Лидеры и рядовые члены общества
Глава 2
Цензура и секретность
Липман считает, что без цензуры – в той или иной форме – пропаганда, в строгом смысле этого слова, невозможна т к для ведения пропаганды нужно установить барьер между обществом и событием. Если говорить о самой цензуре то - в разные времена и по разным вопросам одни люди определяют, а другие принимают определенные нормы секретности. Независимо от причин секретности барьеры существуют. Секретность соблюдается на всей территории под названием «Общественная жизнь».
Глава 3
Контакты и получение информации
Цензура и соблюдение приватности с самого начала отсекают большой объем информации. Но на доступ к миру, находящемуся за пределами микросреды человека, существенно влияет размер дохода, при наличии денег можно преодолеть все, что ощутимо препятствует коммуникации: можно путешествовать, покупать книги итд. Доход индивида определяет объем используемых коммуникаций, однако , не все, кто имеет возможность – стремятся к получению информации. Важную роль играют социальные контакты и положение в обществе.
Глава 4
Время и внимание
Можно лишь приблизительно оценить насколько внимательно люди следят за ежедневными событиями в обществе.
Глава 5
Скорость, слова, ясность
Среда, с которой взаимодействует общественное мнение, преломляется через многочисленные факторы. Это цензура и секретность, физические и социальные барьеры. Деформация внимания, бедность языка, отвлекающие моменты, бессознательные чувства, усталость, насилие, однообразие.
Стереотипы
Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры.
Липпман полагал, что ключевым фактором формирования ОМ являются стереотипы.
«Если учесть бесконечное число очертаний, которые принимает объект… и отсутствие у нас внимания и чувствительности к деталям, то вещи вряд ли обладают для нас формами и свойствами, настолько ясными и определенными, что мы можем вызывать их в своей памяти, когда нам заблагорассудится. Потому мы вызываем в памяти стереотипные образы, которые нам одолжило искусство». (с.) Berenson B.
Он считает, что люди не видят мир таким, какой он есть. Все, что происходит в окружении человека – по большой части это результат жизненного опыта, ведь стереотипы и различные видения складываются из того, что нам говорили в детстве, и они корректируются в течение жизни. И если полученное нами образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Большое значение имеют характер стереотипов и доверчивость, с который мы их используем. А это, в конечном итоге, зависит от образцов( паттернов), из которых складывается наша философия жизни.
«То, что принимаются как истинное, реалистическое, доброе, злое, желанное не является установленным раз и навсегда. Эти понятия фиксируются с помощью стереотипов, усвоенных из более раннего опыта и переносных в суждениях о более позднем опыте». Самые тонкие и самые распространенные механизмы воздействия – это те, что создают и поддерживают репертуар стереотипов. Нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. Стереотип столь последовательно и авторитетно передается из поколения в поколение, что кажется присущим физиологии индивида. Так почему же человек скорее склонен следовать стереотипам, нежели самому понять устройство окружающего мира? Помимо экономии усилий существует еще одна причина по которой мы так часто следует стереотипам, в то время как могли бы придерживаться и более объективного взгляда на вещи. Системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. Система стереотипов не является нейтральной. Стереотипы – это бастион нашей традиции, укрывшись за его стенами , мы можем чувствовать себя в безопасности. Но самой главной причиной Липпман считает, неготовность человека принять мир таким, какой он есть.
«… окружающая среда – слишком сложное и изменяющееся образование, чтобы можно было познавать его напрямую. Мы не готовы иметь дело со столь тонкими различиям, разнообразием, перемещением и комбинациями. Но поскольку нам приходится действовать в этой среде, прежде чем начать с ней оперировать, необходимо воссоздать ее на более простой модели».
Какие-то стереотипы укореняются , а некоторые стереотипы меняются под влиянием новых тенденций. У. Липпман приводит несколько инструментов, которые помогают сформировать стереотипы и ОМ: цензура, изображение, символы и слова.
Таким образом, человеческое сознание становится уязвимым для манипулирования и внушения определенных мнений, верований – в общем, создания нужных стереотипов.
Глава 8
Слепые зоны и их значение
Глава 9
Кодексы и их противники
В большинстве случаев способ нашего восприятия вещей –это сочетание того, чем они на самом деле являются, и того, что мы ожидаем увидеть. Иными словами – астроном видит небо иначе , чем влюбленная парочка. Компетентность в любой области, на самом деле, означает увеличение числа аспектов, которые человек способен увидеть. Когда система стереотипов является жесткой, мы обращаем внимания на те факты, которые поддерживают ее, и не замечаем факты, которые ей противоречат. Иногда сознательно, а чаще неосознанно, мы обращаем внимание только на те факты, которые согласуются с нашей философией. Наша философия заключает в себе ряд более или менее систематизированных образов, которые служат для описания невидимого мира.
Часть 4 Интересы
Сознание – это не фотопленка, которая раз и навсегда сохраняет каждое впечатление, полученное человеком. Человек наделен способностью к бесконечному творчеству. Липман считает , что чтобы события популяризуемые в речах, газетах, пьесах и кино вызывали интерес, надо сначала абстрагироваться от оригинала и оживить абстракцию. (миграция- течение реки итд). Впечатления каждого человека о невидимом мире включают в себя множество переменных. Меняются цели контактов с внешним миром, стереотипные ожидания, но наиболее тонки вариации интересов.
Глава 15
Лидеры и рядовые члены общества
Поскольку символы имеют важное практическое значение, политическим лидерам, чтобы добиться успеха, необходимо культивировать символы, способствующие сплачиванию их последователей. Ядро образов и символов преданности данному обществу, без которых человек сам себя не мыслит, — это национальность. В силу способности перекачивать эмоции из разрозненных идей символ является как механизмом солидарности, так и механизмом эксплуатации.
Таким образом, человеческое сознание становится уязвимым для манипулирования и внушения определенных мнений, верований – в общем, создания нужных стереотипов.
Новости Глава 24
В своей работе Липпман рассматривает механизмы воздействие на ОМ через СМИ, а именно через газетные издания. Гипотеза, кажущаяся ему наиболее плодотворной, состоит в том, что новости и истина – не одно и то же. Функция новостей в том, чтобы сигнализировать о событии, функция истины - освещать скрытые факты, создавать такую картину мира, которая позволяла бы человеку действовать. Пресса слишком хрупка, чтобы нести на себе всю тяжесть народного суверенитета и стихийно являть нам истину, которая по мнению демократов является врожденной.
«Древнее устойчивое убеждение, что истину не зарабатывают, а она является как дар и откровение, весьма явно проявляется в наших экономических предрассудках в том случае, когда мы выступаем как читатели газет»
То есть индивид уверен, что именно в газете сможет найти истину по какому-либо вопросу. Если на газеты возложить долг информировать нас обо всей общественной жизни человечества так, что на основании этих сообщения каждый взрослый сможет выработать свое мнение по каждому спорному вопросу, они не выполнят своего долга и обречены на его невыполнение.
«Новости являются не зеркалом социальных обстоятельств, а сообщением об обозначившемся событии. Из новостей Вы узнаете, как в семечке, помещенном во влажную почву, просыпается жизнь, но журналисты сообщают вам, когда первый росток пробьется не поверхность земли. […] Вам непременно сообщат, если росток не появился вовремя. И чем больше моментов, когда могут быть зафиксированы, описаны, измерены и названы какие-то события, тем больше моментов, в которые могут появиться новости».
В целом, качество новостей, относящихся к современному миру, является показателем его социальной организации. В наилучшем варианте пресса является слугой и защитником социальных институтов, в наихудшем – служит орудием, с помощью которого небольшая группа людей использует социальную организацию в своих целях. Пресса не может заменить собой социальные институты.
Итак, для того, чтобы сделать новость требуется не только журналист. Для начала изданию лучше всего нанять агента по связям с общественностью, который будет выбирать что-то важное и интересное для публики, в свою очередь, репортеру остается описать это событие, предложенное в данном ключе. («Факты, касающиеся большинства важных тем, непросто и отнюдь неочевидны, а являются вопросом выбора и мнения, естественно, что каждый желает сам выбирать факты, подлежащие освещению печати»). И задача агента по связям с общественностью есть ни что иное как предать фактам современной жизни публичную форму, то есть заинтересовать общественность и привить свое мнение, создать новый стереотип. Главное правило при печати новостей: положительные стороны не так интересуют публику, важно упомянуть, какими жизненными сложностями оно грозит читателю. Новость должна вызывать в человеке какие-либо эмоции и чувство причастности к описываемому событии.
Когда новость написана, в дело вступает редактор газеты. От него зависит, что «в течение получаса будет занимать внимание некоторого числа читателей его газеты», где и как будут располагаться статьи, в какой последовательности, это так же влияет на читателя.
Как говорилось раньше, читатель газеты верит, что СМИ передает истину в последней инстанции. Но У. Липпман отмечает, что индивид должен четко разделять эти два понятия.
Только в том случае газета будет доносить истину, если «социальные условия принимают узнаваемую и поддающуюся измерению форму». То есть индивид максимально осведомлен на эту тему или постоянно взаимодействует в этой сфере, только тогда человек может понять истинно суждение или нет. Но чаще всего человек хорошо разбирается в достаточном небольшом количестве вещей, остальное мнение складывается из стереотипов принятых в обществе. Именно поэтому человеку легко навязывать политические мнения, человек не станет разбираться в этой сфере самостоятельно, ему проще прочитать в газете, принять точку зрения журналиста как неопровержимый факт.
Каждый человек видит мир через призму своих стереотипов, как говорит Липпаман: одевая красные очки, мы видим синий мир - зеленым. Но зная механизм формирования стереотипов, можно легко управлять ОМ, навязывая выгодные точки зрения по какому-либо вопросу. Человеку проще жить стереотипами, в силу того, что в настоящем мире происходит столько событий, что человеческое сознание не успевает осмыслить его до конца, когда на смену ему уже приходит новое.