Сложившиеся в результате реформ Александра I.
Внутренняя политика
Павел пытался, как бы зачеркнуть предыдущие 34 года русской истории, объявить их ошибкой.
Ломка порядков царствования Екатерины II проводилась под влиянием чувств, без всякого плана.
Вступивши на престол с мыслью определить законом нормальные отношения землевладельцев к крестьянам и улучшить положение последних, Павел потом не только не ослабил крепостного права, но и много содействовал его расширению
В. Ключевский
Уравнение – превращение привилегий некоторых классов в общие права для всех. Павел [превращал] равенство [в] общее бесправие. Учреждения без идей – чистый произвол. Планы [Павла возникали] из недобрых источников, либо из превратного политического понимания, либо из личного мотива.
В. Ключевский
Россия в XIX веке.
Социально – экономическое развитие России
В первой половине XIX веке.
Разложение феодальной
Системы хозяйства конец XVIII – начало XIX в.в.
Признаки феодального Признаки разложения.
хозяйства.
Право приобретать землю и крестьян дано и другим сословиям, кроме дворян.
|
|
|
Развитие отходничества ведет к ослаблению связи между крестьянином
И землевладельцем.
Натуральный оброк заменяется денежным и его размер увеличивается.
Увеличивается барщина (юг), начинается переход к месячине (лишение крестьянина земельного надела).
Складывается узкая специализация районов, появление постоянных ярмарок,
развитие всероссийского рынка.
|
Бурное развитие мануфактуры – государственной и частновладельческой:1700г. – 21;
1800г. – ок. 1200.
|
Землевладельцы, крестьяне все более втягиваются товарно-денежные отношения, рост внутренней и внешней торговли.
|
Формируется т.н. третье сословие: купечество, промышленники, медленно растет слой вольнонаемных работников.
Царствование Александра I 1801 – 1825 г.г.
Внутренняя политика.
Укрепление личных позиций
после убийства Павла I.
Усовершенствование системы
государственного управления.
|
|
Значительную роль в определении курса реформ сыграл «Негласный комитет»
состоявший из близких друзей императора (П. Строганов, И. Новосильцев,
В. Кочубей, А.Чарторыжский). Образован по Указу от 5 апреля 1801 г.
Борьба либеральных и консервативных сил вокруг реформ определит непоследовательность внутренней политики Александра I. Большая часть задуманного не будет реализована.
Структура органов государственной власти (проект М.М. Сперанского 1809 г.)
|
|
|
|
|
|
|
Избираются на 3 года, на основе избирательного
ценза, тремя категориями избирателей
-дворяне
-“среднее сословие” (купцы, мещане, гос. крестьяне)
-“народ рабочий” (крепостные, рабочие, прислуга).
Органы государственной власти,
сложившиеся в результате реформ Александра I.
Министерства (с 1802 г.) | ||||||||
Военное | Морское | Иностран- ных дел | Внутренних дел | Коммерции | Финансов | Юстиции | Народного просвещения | Императорс- кого двора и уделов |
НЕДОСТАТКИ: - Сенат неимеет реальных возможностей для контроля за министерствами
- функции министерств и других органов власти четко не разграничены
- отсутствует разделение властей
- Государственный совет - совещательный орган
- Стремительное развитие бюрократизма порождает бесконтрольность и безответственность чиновников.
ПОСЛЕДСТВИЯ: - подчинение министерств непосредственно императору способствует укреплению абсолютизма
Реформа системы образования 1803 г.
|
|
Структура системы образования:
1-я ступень - приходские одноклассные школы при церквах
2-я ступень -уездные двухклассные училища
3-я ступень - губернские четырех классные гимназии (50 гимназий в нач. века).
4-я ступень- университеты (5 новых ВУЗов – в Вильно, Дерпте, Казани, Харькове, Петербурге.
Всего в стране 7 ВУЗов.).
Создаются закрытые, привилегированные учебные заведения ЛИЦЕИ(Царскосельский - 19/XI. 1811, Неженский, Демидовский) для дворянских детей, которые должны получать наилучшее образование, чтобы потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.