первого Земского Собора
г) 1552 г. 4) создание первого общерусского Судебника
Задание 2. Расставьте события XVII-XVIII вв. в правильной хронологической последовательности:
а) царствование Алексея Михайловича
б) правление Елизаветы Петровны
в) начало правления Екатерины II
г) правление Анны Иоанновны
Задание 3. Установите правильное соответствие между фамилией деятеля культуры и произведением:
а) П.И. Чайковский 1) «Капитанская дочка»
б) А.С. Пушкин 2) «Щелкунчик»
в) И.С. Тургенев 3) «Бурлаки на Волге»
г) И.Е. Репин 4) «Отцы и дети»
Задание 4. Расставьте события первой половины XX века в правильной хронологической последовательности:
а) разгром немецких войск под Сталинградом
б) вступление СССР в Лигу Наций
в) создание Совета Народных Комиссаров
г) разгон большевиками Учредительного собрания
Задание 5. Два условия участия РФ в международных экономических организациях:
а) защита интересов отечественных предпринимателей
б) увеличение отечественного экспорта товаров
в) поддержка дискриминации отечественных производителей
г) приоритет интересов других стран над интересами России
Часть С. Проблемное задание – комплексный анализ источника.
Из сочинения историка Н.М. Карамзина:
«… Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.
Россия около трех веков находилась вне круга европейской политической деятельности… Хотя ничто не делается вдруг, хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Темного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне … как бы вышла из сумрака теней…
Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды…, сделался одним из знаменитейших государей Европы; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом… силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня … Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…
Иоанн оставил [миру] государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».
Из коллективной монографии современных историков:
«Он не поражал воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и ее народ. Он первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, связанным исконной исторической традицией.
Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, все более ясное и четкое, проходит красной нитью через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его от всех его предшественников… История знает немного деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны».
Задание 1.Назовите имя великого московского князя, о котором идет речь в данных отрывках из источников:
а) Иван II Иванович (Красный) в) Иван IV Васильевич (Грозный)
б) Иван III Васильевич г) Иван VI Антонович
Задание 2.Выберите два верных варианта территорий, присоединенных к московским владениям в правление данного великого князя:
а) Тверское княжество, Ростовское княжество, Новгородская земля
б) Сибирское ханство, Муромское княжество, Псковская земля
в) Вятская земля, Тверское княжество, Ярославское княжество
г) Галицкое княжество, Тверское княжество, Астраханское ханство
Задание 3.Укажите две предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы, используя знания по курсу истории:
а) рост боярского и дворянского землевладения
б) формирование независимой от государства церкви
в) формирование светского типа культуры
г) освобождение страны от ордынского ига