Кто являлся проводником советской помощи ? 3 страница

Социальная политика включала в себя широкий круг про­блем, среди которых наибольшее значение имели вопросы рас­пределительных отношений. Структура распределения в целом была обусловлена структурой производства, формами собствен-

ности. В Программе КПСС, принятой на XXII съезде, распре­делительная политика определялись глобально: обеспечить в СССР самый высокий жизненный уровень по сравнению с раз­витыми капиталистическими странами. Поставленная задача должна была осуществляться за счет повышения индивидуаль­ной оплаты по количеству и качеству труда в сочетании со сни­жением розничных цен и отменой налогов с населения, а также путем расширения общественных фондов потребления.

QS Что дала денежная реформа, проведенная в январе 1961 г. ?

В середине 50-х—60-х годов было несколько направлений дифференциации доходов и заработной платы. Во-первых, сти­мулировали тех рабочих и служащих, труд которых был в наи­большей степени связан с интенсификацией производства, на­учно-техническим прогрессом, с территориальной спецификой, а также с теми отраслями и сферами народного хозяйства, где материальная заинтересованность теряла стимулирующую роль. Во-вторых, стали брать верх уравнительные тенденции. Посте­пенно шло упорядочение заработной платы «по отраслям хо­зяйства», «отдельным группам», «категориям» работников, а не по индивидуальной оплате труда. Происходил рост минималь­ной заработной платы. То есть, оплата труда все более нивели­ровалась. В-третьих, партийно-хозяйственная номенклатура про­должала расширять свои привилегии при широкой декларации социальной справедливости.

Таким образом, распределительные отношения определялись не объективными экономическими законами, а различными пар­тийно-правительственными актами. При отсутствии практиче­ски объективно обусловленного экономического базиса и юри­дического механизма вся система распределительных отноше­ний основывалась на субъективных действиях руководства.

® Каков был социальный уровень партийно-хозяйственных ру­ководителей и ударников производства ?

Противоречивость теории и практики социалистического строительства

Основной вывод, вытекающий из анализа социально-эконо­мического развития десятилетия Хрущева, заключается в том,

что действия советского руководства являлись традиционными. Существующая система, теоретически обоснованная Марксом и Энгельсом, практически разработанная Лениным и Стали­ным, воспринималась новым советским руководством как пра­вильная, нуждающаяся лишь в совершенствовании и даже в ча­стичной перестройке. Идеи кардинальных изменений впервые высказал Председатель Совета Министров СССР Маленков, многие из них воплотил и развил на практике Первый секре­тарь ЦК КПСС, а с 1958 г. и Председатель Совета Министров СССР Хрущев. Однако «споткнулись» они, в сущности, об од­но. То был догматический государственно-социалистический принцип руководства и практических действий, в основе кото­рых лежала единая форма собственности, а также недопущение частного интереса и плюрализма в любой сфере общественной жизни.

@ Почему исключался другой путь общественного развития?

Вместе с тем в середине 50-х—середине 60-х годов была предпринята попытка перестройки социально-экономическо­го механизма советского общества. Оживление товарно-де­нежных отношений, хозрасчет, самостоятельность промыш­ленных предприятий, материальная заинтересованность лю­дей шли не по естественным экономическим законам, а внед­рялись сверху и проводились при жесткой централизации пар­тийно-административного управления. Когда же «реальный социализм» доходил до очередного критического состояния, его «идеальный» образ слегка корректировался по неизмен­ной марксистско-ленинской методике мастерами социалисти­ческой школы. Несмотря на ряд действенных мер, принятых энергичным Хрущевым, не получалось того результата, ко­торый планировало советское руководство. Промышленная и сельскохозяйственная гигантомания, валовые показатели вели к истреблению сырья и топлива, наносили вред эколо­гии, снижали квалификацию рабочих и их хозяйский инте­рес, нарушали ритмичность производства, ухудшали качество продукции; падала трудовая дисциплина, росли показуха и демагогия, советские люди теряли веру в коммунистические идеалы и социальную справедливость.

@ Что конкретно предпринимал Хрущев для корректировки курса?

Многие экономические проблемы пытались решить полити­ческими приемами и методами. Так, на основе испытанных приемов обращения к сознательности и энтузиазму, самоотвер­женности идеологически оболваненных советских людей реша­лись задачи освоения целины и сибирских просторов. На волне политического ажиотажа, на базе сознательности и энтузиазма масс родилось движение за коммунистическое отношение к тру­ду. Однако кроме желания быстро построить коммунизм суще­ствуют объективные экономические законы развития, решение которых лишь в комплексе гармонично развивает общество. И даже такие выдающиеся завоевания советской науки, как ядер­ная физика и космос, не могли решить даже части насущных земных проблем. Они лишь выделяли недостатки экономики. Резкие контрасты наблюдались и в повседневной жизни. Так, наряду с бесплатным хлебом в общественных столовых в 1962 г. были повышены розничные цены на молоко и мясо, стало им­портироваться зерно.

® Чем. была вызвана закупка зерна за рубежом?

Таким образом, противоречивость теории и практики социа­листического строительства все более и более убеждала людей в том, что тормозами прогрессивных начинаний являются не толь­ко плохие руководители, но и несовершенство хозяйственной и административно-бюрократической системы в целом, а также политический догматизм марксистско-ленинской теории, не учи­тывающей конкретной обстановки и реальных фактов.

(J) Почему не учит ывалась конкретная обстановка и реальност ь фактов ?

Основные события и даты

Третья программа большевиков. Курс на построение комму­низма — октябрь 1961 г.

Раздел организационных структур КПСС и Советов — но­ябрь 1962 г.

Начало освоения целинных и залежных земель Казахстана — март 1954 г.

Полет человека в космос — 12 апреля 1961 г.

Начало строительства московских Черемушек — лето 1957 г.

Совмещение должностей Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР — март 1958 г.

Контрольные вопросы

1. Каковы были главные задачи социально-экономического развития?

2. Какие предлагались меры для реформирования управле­ния экономикой страны?

3. В чем причины отставания сельского хозяйства?

4. Каково значение научно-технического прогресса?

5. Каким был уровень жизни советского народа?

6. Возможно ли было построение коммунизма за 20 лет?

Источники и литература

XX съезд КПСС и его исторические реальности. М., 1991.

Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945—1964. М., 1993.

Материалы XXI съезда КПСС. М., 1959.

Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС. М., 1961.

Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л.,. 1989.

Н.СХрущев (1894—1971): Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С.Хрущева, 18 ап­реля 1994 г. М., 1994.

Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М, 1991.

Проблемы для самостоятельного изучения

1. Условия перехода от социализма к коммунизму.

2. Организационные структуры КПСС и Советов.

3. Освоение целины и благоустройство Черноземья.

4. Достижения советской науки.

5. Темпы и методы повышения благосостояния народа.

6. Функции политического и экономического руководства.

25. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ОСОБЕННОСТГИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. УКРЕПЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОДРУЖЕСТВА. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ. ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. БОРЬБА ЗА ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ. РОЛЬ ХРУЩЕВА В ДИПЛОМАТИИ.

Особенности международных отношений

В середине 50-х годов на мировой арене четко обозначилось два противоположных общественных лагеря, представляющих капиталистическую и социалистическую системы социально-эко­номического развития. Если до второй мировой войны на долю социализма приходилось 17% территории земного шара, 9% на­селения и 7% мировой продукции, то в 1958 г. страны социа­лизма занимали 26% территории, где проживало 35% населения мира и производилось 1/3 продукции всего мирового хозяйства. Лидерами различных общественно-политических систем были США и СССР, обладающие не только огромными экономи­ческими базами, но и ядерным оружием. Идеологическое проти­востояние все более обострялось, порождая упрощенное видение международных отношений, которое определялось делением на­родов на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». В соответст­вии с этой логикой каждая страна должна была четко опреде­лить свое место в этом глобальном противоборстве.

Q) Сопоставьте экономические и военные потенциалы двух систем.

Внешнеполитические цели капитализма и социализма были также противоположны и взрывоопасны, так как США стреми­лись остановить распространение коммунистических идей, СССР вел наступление социализма по всему международному фронту. XX съезд КПСС в 1956 г. наметил широкую программу внешнеполитической деятельности, подчеркнув, что она носит мирный характер, хотя Советский Союз готов отстаивать марк-систко-ленинские идеи и с помощью силы. «Коренная пробле­ма предстоящего семилетия (1959—1965 гг.), — отмечал Хрущев на XXI съезде КПСС, - это проблема максимального выигры­ша времени в мировом экономическом соревновании социа­лизма с капитализмом». Однако столь уверенное заявление со­ветского лидера превращалось в очередной миф, так как боль­шая часть государственного бюджета расходовалась на воору­жение и материальную помощь идеологическим союзникам.

@ Какой процент государственного бюджета составили рас­ходы на оборону СССР?

Не проводя глубокого анализа «холодной войны», необходи­мо подчеркнуть, что логика конфронтации не способствовала компромиссам, учитывающим интересы партнеров на между­народной арене. Идеология и практика марксизма-ленинизма, базировавшаяся на представлениях неминуемости краха бур­жуазного строя, непримиримости социализма и капитализма, обострения идеологической борьбы по мере строительства со­циализма, продолжали служить основой внешнеполитического курса СССР. Все это не просто культивировало образ врага, но и укрепляло командно-административную систему всего соци­алистического блока во главе с КПСС. К тому же «отпадение от капитализма всех новых стран; ослабление позиций империа­лизма в экономическом соревновании с социализмом; распад колониальной системы империализма; обострение противоре­чий империализма с развитием государственно-монопо­листического капитализма и ростом милитаризма; усиление внутренней неустойчивости и загнивания капиталистической экономики, проявляющейся в растущей неспособности капи­тализма полностью использовать производительные силы (низ­кие темпы роста производства, периодические кризисы, посто­янная недогрузка производственных мощностей, хроническая безработица); нарастание борьбы между трудом и капиталом; резкое обострение противоречий мирового капиталистического

хозяйства; небывалое усиление политической реакции по врем линиям, отказ от буржуазных свобод и установление в раде стран фашистских, тиранических режимов; глубокий кризис буржуаз­ной политики и идеологии — во всем этом находит свое выра­жение общий кризис капитализма», — было сказано в Программе КПСС,

® Что было желаемым и что действительным?

Таким образом, в основе проводимой СССР внешней поли­тики в середине 50-х—середине 60-х годов лежало утверждение руководителей Советского Союза о неизбежной гибели капита­лизма и наступательности социализма.

Укрепление социалистического содружества

Основой международных отношений Советского Союза яв­лялось укрепление социалистического содружества. Экономи­ческий союз европейских социалистических стран (СЭВ), обра­зованный в 1949 г., был подкреплен политическим и оборони­тельным блоком — Организацией Варшавского Договора в мае 1955 г. СЭВ и ОВД были открыты для присоединения других государств независимо от их общественного и государственно­го строя. В случае создания системы коллективной безопасно­сти в Европе, ОВД утрачивал силу1.

© Каковы были основные принципы ОВД?

С середины 50-х годов стали постоянны встречи партийно -правительственных делегаций соцстран, консультативные со­вещания министров иностранных дел, обороны, секретарей ЦК компартий. Сплочению социалистических стран способствова­ла декларация Советского правительства от 30 октября 1956 г. об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и со­трудничества СССР с другими социалистическими странами.

© Какой круг вопросов затрагивался на встречах?

Западные державы во главе с США создали в 1949 г. НАТО, в 1954 г. — СЕАТО, в 1955 г. - СЕНТО и Багдадский пакт.

Вместе с тем, заключая различные соглашения с коммуни­стическими режимами соцстран, советское руководство реши­тельно пресекало демократические требования их народов. В октябре—ноябре 1956 г. советские войска подавили народно-демократическую революцию в Венгрии.

(2) Были ли еще подобные факты советской «помощи» ?

Пытаясь удержать соцстраны на путях централизованного, планового развития, Советский Союз только в 50-х годах пре-доставил им 21 млрд руб. кредита. С помощью СССР воздвига­лось около 400 промышленных предприятий, формировались целые отрасли промышленности: в Польше — автомобилестро­ение, в Румынии — станкостроение, в Болгарии и ГДР — хими­ческая промышленность. Около 70% всего внешнеторгового оборота СССР приходилось на соцстраны. В июне 1962 г. сове­щание СЭВ одобрило «Основные принципы международного социалистического разделения труда» и наметило программу долгосрочного расширения и укрепления экономического и на­учно-технического сотрудничества. К ранее объединенным энергосистемам Румынии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехосло­вакии в 1962 г. была подключена Западноукраинская энергоси­стема, и начались поставки электроэнергии из СССР в Венг­рию. В 1964 г. вступил в строй международный нефтепровод «Дружба», по которому из СССР нефть поступала в Польшу, Венгрию, Чехословакию и ГДР.

® Как воспринималась социалистическая интеграция экономики ?

Наряду с тесными экономическими отношениями СССР с соцстранами в середине 50-х годов обострились взаимоотноше­ния с Югославией, Китаем и Албанией. Основной причиной расхождений являлось различие взглядов на формы и методы социалистического строительства.

© Каковы были претензии КПСС и, наоборот, к КПСС?

Рассматриваемый период в развитии мировой социалисти­ческой системы характеризуется ее распространением на одну из стран Западного полушария — Кубу, где 1 января 1959 г. победила народная революция. 10 января 1959 г. Советское пра­вительство установило с правительством Фиделя Кастро Рус дип-

ломатические отношения. Оценивая советскую помощь и под­держку Кубе, Фидель Кастро в 1971 г. заявил: «В решающие моменты нашей революции, в моменты, когда речь шла о жиз­ни и смерти нашей страны, когда нас лишили всей сахарной квоты, когда нас лишили всей нефти и обрекли наш народ на голодное вымирание или на уничтожение, когда против нас го­товили вторжение, мы получили советский рынок, горючее из Советского Союза... И неизменно, постоянно на протяжении всех этих лет он оказывал нам величайшую помощь, проникну­тую, бесспорно, духом интернационализма».

® Как вы оцениваете поддержку СССР Фиделя Кастро ?

Взаимоотношения с капиталистическими странами

Большое значение для разрядки международной напряжен­ности имело развитие и укрепление экономических и куль­турных контактов СССР с капиталистическими странами. В 1958 г. товарооборот СССР вырос почти в три раза по сравне­нию с 1950 г. В конце 50-х годов СССР вел торговлю с 70 стра­нами мира, а в середине 60-х годов — со 100, причем с 73 стра­нами она велась на основе межправительственных торговых со­глашений. До второй мировой войны Советский Союз занимал по размерам внешнеторгового оборота 16-е место в мире, а в 1965 г. - 5-е.

© Что покупал и что продавал Советский Союз?

Большое значение для нормализации отношений в мире имела проблема ликвидации остатков второй мировой войны. В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на ро­дину находящихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К.Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, однако мирного договора подписать не удалось, вследствие чего в дальнейшем отношения между странами обострились. 13 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропуск­ные пункты на границе.

® Чем были обострены отношения СССР и ФРГ?

Важным событием стало подписание 19 октября 1956 г. совет­ско-японской декларации о восстановлении дипломатических от­ношений между странами, но мирный договор не был подписан из-за претензий Японии на «северные территории» — острова Итуруп, Кунашир, Хабоман и Шикотан.

Q\ Какова история открытия и освоения «северных террито­рий» Японии?

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Со­ветского правительства Хрущева в США. С президентом США Д.Эйзенхауэром была достигнута договоренность о встрече глав правительств СССР, США, Великобритании и Франции в мае 1960 г. в Париже. Однако встреча была сорвана пиратским по­летом над территорией Советского Союза американского само­лета-шпиона У-2.

@ Какого характера были предполагаемые для обсуждения в Париже вопросы ?

Обостряли взаимоотношения СССР с капиталистическими странами различные акты территориальных и идеологических претензий. Так, в ответ на сближение с СССР национально-демократического правительства Г.А.Насера осенью 1956 г. Ан­глия, Франция и Израиль попытались силой вернуть Суэцкий канал и военные базы в Египте. Однако Советское правитель­ство ультимативно потребовало прекратить тройственную аг­рессию против Египта.

@ Какую практическую помощь оказал СССР Египту?

Осенью 1957 г. на границе миролюбивой Сирии были скон­центрированы крупные вооруженные силы Турции, угрожая ее самостоятельности. Советское правительство предупредило, что не оставит в беде народ Сирии, если он подвергнется напа­дению.

(J) Каковы были проблемы советско-турецких отношений?

Во второй половине 1958 г. в районе Тайваньского пролива создалась опасная обстановка. Возникла реальная угроза вой­ны. Советское правительство категорически заявило, что напа-

13 Заказ 503



дение на Китайскую Народную Республику оно будет расцени­вать. как нападение на СССР и придет на помощь КНР всеми своими вооруженными силами.

Таким образом, конфронтация между социалистическими и капиталистическими странами неоднократно ставила мир на грань войны, вела к усилению международной напряженности гонке вооружений, ослабляла складывающиеся нормальные, рав­ноправные, взаимовыгодные отношения.

(D Мог ли Советский Союз реально вступить в войну?

Поддержка национально-освободительного движения

Одной из мощнейших сил в борьбе с империализмом совет­ское руководство считало национально-освободительное дви­жение колониальных и зависимых стран, которое в середине 50-х—начале 60-х годов достигло больших масштабов. Совет­ский Союз всеми силами оказывал моральную поддержку и прак­тическую помощь народам, борющимся за свое национальное становление. В 1955 г. Индию, Бирму и Афганистан посетила советская правительственная делегация на высшем уровне во главе с Хрущевым и Булганиным. В итоге переговоров была значительно расширена советская помощь: Индии — в строительстве ряда заводов тяжелой промышленности; Афга­нистану — в развитии сельского хозяйства, строительстве ирри­гационных сооружений, гидроэлектростанций и др. В 1955— 1956 гг. СССР заключил соглашения об экономическом и куль­турном сотрудничестве, займах и кредитах с Камбоджей, Цей­лоном, Индонезией, Сирией, Ливаном, Ганой, Гвинеей, Эфио­пией, Аргентиной, Уругваем, Йеменом и другими странами.

® Что служило основой международных соглашений?

Дружба и сотрудничество с Советским Союзом молодых не­зависимых государств, создавали условия для развития и укреп­ления их экономики, поднимали их международное значение и влияние, способствовали самостоятельному развитию народов.

Большое значение для окончательной ликвидации колони­ального гнета во всех его формах и проявлениях имел проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внесенный Советским Союзом на рассмот-

рение XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 г. Все страны мира, кроме колониальных держав — США, Велико­британии, Франции, Португалии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Испании, Австралии и Доминиканской Республики — 14 декабря приняли Декларацию.

(J) Почему Декларация была отвергнута колониальными стра­нами?

5 февраля 1960 г. по инициативе общественных и правитель­ственных кругов многих стран Азии, Африки и Латинской Аме­рики ВЦСПС, Советский комитет солидарности стран Азии и Африки, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами учредили Университет дружбы наро­дов в Москве. 22 февраля 1961 г. ему было присвоено имя Пат-риса Лумумбы, отдавшего жизнь в борьбе за свободу и незави­симость Конго. В 1965 г. в УДН обучалось 3 тыс. студентов и свыше 100 аспирантов из 82 стран. Кроме того более 12 тыс. студентов из развивающихся стран обучались в вузах других го­родов Советского Союза. Необходимо отметить, что наряду с общеобразовательными и специальными дисциплинами ино­странные студенты изучали обязательную для всех историю КПСС

@ Каковы были условия приема иностранцев в советские вузы ?

Большое внимание проблемам национально-освободитель­ного движения, борьбе против колониальной системы империа­лизма, перспективам развития стран, добившихся политической независимости, уделило Совещание представителей коммуни­стических и рабочих партий, состоявшееся в Москве в 1960 г.

@ В чем значение Совещания?

Наряду с мирными формами поддержки национально-осво­бодительного движения народов Советский Союз использовал и свое военное давление на агрессоров и оказывал помощь во­оружением, обучением кадров для национальных армий. Непрек­лонная позиция СССР помогла отстоять независимость араб­ских стран: в 1956 г. — Египта, в 1957 г. — Сирии, в 1958 г. — Ливана, Ирака, Иордании, в 1962 г. — Йемена, Алжира; спо­собствовала освобождению Западного Ириана (Индонезия) 6т

господства Голландии. Были поддержаны в антиимпериалисти­ческой борьбе народы Панамы и Кипра. Советский Союз вы­ступил против вмешательства бывших колонизаторов во внут­ренние дела Конго, Занзибара, Гвинеи-Бисау, Анголы, Мозам­бика и др.

© Какова цена помощи и ее эффективность?

Таким образом, советское руководство в сшей политике под­держки национально-освободительного движения отдавало пред­почтение странам, ориентированным на дальнейшее социали­стическое развитие.

® Какими были последствия социалистического наступления?

Борьба за ослабление международной напряженности

Пытаясь выйти из обостряющейся конфронтации, советское руководство искало различные пути и методы разрешения кон­фликтных ситуаций, не забывая и об усилении своей военной мощи. В 1956 г. XX съезд КПСС констатировал, что в СССР нет классов или групп, заинтересованных в войне; экономика Советского государства носит мирный характер и для своего развития не нуждается в войнах. Советский Союз отвергает войну как средство развязывания революции в других странах, он ис­ходит из того, что установление нового общественного строя в той или иной стране — это внутреннее дело народа каждой страны.

© В чем новизйа внешнеполитического курса КПСС?

Вместе с тем Советский Союз к концу 50-х годов уже имел огромный потенциал термоядерного оружия, способного по­разить любую точку на земле. Большинство промышленно­сти СССР было занято в сфере военного производства, советское руководство было настроено решительно в целях достижения всемирного социализма. КПСС считала оппор­тунизмом любое соглашение с капиталистами по поводу уп­равления обществом.

@ Как это соотносилось с принципом мирного сосуществования ?

18 сентября 1959 г. Советский Союз внес на рассмотрение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН проект Декларации о всеобщем и полном разоружении, в основе которого лежали идеи Конвенции о всеобщем и полном разоружении, предло­женные СССР еще в 1928 г.

(J) Сопоставьте два документа.

Конечно, уничтожение всех видов вооружений до минималь­ного уровня, необходимого для поддержания порядка внутри каждой страны, было нереально в период идеологического про­тивоборства двух противоположных социально-экономических систем государственного развития. Однако сокращение вооруже­ния и армий было реальным и необходимым. В январе 1960 г. СССР в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 1 200 000 человек, затем внес в ООН предложения о немедленном прекращении испытаний атомного и водородно­го оружия, о создании в Центральной Европе и на Балканах безатомной зоны, о выводе всех иностранных войск с террито­рий европейских государств и ликвидации военных баз на чу­жих территориях. Советский Союз настойчиво добивался заклю­чения пакта о ненападении между государствами НАТО и ОВД, а также заключения соглашения о предотвращении внезапного нападения одного государства на другое и т.д.

Исходя из того, что не удавалось договориться о запрещении всех видов испытаний ядерного оружия, Советское правитель­ство предложило правительствам США и Великобритании под­писать соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. 5 августа 1963 г. соглашение было подписано в Москве.

Осенью 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято советское предложение «не размещать в косми­ческом пространстве любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения».

В конце 1963 г. Советское правительство обратилось с по­сланием к главам государств стран мира, в котором предложило заключить договор или соглашение об отказе государств от при­менения силы для решения территориальных споров и вопро­сов о границах, что несомненно способствовало бы ослаблению международной напряженности, предотвращению войны.

29 января 1964 г. был опубликован меморандум Советского правительства «О мерах, направленных на ослабление гонки во-

оружений и смягчение международной напряженности». В нем были предложены различные меры, направленные на быстрей­шее достижение соглашения о всеобщем и полном разоруже­нии, среди которых: сокращение общей численности вооружен­ных сил государств; сокращение военных бюджетов на 10—15%; уничтожение бомбардировочной авиации; запрещение испыта­ний ядерного оружия под землей и др.

® Какой была реакция западных держав?

Таким образом, в середине 50-х—середине 60-х годов СССР выдвигал различные конкретные предложения, направленные на укрепление мира, создание доверия между капитализмом и социализмом, снижение военного потенциала противоборству­ющих сторон. Однако слова не всегда подкреплялись делами, предложения часто не соответствовали взаимной удовлетворен­ности сторон.

Роль Н.С.Хрущева в дипломатии ,

Активизация внешней политики середины 50-х—середины 60-х годов во многом связана с эмоциональной личностью и кипучей деятельностью руководителя Советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. В отчетном докладе ЦК XX съез­ду партии он выдвинул ряд важнейших теоретических положе­ний по внешнеполитической деятельности КПСС. Исходя из понимания гибели всего человечества в термоядерной войне, Хрущев настойчиво искал мирный путь социалистического на­ступления, что встречало яростное сопротивление со стороны «ястребов» военного курса. Все это не только обостряло идео­логическое противоборство, но и усиливало военное противо­стояние. Вследствие противоречия теории и практики КПСС принцип мирного сосуществования двух противоположных об­щественных систем был очень непрочным. Да и сам Хрущев понимал это, заявив полушутя, полусерьезно американскому пре­зиденту: «У нас с вами соревнование — кто кого быстрее зако­пает».

Н.С.Хрущев — первый советский руководитель высшего ран­га, начавший систематические поездки за рубеж, встречи и пе­реговоры на высшем уровне. Проводя твердую, непримиримую внешнюю политику, он сумел вывести Советский Союз без во-

енных конфликтов из Суэцкого, Берлинского, Карибского кри­зисов.

Вместе с тем именно позиция советского лидера во многом обострила международные отношения. По мнению Хрущева, Албания вела себя «не по своим масштабам». Результат - раз­рыв отношений Албании с СССР и соцсодружеством. Неприми­римость к Мао Цзэдуну обернулась прекращением поставок в Союз концентрата вольфрама и риса, другого сырья, промыш­ленных товаров и продовольствия. Не способствовали подня­тию авторитета Советского Союза грубые изречения Хрущева: «Мы вас побьем! Мы вас закопаем!», воспринимаемые амери­канцами в буквальном смысле, хотя выражали они программ­ное положение о неизбежности экономической победы комму­низма во всем мире. «У нас производство ракет поставлено на конвейер, — грозно предупреждал Хрущев своих потенциаль­ных противников, — ракеты выходят как колбаса из автомата». Остается сожалеть, что было не наоборот.

Наши рекомендации