Международный юридический институт 1 страница

А.В. Смирнов, С.Н. Сухов, А.А. Ходусов,

М.Г. Решняк, О.Ю. Шадрин

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

ЧАСТЬ I

Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью

Москва

Одобрено решением Учебно-методического совета Международного юридического института от «__»__________2012г.

Рецензенты:

Иванцов С.В. – доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминологии Московского университета МВД России.

Цховребова И.А. – кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России.

А.В. Смирнов, С.Н. Сухов, А.А. Ходусов, М.Г. Решняк, О.Ю. Шадрин. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебное пособие. В 2 ч. Ч. I: Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью. – М.: изд-во МЮИ, 2012. – с.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом на актуальную тему, посвященную международному сотрудничеству в борьбе с преступностью.

В пособии рассматриваются понятие, виды и основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью, дается понятие, особенности и приводятся отличительные черты преступлений международного характера. На основе анализа норм международного и национального законодательства показано современное состояние в области сотрудничества государств в правоохранительной сфере по борьбе с терроризмом, захватом заложников, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, коррупцией, рабством и торговлей людьми, подделкой денежных знаков, морским пиратством, угоном воздушных судов, распространением порнографии, нелегальной миграции и иными актуальными для международного сообщества преступлениями. Рассмотрены особенности функционирования ряда международных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с преступлениями международного характера.

Пособие предназначено для студентов (слушателей) вузов, изучающих правовые вопросы международного сотрудничества государств по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, научных работников, а так же сотрудников правоохранительных органов.

© А.В. Смирнов, С.Н. Сухов, А.А. Ходусов, М.Г. Решняк, О.Ю. Шадрин,2012

© Международный юридический институт, 2012

Содержание:

Введение ………………………………………………………………….
   
Глава 1. Общие теоретико-правовые вопросы международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью……………  
   
§ 1. Понятие, система, формы и принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью…………………………………...  
§ 2. Этапы становления и развития международного сотрудничества.
§ 3. Понятие и виды преступлений международного характера, основные отличительные черты от международных преступлений и правонарушений…………………………………………………………..    
§ 4. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений международного характера……………………………...  
§ 5. Основы правовой помощи по уголовным делам…………………..
   
Глава 2. Правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью………………………………………………...  
   
§ 1. Право международных договоров, предмет регулирования данной области права. Понятие международного договора (соглашения)………………………………………………………………    
§ 2. Действие международного договора во времени и в пространстве…
§ 3. Заключение, пролонгация и ратификация международных договоров……………………………………………………………….  
§ 4. Соотношение международного договора и Конституции РФ…...

Введение

В последнее десятилетие XX века и начале XXI века беспрецедентно возросла международная активность преступности, опасность которой усугубляется размыванием границ государств и продолжающимся процессом усиления их прозрачности, расширения и взаимопроникновения экономических рынков, которые ранее были закрыты или жестко контролировались государствами. Это создает условия для возникновения новых, ранее неизвестных, форм международной преступности, усугубления ее профессионализации. В результате изменений в структуре торговли, финансов и информации создается такое положение, когда преступность уже не связана национальными границами.

Преступления международного характера в качестве характерной черты современного состояния и тенденции развития отмечается многими юристами - учеными и практиками. Они становятся всё более транснациональными, а во многих случаях приобретают глобальный характер.

Следует констатировать широкое распространение преступлений именно международного характера, которые посягают на внутригосударственный правопорядок и главным критерием отнесения к которым становится их вы­ход за пределы национальных границ, в связи с чем Организация Объединенных Наций определила их как «правонарушения, охватывающие в аспектах, связанных с планированием, совершением и/или прямыми или косвенными последствиями, более чем одну страну».

Необходимость повышения эффективности международного сотрудничества и принятие мер борьбы с преступлениями международного характера как на внутригосударственном, так и на международном уровнях, необходимость получения данных знаний студентами юридического профиля делает актуальной настоящее учебное пособие.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

§1. Понятие, система, формы и принципы сотрудничества государств в борьбе с преступностью

В настоящее время, в правовой доктрине сложился ряд терминов, обозначающих область международного права, которая регулирует международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Нередко можно встретить такие термины как «международное уголовное право», «международное сотрудничество в области борьбы с преступностью». Однако указанные термины не совсем точно и полно отражают предмет правового регулирования сотрудничества государств в правоохранительной сфере. В настоящее время наиболее распространенным стал термин «международное уголовное право». Так, например, И. П. Блищенко междуна­родное уголовное право определил как отрасль, включающую принципы и нормы, созданные с целью охраны международно­го правопорядка от преступных посягательств со стороны субъ­ектов международного права путем установления уголовной от­ветственности виновных физических лиц и ответственности го­сударства за совершение международных преступлений и преступлений международного характера[1]. По нашему мнению, такое широкое определение предмета отрасли, распространение его на деятельность как физических лиц, так и субъектов меж­дународного права - государств и международных межправительственных организаций, их ответственность является неоп­равданным. Нельзя объединять эти уровни правового регулиро­вания, хотя нельзя отрицать, что преступная деятельность государств проявляется в преступной деятельности конкретных физических лиц. Ответственность физических лиц наступает в соответствии с международными обязательствами государств, выраженными или в международных договорах в области борь­бы с преступностью, или в учредительных договорах междуна­родных уголовных судов или трибуналов.

По мнению И.И. Карпеца, международное уголовное право есть система норм, складывающихся в результате сотрудничест­ва между суверенными государствами или между международ­ными государственными органами или организациями, имею­щая целью защиту мира, безопасности народов, международно­го правопорядка как от наиболее тяжких международных преступлений, направленных против мира и человечества, так и от других преступлений международного характера, преду­смотренных в международных соглашениях, конвенциях и иных правовых актах межгосударственного характера, наказуе­мых согласно специальным актам (уставам, конвенциям) либо соглашениям, заключенным между государствами в соответст­вии с нормами национального уголовного права[2].

Более лаконично высказался И.Н. Лебединец, который под международным уголовным правом понимает систему принци­пов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными до­говорами[3].

Существует и точка зрения отдельных ученых как в нашей стране, так и за рубежом, согласно которой международное уголовное право - это некоторая комплексная область, вклю­чающая в себя нормы как международного, так и национально­го права. Однако это, видимо, связано с приверженностью этих ученых к монистической концепции соотношения международ­ного и внутригосударственного права.

Нередко можно встретить точку зрения, что данную область международного права необходимо обозначать как сотрудниче­ство государств в борьбе с преступностью. Однако это обозна­чение предмета международно-правового регулирования очень узкое.

По нашему мнению, наиболее полно и четко предметная сторона сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью отражена в работе Ю.С. Ромашева, который использует для этого такое понятие как «международное правоохранительное право».

К примеру, Ю.С. Ромашев приводит следующее определение «Международное правоохранительное право – это отрасль международного права, содержащая совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между государствами, иными субъектами международного права в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, совершаемыми физическими лицами».[4]

Наиболее широкой областью, охватываемой международным правоохранительным правом, является борьба с преступностью. В целом эта борьба предусматривает осуществление комплекса специальных мер экономического, политического, правового, оперативного, организационного, технического и иного харак­тера, направленных на: устранение, ослабление или нейтрали­зацию условий и факторов, способствующих совершению пре­ступлений; их предупреждение, выявление и пресечение, реги­страцию и раскрытие (розыск преступников) и расследование преступлений; осуществление уголовного правосудия, исправ­ление лиц, их совершивших, ликвидацию отрицательных по­следствий преступлений и другие цели.

В зависимости от пространственного размаха, круга участ­ников, вовлеченных в борьбу с преступностью, она осуществ­ляется на международном - всеобщем[5], региональном (субре­гиональном), двустороннем - и внутригосударственном уров­нях. Такая борьба действительно стала международной.

Можно с уверенностью утверждать, что в мире сложилась система международной борьбы с преступностью, хотя пока еще недостаточно эффективная, но находящаяся в постоянном развитии. При этом основной целью этой борьбы является за­щита жизненно важных интересов государств и их граждан от угроз различных видов преступлений, преступности в целом.

К частным целям, т. е. к целям второго порядка, можно отне­сти такие цели, как ослабление влияния, а если возможно, и ликвидацию причин и условий, способствующих возникнове­нию, действию данных угроз, их нейтрализацию и ликвидацию последствий.

Указанные цели предопределяют ту роль, которую играет система международной борьбы с преступностью в функциони­ровании систем обеспечения безопасности государств. Кроме того, данные цели являются составляющими целей систем бо­лее высокого уровня, лежащих в сфере обеспечения междуна­родной безопасности и поддержания международного правопо­рядка. Это свидетельствует о том, что система международной борьбы с преступностью может рассматриваться как неотъемле­мый компонент таких глобальных систем.

Участниками борьбы с преступностью на международной арене являются разнообразные действующие лица. Однако главная роль среди них отводится государствам. Их взаимодействие между собой предусматривает прежде всего со­трудничество, основанное на стремлении государств бороться с угрожающими их безопасности преступными деяниями. При этом можно выделить межгосударственный, межправительст­венный и межведомственный уровни такого международного сотрудничества. Так, главы государств определяют в области борьбы с преступностью основные направления внутренней и внешней политики своих стран, представляют их в междуна­родных отношениях, в том числе при заключении межгосудар­ственных договоров. Правительства и их главы осуществляют меры по реализации внешней политики в данной области, за­ключают международные межправительственные, а в ряде слу­чаев и межгосударственные договоры. В то же время основная нагрузка в международной борьбе с преступностью возлагается на уполномоченные государствами органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит более или менее широ­кая в данном вопросе сфера (далее - компетентные органы). Нередко таким органам в соответствии с национальным зако­нодательством предоставлено право участвовать в междуна­родном сотрудничестве, заключать международные договоры межведомственного характера. Следует отметить, что междуна­родное межведомственное сотрудничество играет все более важную роль в борьбе с преступностью. Развитие такого со­трудничества определяется объективными потребностями этой борьбы, той особой ролью, которую компетентные органы иг­рают в реализации международных обязательств своих госу­дарств.

Непосредственное содержание международного сотрудниче­ства в области борьбы с преступностью определяется характе­ром совершаемых преступлений, состоянием взаимоотношений между иностранными партнерами.

Такое сотрудничество может иметь следующие формы:

- заключения международных договоров (конвенций),

- разра­ботки иных в данной области международных документов;

- при­нятия национальных нормативных правовых актов, направлен­ных на реализацию международных обязательств государств;

- взаимного обмена информацией;

- совместного осуществления мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников;

- оказания взаимной по­мощи в области уголовного правосудия;

- обмена опытом, зако­нодательными и нормативными актами;

- обмена на взаимной основе специальными техническими и иными средствами;

- ока­зания содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;

- проведения совместных научных иссле­дований, обмена результатами самостоятельных исследований и другие взаимоприемлемые формы.

Наряду с государствами в борьбе с преступностью важное место занимают международные межправительственные орга­низации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, СНГ, ШОС и др.). Они решают самые разнообразные задачи: от разработки про­ектов международных договоров до осуществления конкретных мер. Отдельные международные межправительственные орга­низации специально созданы для решения задач борьбы с пре­ступностью (Интерпол, Европол).

Их дополняют специальные международные органы, не являющиеся международными ор­ганизациями, создаваемые для борьбы с конкретными преступлениями, а также иные объединения - новые или уже дейст­вующие, например «Группа восьми» (англ. Group of eight, G8), Большая восьмёрка - международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократических стран мира: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. «Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. К примеру, в 2009 году встреча G8 проходила в г. Аквила и была посвящена глобальному мировому экономическому кризису 2008-2009г. (где впервые был представлен пробный образец «Тестовый экземпляр наднациональной валюты», а в 2011 году в городе Довиль (Франция). Основное внимание на саммите уделялось ядерному кризису в Японии, протестам в арабских странах и глобальным экономическим вопросам. Встречу возглавлял президент Франции Николя Саркози.

Совершенствуется система международной уголовной юсти­ции. До настоящего времени для преследования лиц, совер­шивших особо опасные преступления, которые представляют угрозу для всего мирового сообщества, создавались временные международные уголовные суды (трибуналы) - ad hoc[6]. Ныне действует Международный уголовный суд, призванный на по­стоянной основе осуществлять уголовное преследование лиц, совершивших такого рода преступления.

Все чаще созываются международные конференции, на ко­торых обсуждаются проблемные вопросы борьбы с преступ­ностью, разрабатываются и принимаются проекты международ­ных договоров, конвенций, другие международные документы в правоохра­нительной сфере.

Однако государства и их компетентные органы объединяют свои усилия в борьбе и с иными менее тяжкими, чем преступ­ления, правонарушениями. На на­циональном уровне они, как правило, квалифицируются как административные правонарушения[7]. Например, это относится к противодействию отдельным деяниям, совершаемым физиче­скими лицами и запрещенным Конвенцией о борьбе с незакон­ным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (случаи преднамеренного ими хранения, приобретения или культивирования любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления и др.) или Кон­венцией ООН по морскому праву 1982 г. (применительно к не­санкционированному вещанию из открытого моря) и многими другими международными договорами. Борьба с такими право­нарушениями осуществляется, как правило, в комплексе мер, предпринимаемых в отношении преступлений и преступности в целом. Они не охватывают уголовно-правовые меры, но могут включать административно-правовые, воспитательные, меди­цинские и иные меры, осуществляемые на национальном уров­не в соответствии с законодательством государств.

В то же время нормы правоохранительного права основыва­ются на основных принципах международного права, сформули­рованных в Уставе ООН, в ряде других международно-правовых документов. К их числу принято относить принципы суверенно­го равенства государств, невмешательства, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, тер­риториальной целостности и неприкосновенности государств, равноправия и самоопределения народов, добросовестного вы­полнения взятых на себя международных обязательств, сотруд­ничества государств, всеобщего уважения прав человека, неру­шимости государственных границ. Перечисленные принципы являются фундаментом международного правопорядка и сотруд­ничества государств в правоохранительной сфере.

Важную роль в борьбе с преступлениями и иными правонару­шениями играют обычные нормы международного права, яв­ляющиеся его общепризнанными нормами. Многие из них, на­пример нормы о борьбе с пиратством, издавна являются таковы­ми, другие только начинают складываться, находятся в стадии формирования.

Следует обратить внимание на то, что сейчас можно выде­лить значительное число принципов, отражающих лишь прак­тику государств и иных субъектов международного права в пра­воохранительной сфере, их сотрудничества на международной арене. Эти принципы еще не получили всеобщего признания в качестве правовых норм. В то же время многие из них уже на­шли отражение в законодательстве государств, в заключаемых ими международных договорах.

Наибольшее число норм международного правоохранитель­ного права содержится в международных договорах. Они охва­тывают все уровни международного сотрудничества - универ­сальный (глобальный), региональный, субрегиональный и дву­сторонний уровни.

В рамках универсальных международных договоров многие представляющие угрозу жизненно важным интересам мирового сообщества общественно опасные деяния закрепляются как преступления, менее опасные — как простые правонарушения. В такого рода договорах обычно предусматривается общий ме­ханизм международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а именно вопросы юрисдикции государств в отношении совершаемых правонарушений, конкретные меры по борьбе с ними, вопросы выдачи, оказания правовой помощи, соблюде­ния прав и свобод человека при осуществлении преследования лиц, которые совершили или подозреваются в совершении пра­вонарушений, и другие актуальные вопросы международного сотрудничества.

В свою очередь, на реализацию положений указанного уровня договоров направлены региональные и двусторонние договоры. Они учитывают специфические особенности международного сотрудничества конкретных государств, составляют его реальное наполнение. Так, например, двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам включают в себя такие мероприятия, как получение показаний и заявлений, предостав­ление документов, материалов и других предметов, вручение до­кументов, установление местонахождения и идентификацию лиц и предметов, исполнение запросов о проведении обысков и вы­емок, передача содержащихся под стражей лиц для дачи показа­ний, установление местонахождения и арест имущества в целях его конфискации, возмещение ущерба и взимание штрафов и др.

Международное право в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями не ограничивается взаимодействием государств и их компетентных органов на международной арене. Обязательства государств содержат и правила поведения, кото­рые призваны упорядочить путем имплементации внутригосу­дарственные отношения в правоохранительной сфере. Такие обязательства непосредственно затрагивают деятельность судов, органов прокуратуры, исполнительной власти в сфере юстиции, органов внутренних дел и обеспечения безопасности, адвокатуры и других органов, компетенция которых лежит в той или иной мере в области борьбы с указанными правонарушениями или оказания содействия правоохранительной деятельности. Поло­жения, содержащиеся в международных договорах и иных меж­дународных документах, создают ориентиры (стандарты) для деятельности данных органов. В последнее время стало появ­ляться все большее число международных правовых норм, содер­жащих стандарты в вопросах поддержания правопорядка, приме­нения оружия и силы в правоохранительных целях, осуществле­ния уголовного судопроизводства, обращения с заключенными.

В правоохранительной сфере возрастает роль резолюций международных организаций, в частности ООН и ее специали­зированных учреждений. Как известно, эти резолюции, за отдельными исключениями, не обладают юридически обязатель­ной силой. В то же время они оказывают существенное влия­ние на развитие законодательства государств, на формирование норм международного права. В положениях резолюций все ча­ще находят отражение конкретные рекомендации по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Следует отметить, что нормы международного правоохрани­тельного права, в том числе и та часть, которая регулирует сотрудничество государств по борьбе с преступлениями международного характера, не являются обособленными и независимыми. Они тесно связаны с нормами других отраслей и самостоятель­ных институтов международного права, например таких, как международное морское, воздушное, ядерное, экономическое. Также имеет место тесная связь международного правоохрани­тельного права с международным правом прав человека. Стало общепринятым, что любые меры, осуществляемые с правоохра­нительными целями, не должны нарушать права человека и его основные свободы.

Рассмотрим более подробно принципы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Принципы и нормы международного права, на наш взгляд составляют основу всей системы международного правопорядка. На этот счет правовое обеспечение государств в борьбе с преступлениями международного характера в настоящее время возможно лишь путем создания единого правового режима для государств.

Нарушение установленных стандартов поведения государств представляет угрозу международному сообществу. К таким принципам следует относить принципы: суверенного равенства государств; добросовестного выполнения международных обязательств; мирного разрешения международных споров; неприменение силы и угрозы силой; невмешательства во внутренние и внешние дела; сотрудничества государств; равноправия и самоопределения народов; добросовестного выполнения государствами обязательств и т.д.

Проанализировать указанные принципы.

Принцип суверенного равенства государств. Из Декларации о принципах международного права 1970 г. видно, что все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает элементы, которые выражены в том, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, государство обязано уважать правосубъектность других государств, территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны, государство имеет право свободно выбирать и развивать свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Указанный принцип применяется в области сотрудничества государств в борьбе с преступностью в той же степени, что и в других областях.

Принцип мирного разрешения международных споров действует в области борьбы с преступлениями международного характера в той же степени, как и в других сферах международного сотрудничества. Указанный принцип устанавливает конкретное правило, где государства обязаны разрешать споры только мирным путем, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Государства могут выбрать любое мирное средство для разрешения спора.

Пути решения спорных вопросов указываются обычно в тексте договоров. Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года,[8] в ст.32 предусматривается:

«1. В случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции Стороны консультируются между собой с целью урегулирования спора путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам, судебного разбирательства или другими мирными средствами по их выбору.

2. Любой такой спор, который не может быть урегулирован в порядке, предписываемом п.1 настоящей статьи, по просьбе любого из государств, являющихся сторонами в споре, передается в Международный Суд для принятия решения.

3. Если какая-либо региональная организация экономической интеграции, упомянутая в ст.26, является одной из Сторон в споре, который не может быть урегулирован в порядке, предписываемом п.1 настоящей статьи, то через любое государство-член Организации Объединенных Наций может обратиться в Совет Безопасности, с тем чтобы он запросил консультативное заключение Международного Суда в соответствии со ст.65 Статута Суда, мнение которого считается решающим.

4. Каждое государство при подписании или ратификации, принятии или одобрении настоящей Конвенции или при присоединении к ней или каждая региональная организация экономической интеграции при подписании или сдаче на хранение акта официального подтверждения или присоединении могут сделать заявление о том, что они не считают себя связанными положениями п.2 и 3 настоящей статьи. Другие Стороны не связаны положениями п. 2 и 3 в отношении любой Стороны, сделавшей такое заявление.

5. Любая Сторона, сделавшая такое заявление в соответствии с п.4 настоящей статьи, может в любое время снять это заявление путем уведомления Генерального секретаря».

Как видно из положений ст.32 Конвенции, государствам предлагается в случае возникновения какого-либо спора между двумя или несколькими Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции прибегать с целью урегулирования спора путем переговоров, процедурам, расследования, посредничества, примирения, арбитража, обращения к региональным органам, судебным разбирательствам, а при невозможности - передавать в Международный Суд ООН. Это означает, что практически в случае возникновения спора, касающегося толкования или применения Конвенции, государства имеют возможность выбрать любое мирное средство его разрешения.

Таким образом, международные споры должны разрешаться на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров.

Практика государств свидетельствует, что до настоящего времени споров о толковании и применении договоров по борьбе с преступлениями международного характера не было.

Наши рекомендации