Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны
МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ: год 2012
Гриневецкий Сергей Рафаилович, 1-й заместитель председателя,
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны
Согласно Закону Украины «Об основах национальной безопасности Украины» под национальной безопасностью государства понимается «защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам» в различных сферах, в том числе в сфере транспорта. Имея выгодное географическое расположение, самую длинную среди Черноморских стран длину береговой линии и морских границ, развитую сеть портов, автомобильных и железных дорог, серьезный научный и образовательный потенциал для развития морской отрасли в целом, Украина за последнее время значительно ослабила свои позиции в Черноморско- Азовском регионе и в других регионах Мирового океана, что создает угрозу отстранения нашей страны от существующих ресурсов мирового морского пространства. Сокращение грузооборота морских торговых портов, утрата в силу различных объективных и субъективных причин национального флота, ухудшение состояния портовой и транспортной инфраструктуры – причиной всего этого стало отсутствие в Украине целостной морской политики, которая бы четко отражала цели, механизм и инструментарий эффективного развития и деятельности торгового флота и портов. Несмотря на целый ряд мер, предпринятых на государственном уровне, в частности, Решения Совета национальной безопасности и обороны от 16 мая 2008 года «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы», Морской Доктрины Украины на период до 2035 года, Стратегии развития морских портов до 2015 года и других документов, ситуацию в морехозяйственном комплексе так и не удалось улучшить. Основная причина этого – политическая нестабильность в государстве, отсутствие политической преемственности между командами и правительствами, в конце концов, элементарная коррупция и стремление делать бизнес на государственных ресурсах. Достаточно привести пример с Законом «Про морские порты Украины», который в силу разных причин не принимался более 10 лет и был одобрен Верховной Радой Украины только 17 мая 2012 года. Серьезную проблему для морской отрасли представляет рейдерство, которое по своим последствиям можно сравнить с экономическим терроризмом. Его масштабы уже составляют угрозу национальной безопасности страны. Немалую роль в критическом состоянии отрасли играет и низкий уровень менеджмента. Статус государственных органов, которые занимаются управлением морехозяйственным комплексом, из года в год неуклонно понижается. Отсутствует координация министерств и ведомств, осуществляющих морскую деятельность, а также координация между этими министерствами и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. В конце 2011 года автором этих строк был подготовлен депутатский запрос о необходимости разработки Комплексной программы развития Украинского Причерноморья. Однако, полученный из Кабинета Министров Украины ответ был отрицательным. Вместе с тем, развитие морехозяйственного комплекса, да и всей морской отрасли, является одним из путей повышения конкурентоспособности страны, в особенности, учитывая экспортоориентированную модель экономики, которая сформировалась в Украине в последнее десятилетие. Так, по оценкам специалистов, страна, которая ведет активную внешнюю торговлю и не развивает при этом в достаточной степени транспортный флот, в частности, и морехозяйственный комплекс в целом, функционирует с относительно высоким риском потери экономической безопасности. Не стоит забывать и о серьезнейших социальных последствиях. Морехозяйственный комплекс играет важнейшую роль в экономике приморских регионов. В ряде городов порты являются главными бюджето- и градообразующими предприятиями. Ситуация конца 2011 - начала 2012 года, когда в порту Рени вследствие падения грузопотоков были вынуждены пойти на различные меры ограничения, включая неоплачиваемые отпуска, яркое тому подтверждение. Ситуация, сложившаяся в порту Рени стала следствием многих причин, в том числе, хронического невнимания государства к проблемам Украинского Придунавья как региона. Комплексная программа его развития до 2011 года практически не была выполнена. Хотелось бы отметить, что принятие этой программы было одним из примеров успешного прогнозирования угроз национальной безопасности. К сожалению, в силу политических причин намерения не были реализованы. За последние годы на государственном уровне произошло переосмысление роли Придунавья. В июле нынешнего года Кабинет Министров одобрил технико-экономическое обоснование строительства участка автомобильной дороги государственного значения Одесса-Рени по новому направлению «Одесса-Овидиополь-Белгород-Днестровский-Монаши» с мостовым переходом через Днестровский лиман. Еще одним свидетельством усиленного внимания со стороны государства является утверждение проекта «Дунайский коридор» в качестве национального. Однако, если ситуация с украинскими дунайскими портами будет развиваться в таком направлении как сейчас, то может сложиться ситуация, что после того, как автотрасса Одесса- Рени будет построена, по ней просто будет нечего возить.
Именно поэтому сегодня крайне важно обозначить вероятные проблемы и угрозы национальной безопасности и национальным интересам Украины в сфере морехозяйственного комплекса. На развитие транспортных предприятий Украины все большее влияние оказывают процессы, происходящие в международной кооперации и разделении труда. Наряду с глобализацией происходит процесс регионализации международной экономической деятельности, усиления тенденции к разработке совместной морской политики стран, входящих в состав экономических и политических союзов.
Так, в 2006 году Европейская Комиссия представила Белую Книгу, содержащую план развития транспортной отрясли до 2020 года. Основным заданием развития является оптимизация работы всех видов транспорта. Особое значение в этом контексте обретают интермодальные перевозки. В январе 2011 года Европарламент одобрил резолюцию относительно Стратегии ЕС в Черном море, которое в качестве одного из экономических приоритетов определяет развитие черноморских и Дунайских морских портов ЕС, а также модернизацию инфраструктуры в Черноморском регионе и установление святи с европейскими транспортными коридорами. С другой стороны, набирают обороты интеграционные процессы в рамках Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства России, Беларуси, Казахстана, которые пытаются проводить совместную транспортную политику. Грузы из этой группы стран составляют основную часть транзита через украинские порты. Из трех стран Таможенного Союза только Российская Федерация имеет непосредственный выход к мировым морским коммуникациям, в том числе к Черному морю, что обусловливает ее доминирование в определении морской политики Союза. Министерство транспорта Российской федерации разрабатывает Стратегию развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года и ее основные направления в Южном регионе, согласно которой основная грузовая база, тяготеющая к Северо-Западному и Южному регионам и обрабатывается в портах стран Балтии и Украины, должна быть переориентирована на российские морские порты. Возрастает также требования к безопасности мореплавания и защите окружающей среды. В частности, в уже упомянутой Стратегии ЕС по отношению к Черноморскому региону предусматривается использование комплексной морской политики для координации поисково-спасательных и аварийно-профилактических мер в регионе Черного моря, создание в Черном море системы морского наблюдения. Все эти факторы в своей совокупности в обозримой перспективе способны оказать влияние на работу украинских портов и требует от государства следующих мер:
- совершенствования тарифно-таможенной политики, направленной на привлечение транзитных грузов в порты Украины;
- совершенствования законодательной базы, в частности, урегулирование вопросов государственно-частного партнерства;
- возрождение национального судоходства, путем введения определенных преференций, в том числе и путем введения второго (международного) регистра судов;
- разработка механизмов имплементации документов Международной морской организации в сфере безопасности мореплавания, организация эффективной государственной системы обеспечения безопасности судоходства в территориальном море, внутренних водах Украины и портах;
- изменение структуры управления морской отраслью в целом путем повышения координации деятельности vинистерств и ведомств.
_________________________
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВXI международная конференция «Транспортная сеть Черноморского региона: комплекс коммуникаций между Европой, Азией и другими континентами»
в рамках международной транспортной недели «Интер-ТРАНСПОРТ» 30-31 мая 2012 г., Одесса, конференц-зал «ЕВРОПА» на уровне В экспозиции выставки «Интер-ТРАНСПОРТ»
(помещение Морского вокзала, ул. Приморская, 6)