Монополия как вид несовершенно конкурентного рынка и определение конкурентной политики
Несовершенная конкуренция — тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью, то есть возможностью воздействовать на условия рынка и на цены товаров с целью повышения прибыли посредством выбора конкурентного поведения, и, в частности, увеличивая или сокращая объемы продаж. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.
Основными моделями рынка несовершенной конкуренции являются: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Монополия - это господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности. Можно дать определение «монополии», как исключительного права производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем или поставщиком уникального продукта, то есть такого
продукта, который не имеет близких себе аналогов. Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль.
При этом не следует отождествлять понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистым монополистом.
Характерными чертами чистой монополии являются:
1) чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
2) покупатели не имеют возможности выбора поставщика товара;
3) чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами;
4) в условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
5) кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический (убывающий) вид и совпадает с кривой рыночного спроса.
Предпосылками возникновения чистой монополии являются:
- производство уникальной продукции (отсутствие близких заменителей);
- наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
- исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;
- наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.
Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.
Чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является по большей части абстрактной моделью и крайней формой рыночной структуры. На практике можно встретить в основном ограниченные формы монополии. В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.
Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.
Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких ( водо-, газо-, электроснабжение и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Иногда временную монополию называют еще открытой монополией, так как любая фирма может относительно легко войти на такой рынок, создав новый продукт или технологию, в отличие от закрытой монополии, вход на рынок которой жестко ограничен барьерами.
Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства, например, на регулирование и предложение денег, производство некоторых общественных товаров, покупку вооружения и т.п.