Политика: идеология и практика.
ФАНАТИЗМ И ЕГО ФОРМЫ
Стремление к доминированию одних людей и групп над другими характерно прежде
всего для политической и эконо-мической сфер жизни. В политике это борьба за
власть, в экономике - за собственность. В обоих случаях речь идет о ресурсах для
жизнедеятельности. Доминирование обеспечива-ется в конечном счете владением
возможностью распределять ресурсы. Достижение доминирующего положения
приносит конкретным людям (группам) рычаги влияния на других людей, а через них
- на процессы жизнедеятельности общества. (Метафора <рычаги влияния>
расшифровывается посредством научных категорий <статус>, <престиж>, <имидж>,
<собствен-ность>, <авторизация ресурсов> и <размещение ресурсов>.)
Чтобы понять экзистенциальные истоки насилия в поли-тической и экономической
сферах жизни людей, необходимо всмотреться в природу этих видов деятельности.
Ни полити-ческая, ни экономическая (нетрудовая) деятельности не имеют сами в
себе пределов своего проявления, обозначенных мо-ралью, - в них для достижения
цели допустимо использование любых средств (<право силы>, <деньги не пахнут>).
Цинизм власти, как экономической, так и политической, общеизвестен. Речь идет
поэтому не об <уговаривании> этих носителей власти, а о том, чтобы обуздать их
извне введением <правил игры> как на государственном уровне, так и на уровне
учреждений (организаций: партий, движений, фирм, корпораций и т.д.). <Правила
100игры> устанавливаются законами, принципами и нормами, на основании требований
права и морали которых обеспечивается их легитимность. Главным <правилом
игры> являются выборы демократического характера, когда избира-тели так или
иначе убеждаются, что тот или иной кандидат на представительный,
исполнительный или судебный пост действительно олицетворяет собой
необходимые знания и опыт, правовые и моральные нормы и способен их
соблюдать. Однако слабостью системы демократии российского общества является
почти полное отсутствие практики даже минимальной отчет-ности избранных
деятелей перед избирателями (видимо, эта слабость - хроническая, связанная с
историческим состоянием менталитета народа).
Власть, как политическая, так и экономическая, нуждается в идеологическом
обеспечении ее функционирования. Идео-логия - духовное средство борьбы за
интересы, она не может быть универсальной, ведь в обществе нет групп с едиными
интересами (кроме защиты Отечества). Она имеет критическую, мобилизующую,
защитительную и разъяснительную функции. Пропаганда связана с разъяснением
основ принятой доктрины (идеологии достижения цели), с критикой других доктрин и
тем самым - с защитой своих позиций. Агитация призвана мобилизовать людей
<своей> социальной базы, электората, интересы которых защищаются, на
конкретные политические и другие действия.
В основе любой идеологии лежат идеи - в них кратко формулируются позиция и
основная цель субъекта идеи: нации, класса, группы демографического или
профессионального характера[39]. Любая идеология стремится к легитимизации (к
признанию своих идей <законными>, т.е. справедливыми, правильными, социально
признанными). Однако в силу того что нет единой идеологии, она обычно выдает
свой социальный интерес за всеобщий интерес и потому может выступать формой
<ложного сознания>. Обратим внимание на то, как часто в речах политиков звучит
слово <народ>. На самом деле <народ> состоит из наций, классов и групп с весьма
различными интересами, поэтому доминирующая группа обычно манипу-лирует
сознанием людей, вводя <ложное сознание> в массовое сознание как дымовую
завесу для сокрытия своих истинных целей и реального положения вещей в
обществе, что позволяет бесконтрольно распределять блага (авторизировать и
размещать ресурсы страны). Поэтому в обществе необходимо иметь оппозицию
реальной власти, критикующую ее со своих позиций. Борьба идеологий в этом
случае носит для общества в целом' спасительный характер, рассеивая словесный
флер любой; политической пропаганды и агитации.
Изложенное позволяет нам выделить понятие <идеологичес-кое насилие>, под
которым следует понимать внушение массам идей, являющихся опасными с точки
зрения развития общес-тва. Опасно то, что побуждает человека или группу к
действиям вопреки его (ее) коренным, т.е. жизненным, интересам.
Как это может быть? Ведь каждый человек разумен и в силу своего здравого смысла
способен отличить правду от лжи в пропаганде. Однако здесь есть два подводных
камня, пре-пятствующих человеку быть разумным в своих мыслях и поступках,
относящихся к социальному конструированию. Во-первых, индивидуальный разум
часто не может самостоятельно охватить сложные общественные явления и
разобраться в них, следовательно, владельцы средств массовых коммуникаций (го-
сударство, частные владельцы) методами умолчания, ложной интерпретации
фактов социальной жизни могут исказить реальную картину происходящих
процессов и поступков тех или иных лиц. Во-вторых, идеологическое насилие
связано с любовью, правда, весьма своеобразной. Остановимся на этом.
Наша публицистика связывает тоталитаризм лишь со стра-хом людей перед
политическим насилием и безоговорочным подчинением людей велениям властей.
Но страх не созидате-лен - он действует на людей сковывающе. Россию было бы
101невозможно индустриализовать, коллективизировать, она не смогла бы победить в
тяжелейшей войне лишь на основе страха и подавления людей. Без созидательного
фактора было бы невозможно добиться этих успехов. Мобилизующее начало
находится в сфере любви к идее (признании ее <законной>), системе, вождю, а
массовый энтузиазм, вера и любовь являются духовной основой их
радикальности[40]. Самоидентификация личности с тем или иным учением и его
олицетворением - вождем или вероучителем - может принимать националис-
тические (Гитлер, Муссолини), политические (Ленин, Сталин) или религиозные
(Будда, Христос, Мухаммед) формы. Иден-тификация, сопровождающаяся
самовозвеличиванием, самолю-бованием (нарциссизм), преданностью <своим> и
ненавистью к <другим>, доктринально противопоставленным государству, нации,
классу, группе, является сильнейшим защитным меха-низмом (3. Фрейд) для
личности, позволяющим ей отвлечься от тягот повседневности, питать надежды на
лучшее будущее, что скрашивает неудовлетворительное настоящее. Любовь и
ненависть, их причудливое сочетание в массовом сознании приводят в конечном
счете к мании величия - продукту социального нарциссизма в отношении себя и
занижения ценности <других> - и тем самым к переводу <врагов> в разряд
<недочеловеков>, достойных истребления ( в прак-тике гитлеризма).
В современных условиях эта проблема приобретает актуаль-ность в связи с
усилением политического насилия со стороны людей, обремененных
радикалистским сознанием, ведущим к нетерпимости и насилию. Радикализм связан
с терроризмом, а тот, в свою очередь, конкретно обусловлен идейным или
религиозным фанатизмом.
Терроризм многолик. Политический терроризм связан с борьбой за власть,
религиозный - со стремлением уничтожить иноверцев, корыстный - с извлечением
материальных выгод, националистический - с желанием уничтожить, вытеснить
другую нацию, захватить ее имущество, государственный - с потреб-ностью в
устрашении и подавлении части жителей страны, активно выступающих против
деспотизма власти, военный - с устраше-нием противника, реального или
потенциального[41].
Существует терроризм бескорыстный - <ради счастья на-рода>. Идейный терроризм
связан с фанатизмом, механизм формирования которого социальная психология
объясняет как прочное самоотождествление личности с какой-либо <спаси-тельной>
идеей или с человеком, обладающим высоким ста-тусом (верноподданность). Идея
при этом действует всепоглощающе, что и приводит к психологическому отчуждению
личности фанатика от людей, жесткая привязанность к своим убеждениям лишает
человека свободы выбора и обновления своих взглядов на жизнь. Фанатик глух и не
приемлет ра-циональной аргументации, поэтому может стать и часто ста-новится
жертвой чужих фантазий и утопий. Высокая конформ-ность ведет к усилению слепой
веры, безоговорочному при-нятию откровений лидера, вождя и т.д. Спасительный
скепсис покидает человека, его жизнь превращается в <служение>. Психоанализ
указывает на то, что корни терроризма, когда люди утверждают себя истреблением
других, часто невиновных, уходят в предысторию человечества: они связаны с
архетипами Матери (родины, земли) и Отца (мага, вождя). Многие люди
бессознательно переносят на свой род, племя, нацию, религию, землю и природу в
целом свое отношение к матери как к кормилице и защитнице[42].
Человек, вступая в информационное общество, обнаружил и свою уязвимость и
даже беззащитность перед потоком идей, индуцирующих массовые психозы.
Исследования феномена психической заразительности показывают: содержание
<зараз-ной> идеи, ее ничтожность или, наоборот, величие, ее ложность или
справедливость решающего значения для поведенияне имеют. Раскачивание перед
телевизором, из которого вещают многочисленные <целители> и экстрасенсы,
102гремучая смесь идей воскрешения и переселения душ, существования потус-
торонних сил и т.д. не только дестабилизируют психику населения, но часто
приводят и к кровавым, жестоким пре-ступлениям[43]. Доверчивость человека ныне
становится опасной для жизни и здоровья. Спасительное сомнение по отношению к
иррациональным идеям и лозунгам, внушениям и заражениям есть функция
образования, гуманистического воспитания и самовоспитания личности.
Для самоуправления процессами своей идентификации (в своей основе они
естественны и здоровы) полезно знать этапы возникновения у человека
идентичности, самоотождествления с кем-либо или с какой-либо идеей.
Исследователи выделяют по крайней мере четыре стадии возникновения и
укрепления идентичности.
1. Возникновение эмпатии (активизация способности к сочувственному уподоблению
кому-либо или чему-либо): ро-ждение симпатии к герою, в том числе к персонажу
фильма, сказки, легенды, к лидеру, справедливой идее, сакрализованному событию
или предмету, актеру, исполняющему роль выдающегося героя, и т.д.
2. Становление ситуационной идентичности на основе эмпатии (возникновение
чувства <своего>, устойчивого доверия, чувства восхищения красотой или
героизмом поступка и на этой основе появление ощущения <слитности> с героем и
т.д.)...
3. Осознание ситуационной идентичности и формирование надситуационного само
отождествления (возникновение связи со смысловым ядром личности, с ее
убеждениями и даже глубинными установками).
4. Принятие осознанной устойчивой идентичности в качес-тве личностной
идентичности (возможно, на всю жизнь).
Узловым пунктом является осознанный переход от ситуа-ционной к устойчивой
надситуационной идентичности. Имен-но здесь вступает в действие сознание, разум
с его сомнениями. Спасает от попадания в психическую зависимость от объекта
идентификации проявление скепсиса, поиск контрмотивации. Лишь после серьезной
аналитической работы разума, сопос-тавления предложенной идеи с собственными
интересами и ценностными ориентациями можно сказать, что идея принята или не
принята. Воля при этом играет серьезную роль.
Фанатики односторонни, они скучны как личности и одно-образны, и именно это
часто делает их орудием в руках других. Жизнь тогда часто приносится в жертву
чужим и чуждым личности фанатика (<фана>) фантазиям и иллюзорным целям.
Прочная самоидентификация личности с идеей или движе-нием лишь тогда имеет
жизненный смысл и оправдание, когда происходит в борьбе за свободу и
независимость, как инди-видуальную, так и социальную. Освобождение от всякого
угнетения само не приходит, свобода завоевывается, а для этого требуется
самоотверженность. Поэтому вопрос о социальном насилии сложен и конкретен -
выбор позиции здесь зависит от социальной зрелости личности.