Субъекты политической власти
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.РЫСКУЛОВА
Кафедра «Политологии и права»
СРС
На тему: «Типология и Субъекты власти»
Выполнила:
Студентка группы
СКС – 143Ильясова З.С.
Принял: Доктор
Политических наук
Профессор
Андиржанова Г.А.
Алматы
Типология власти
Власть является одним из ключевых понятий политологии. Вся жизнь человеческого общества связана с властью, которая призвана защищать интересы людей, воплощать их планы, урегулировать конфликты и противоречия. Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия.
Типология власти в зависимости от субъекта власти (у кого в руках она сосредоточена):
– автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека);
– олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве;
– плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса);
– самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Типология власти в зависимости от сферы управления (масштаб распространения): государственная; партийная; профсоюзная; органов местного самоуправления и т. д.
Типология власти по функциям, которые выполняют ее органы:
– законодательная – органы, принимающие властные решения (например, парламент);
– исполнительная – органы, реализующие властное решение законодательных органов (например, правительство);
– судебная – органы, контролирующие реализацию властного решения на конституционной основе (например, судебная система).
Типология власти по методам воздействия на объект: демократическая – широкие гражданские права и свободы человека; тоталитарная – контроль государственной системы всех сфер жизни общества; авторитарная – непререкаемое подчинение власти.
Типология власти по широте охвата различных структур:
– мегавласть – власть в рамках международного сообщества (имеют международные организации – ООН, НАТО, Евросоюз, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и т. д.;
– макровласть – власть в рамках центральных государственных институтов (президент, правительство страны, парламент и т. д.);
– мезовласть – власть в рамках региональных, областных, районных органов (законодательное собрание, губернатор, правительство области, края и т. д.);
– микровласть – власть в рамках малой группы (глава муниципального образования, директор, заведующий и т. д.).
Власть принято классифицировать и по качеству ресурсов, на которые она опирается:
– экономическая власть – контроль над ресурсами, материальными ценностями, материальными благами;
– социальная власть – влияние на положение широких слоев населения в целях обеспечения поддержки и лояльности с их стороны;
– культурно-информационная власть – влияние на население, управление им при помощи информации и знаний, так называемое политическое манипулирование;
– принудительная власть – контроль общества путем применения силовых ресурсов (армии, полиции, служб безопасности и т. д.).
Субъекты политической власти
Субъекты политической власти – это группы людей, влияющие на принятие политических решений или участвующие в их принятии. К ним относятся:
1.Социальные общности(народы, группы, слои) влияют опосредованно. В период радикальных перемен могут взять власть в свои руки.
2.Государство – основной главенствующий орган, своеобразная форма организации обществ. Жизни, необходимо для существования и нормального развития страны.
3.Политич. партии и организации.
4. Правящая элита, бюрократия, лобби.
5. Групповое и индивидуальное лидерство
6. Отдельные личности, толпа.
Осуществление власти в любом обществе представляет собой функцию, к выполнению которой привлекаются различные субъекты. Субъектами политики являются и субъекты политической власти. К субъектам политической власти относят социальные общности, классы, этносы, социальные группы, народ в целом.
Источники: государство, политические партии, правящие элиты, бюрократия, групповое и индивидуальное лидерство, личная власть.
В декларации о государственном суверенитете РБ даётся такая трактовка народа: граждане РБ всех национальностей являются носителями суверенитета и источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно через представительные органы государственной власти.
Правящие элиты, как субъекты политики. Концепция элиты была создана итальянскими социологами: Мосха, Михельсон, Парето. Они создали целостное представление о роли элиты в обществе. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
1. Общ-во закономерно делится на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство людей по талантам и способностям, богатству и т.д.
2. Элита представл. собой сплочённую группу, отлич. исключит. качествами и способностями, осознающую своё превосходство над другими.
3. Развитие любого общества направл. и напрямую зависит от политической элиты.
4. Главное предназнач. полит. элиты в принятии важных политических решений.
Сущ. различные подходы к рассмотрению стр-ры современной политической элиты. Так современный индийский политолог Шаран делит современную элиту на три группы:
1. высшая
2. средняя
3. административная
Кроме них выделяются ещё маргинальная элита, т.е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостаёт тех или иных критериев для вхождения в неё.
Высшая элита – представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия решений и оказывает существенное влияние на него. Их немного, от 100 до 200 человек, занимающих политические посты.
Средняя элита – формируется на основе трёх пременных: доходов, профессионального статуса и образования. Составляет 5% взрослого населения страны, объединяемая указанными показателями. При отсутствии одного или двух критериев потенциальный кандидат относится к маргинальной элите.
К административной элите относят высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и др. органах управления. К этой элите относятся и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных ориентаций.
Лобизм – это совокупность средств и методов воздействия на органы государственной власти, предпринимаемых различными заинтересованными группами (предприятиями, союзами, корпорациями, профсоюзами и другими общественными организациями). В практической политике лобизм используется и для определения отношений между самим органами государственной власти. Лобист – это любое должностное лицо, которое предпринимает действия, называемые лобизмом.