Происходит адаптация библейского сюжета к политическим целям!

Пьеса начинается и заканчивается монологами чел.театра, обращенного к царю А. М. и возносящего образ царя солнца, царя всевышнего. Желают А.М. благоденствия и счастья, так как пока он благоденствует, вся страна благоденствует.

( произносит это все «Мамурза- оратов царев, которому предисловие и окончание говорить»)

Мифология 17 века: царь синонимичен солнцу, то есть царь ровно посылает свои лучи для каждого человека и в этом есть обязанности царя, не только властвовать,но и заботится!

пьеса не односюжетная:

- любовь ( Артаксеркс зовет к себе царицу Астинь, она отказывает ему, так как думает,что он хочет ее обесчестить и опозорить при подданных,что зовет ее, потому что пьян. «Астинь : Что же царь от мя желает сотворить? И хощет мя весмя народом посрамити? Да яз открыюся беседам оных пияных князей толиких стран?О хотение безумных!» .Когда с такой дурной вестью приходят к царю, он начинает бесится и злится очень и решает наказать Астинь:

свергает ее с престола. Приходят к ней и говорят об этом, она плачет «Не тако я мыслила» говорит, но к той ей поверит?!.ведь воля царя безоговорочна. Возвращаются к царю и говорят, что исполнили приказ, а Артаксеркс сидит и грустит, как же теперь то он без царевны жить будет, с кем ему ночи проводит длинные? Жалко ему Астинь, но слово царя — закон, и если бы она так поступила, так все бы жены со своими мужьями так же дерзко обращались. Но думные царевы очень смекалистые ребята предлагают ему найти новую царевну, тот обрадовался и посылает своих думных найти ему новую невесту, да такую,чтобы краше и лучше Астини была. Нашли. Есфирь. Жила она у своего дяди Мардохея и невероятно скромная, послушная, робкая и т.д и т. п. была , так к тому же еще из всех 400 девушек самая красивая, и сообщают ей радостную весть,что она к Артаксерксу должна идти и царевной становится, она пугается этого,говорит, что ей и в бедности хороши жить, что не хочет она никакого богатства, в общем ей ничего этого не надо «Бог весть, како аз славы не желаю и со всяким удоволством в скудности пребываю», но судьба ее неотвратима и Гегай ( малый, что за не пришел) глаголит « Рцыте же,что хотите,однако имам аз ею получити красоту,яже сама царю открытися хощет. Царская воля есть — та да сотворится- прекраснейших всех взыскати. Егда же краснейшую обретох, очи свои тогда имам проклинати» (в этих словах еще подтверждение красоты девушки. Вообщем потом она приходит к царю, он не нарадуется, еще не видя ее, по слухом только полюбил и значит рад он, дальше начинается уже вторая линяя )

!!! Барочный мотив возвышения и падения Астинь-царица- Астинь никто, и такая же ерунда с Есфирь и Мардохеем.

- Судьба еврейского народа (Есфирь- еврейка и дядя у нее еврей и друзья у них евреи (Азария, Садок). Началось все с того,что двое изменников замыслили царя убить, то были Багатан и Терез и они,по неосторожности своей, об этом у царских ворот договаривались, недалеко был Мардохей и услышал все эту тему, потом через посредников он рассказывает об этом Есфирь, та царю, зовут предателей к царю и все выясняется,все счастливы., царь только охрану усилил. Аман- воевода царев, когда проходил мимо Мардохея и его друзей велел всем кланятся, М. не послушал его, так как религия ему не позволяла ( он не бог,чтобы ему поклонятся,хотя друзья поклонились) Аман рассердился, поговорил с царем, потом вышел приказ,чтобы убивать такой люд. Все испугались, больше всего М. он говорит,что лучше бы он один погиб за своей народ. Еще он не понимал,почему Есфирь не поможет, общался он с царицей через Гегая (евнух Есфири), та боялась зайти к Артаксерксу ибо повелел он не заходить,если сам не позовет (усилил охрану после покушения), потом зашла, позвала один раз на обед Амана и Артаксеркса и ничего не сказала, на утро позвала еще, но до этого Артаксеркс вспомнил,что ничем Мардохея не одарил и позвал Амана посоветовать ему, как лучше отблагодарить такого верного подданного, тот посоветовал « Той бо человек да возьмется на двор, и се да сотвориши: и в одежды своя облечиши, и царской свой венец на него возложиши,и на своем коне его да посадиши,егда же в таких украшениях, тогда величайшей князей твоих поведет его по стогнам всем и громским гласом сие да вскличет: Сице сотворят мужу, в нем же царь благоизволяет, его же царь сам любит и зело почитает». Затем Артаксеркс сказывает Аману,что это Мардохей и что именно Аман должен провезти его по городу, тот в бешенстве, так как план у него был повесить этого дерзкого жида. Все приказание царя исполнено и все счастливы. Утром царь узнает,что Аман злой человек, хотевший убить М. на висилице и приказал слугам подлого Амана повесить его самого на этой же и после этого зажили все счастливо. Евреи были свободны и все прекрасно.)

!!!Опять мотив возвышения и падения (нынче с Мардохеем)

Человек проживает жизнь постоянно меняя свое состояния (метаморфозы), постоянные взлеты и падения, а это значит уязвимость жизни и гармонию.

Но в любом случае в мире метаморфоз всегда в итоге будет гармония!

Один из важных мотивов пьесы месть, то есть человек,лишенный всего, отчаянный, не добившийся бунтом результата человек является угрозой для разрушения гармонии (Астинь свергли и за нее хотят отомстить)

Любовь — знак гармонии. Возникает образ сентиментального,грустного царя, царя без любви, больного любовью. Внутренний конфликт, дисгармония царя сказываются на всем обществе, становится проблемой всего государства.

Есфирь противопоставлена Есфирь.

Есфирь по природе подчинена царю так как она женщина и это ее долг.

Вечное противостояние

покорность-гордыня

покой-своеволие

правда-ложь

смирение-бунт

Аман взял на себя функцию,которой у него нет.

Царь-солнце,все равны перед царем,значит, перед Алексеем Михайловичем. Очень такая политическая пьеса.

Вот.

ГАРМОНИЯ НЕУСТОЙЧИВА,ОНА МБ РАЗРУШЕНА.

ГАРМОНИЯ ЭФЕМЕРНА.

Наши рекомендации