Игнорировать страдания людей так же жестоко, как причинять их.

В 2004 году человечество стало свидетелем того, как 75 000 человек были убиты, а более полутора миллионов изгнаны из своих домов во время межэтнических столкновений в суданской провинции Дарфур. Мир наблюдал за этим в течение многих месяцев, не предпринимая никаких действий. Это признак исключительно примитивного общества, — слишком слабого, нерешительного, отупевшего или, еще хуже, слишком эгоцентричного даже для того, чтобы немедленно остановить геноцид.

Может быть, эти нравоучения вызывают у вас некоторое нетерпение? Я вас не виню. Довольно неприятно смотреть, как обстоят дела в нашем мире, — как они обстоят в действительности. Нам бы хотелось видеть все в розовом цвете. Нам хочется мыслить позитивно и видеть в жизни только прекрасное. На всякие гадости смотреть не хочется.

Но если мы хотя бы иногда не станем обращать внимание на подобные вещи, как мы это исправим? Разве наилучший способ изменить что-то состоит в том, чтобы не признавать это?

Я так не думаю. У Артура Миллера есть прекрасная пьеса «Смерть коммивояжера». В одном из эпизодов Линда, доведенная до отчаяния жена Уилли Ломана, кричит своим взрослым сыновьям, что они должны просто заметить трагедию, разворачивающуюся перед ними, — заметить, что жизнь их отца рушится, заметить, через что ему пришлось пройти в жизни и что он пытался дать им. «Нужно быть внимательнее, — говорит она дрожащим голосом, — нужно быть внимательнее».

Мы должны быть внимательнее к тому факту, что жизнь гибнет. Мы должны заметить, через что пришлось пройти миру и что он пытался дать нам. И мы должны обратить внимание на то, что мы делаем с этим миром, — каждый индивидуально и все вместе.

Нужно быть внимательнее.

В современном мире работают около двухсот пятидесяти миллионов детей. Пятьдесят миллионов из них в возрасте от пяти до одиннадцати лет трудятся в невыносимых условиях. Таковы данные детского фонда ООН, представленные в 2000 году в отчете «Достижения народов мира». Волнует ли это кого-нибудь?

Более 300 000 детей в возрасте до восемнадцати лет — мальчиков и девочек — участвуют в боевых действиях в рядах правительственных войск или вооруженной оппозиции более чем тридцати стран. Об этом сообщает Коалиция по борьбе за запрещение использования детей в качестве солдат в своем «Глобальном отчете об использовании детей в качестве солдат» за 2001 год. Возраст большинства детей-солдат составляет от пятнадцати до восемнадцати лет. Однако самому юному солдату, о котором говорится в этом отчете, семь лет.

Почти для двух третей населения Земли жизнь представляет собой непрестанную борьбу. Половине этих людей приходится бороться за выживание. Волнует ли это кого-нибудь?

Как вы полагаете, почему сложились такие обстоятельства? Не думаете ли вы, что так получается потому, что жители Земли не считают друг друга членами единой семьи? Не потому ли это происходит, что мы вообразили, будто отделены друг от друга?

Каковы бы ни были причины, факт состоит в том, что в мире нет системы справедливого распределения богатств Земли между всеми жителями. На ваш доступ к богатствам оказывают значительное влияние такие факторы, как цвет кожи, пол, вероисповедание и национальность.

В одном из отчетов ООН сказано, что страны-доноры выделяют лишь четверть процента своего валового национального продукта на помощь развитию беднейших стран. Волнует ли это кого-нибудь?

А какая из развитых стран является самой скупой, если говорить о том, какая часть национальных богатств вкладывается в развитие слаборазвитых стран? Соединенные Штаты Америки — страна, которая считается самой богатой в мире. Самая богатая — самая скупая?

Возможно ли это? Да. Это возможно, и это правда.

Постойте-постойте, можете возразить вы, Соединенные Штаты дают бедным странам столько же денег, сколько половина всех остальных развитых стран, вместе взятых. И вы правы. Если говорить о суммах, то вы правы. Но у Соединенных Штатов есть больше денег, чем у всех остальных развитых стран вместе взятых. Поэтому, если говорить о том, какой процент своих богатств дают США бедным, выходит, что наша страна самая скупая.

Если у вас есть десять долларов и вы даете своему брату, попавшему в беду, трояк, а у вашего соседа есть пятьдесят долларов и он дает своему брату пятерку, — кто из вас более щедр? Вас очень впечатляет тот факт, что сосед дал больше долларов? Или вы все-таки учитываете то обстоятельство, что он впятеро богаче вас, а значит, мог бы и дать впятеро больше? Ведь можно было бы ожидать, что он даст пропорционально своему достатку, правда?

Эта мысль отражается в словах Джона Ф. Кеннеди, сказанных много лет назад: «С тех, кому много дано, много и спрашивают».

Но Соединенные Штаты не одиноки в своем пренебрежении нуждами бедных стран. В 2003 году все богатейшие страны мира израсходовали на помощь бедным народам 60 миллиардов долларов. Эти деньги пошли на преодоление нищеты, развитие образования и здравоохранения. За тот же период эти богатые страны потратили на нужды обороны 900 миллиардов долларов.

Это побудило президента всемирного банка сухо отметить, что если бы мир установил противоположные приоритеты, то меньшей суммы вполне хватило бы на оборону.

В обществе, где страдания людей действительно кого-то волнуют, — не только на словах, но на уровне практических действий, — противоположные приоритеты установились бы автоматически.

А пока такой сдвиг в приоритетах еще не произошел, на Земле становятся нормой жизни все более откровенные формы жестокости. Все чаще и чаще во многих местах люди или группы людей предпринимают прямые физические нападения друг на друга.

Одним из признаков того, что социальный порядок на Земле терпит крах, служит обстоятельство, что даже среди людей, чья жизнь сравнительно комфортна и кто не страдает от вопиющей бедности, все больше воцаряется жестокость. Когда даже те, кто, казалось бы, должны чувствовать себя довольными, проявляют признаки неудовлетворенности, это свидетельство того, что что-то идет не так, как нужно. Это свидетельство того, что у нас возникли проблемы.

Жестокость царит не только на улочках ближневосточных городов, но и на улицах Европы; не только в бедных лачугах Юго-Восточной Азии, но и в благополучных домах Северной Америки. Вот почему мы все чаще видим повсюду металлоискатели, — причем не только в военных учреждениях и в аэропортах, где это вполне естественно, но и в местах, где прежде их присутствие было бы смешным и неуместным: в супермаркетах, отелях, ночных клубах и даже в школах, церквах, мечетях и синагогах.

Вот почему на улицах Лондона установлено множество скрытых камер. Говорят, что в среднем человека в Лондоне снимают 300 раз в день. Недавно было объявлено, что в Чикаго установлены сотни новых камер в дополнение к тысячам уже существующих. Все это, конечно же, делается для нашей же безопасности. Нас стремятся защитить. Эти камеры подсоединены к компьютерам, запрограммированным на то, чтобы регистрировать любую «необычную деятельность» и сообщать о ней в полицию, пожарную охрану и другие специальные органы.

«Большой брат смотрит на тебя».

Джордж Оруэлл написал эту леденящую кровь фразу, удивительно точно характеризующую нынешнюю повседневную жизнь на нашей планете, в книге, созданной более пятидесяти лет назад. Кошмарный мир, описанный в романе «1984», был воплощен в реальность на двадцать лет позже, чем предполагал писатель. Однако ныне этот оруэлловский мир создан и оснащен камерами внешнего наблюдения на улицах наших городов, а также всемирной сетью орбитальных спутников, которые могут зарегистрировать точные координаты любого человека на Земле. Правительство имеет право отслеживать, чем интересуется любой гражданин, через библиотечные карточки и журналы пунктов проката видеокассет и, фактически, следить за любой вашей деятельностью вне дома. Скоро камеры установят и внутри домов. Волнует ли это кого-нибудь?

Нам говорят, что это совершенно необходимо, поскольку все большим количеством людей во всем мире овладевает отчаяние, гнев и недовольство. Их поведение непредсказуемо, и они все чаще проявляют жестокость и прибегают к насилию.

Как вы думаете почему? Задумайтесь над этим вопросом.

И почему наши теологические системы, от которых мы ожидаем самых мудрых ответов на сложнейшие жизненные вопросы, не могут остановить эти тенденции, — не говоря уж о том, чтобы предотвратить их?

Ответ состоит в том, что теология разделения просто неэффективна. Однако люди до сих пор настаивают, что именно этого хочет Бог.

12

Если вам действительно интересно, чего хочет Бог, позвольте задать один вопрос. Как вы считаете, предлагают ли нам земные теологические системы эффективные пути, чтобы жить вместе в мире и гармонии?

На мой взгляд, нет. На самом деле чаще всего они провоцируют обратный результат.

Сегодня каждый час от голода умирает четыре сотни детей.

Каждый час.

Однако для того, чтобы накормить всех голодающих детей планеты, вылечить их от излечимых заболеваний и обеспечить начальным образованием, необходима сумма, составляющая пять процентов от годового оборота на мировом рынке вооружения.

Пять процентов.

Возможно ли такое?

Да. Не просто возможно, но так оно и есть.

Как вам нравится подобное свидетельство несостоятельности религий и теологий? Это чудовищное пренебрежение к собственному потомству возможно только в обществе, где люди считают себя отделенными от Бога и друг от друга и уверены, что у них нет друг с другом ничего общего.

И именно этому учат наши религии.

Лишь такая культурная история, как у нас, может оправдывать мироустройство, где доход двухсот двадцати пяти богатейших людей Земли равняется совокупному доходу трех миллиардовбеднейших людей.

Возможно, вы не совсем поняли, что означают эти цифры, поэтому позвольте повторить.

Наши рекомендации