Внешняя политика Индии во второй половине XX века

Двадцатое столетие было отмечено желанием Индии обрести своё достойное место на арене международной политики. Интеллектуальная элита, в лице Тагора, Ганди и Неру, сознательно уходила от прямолинейных трактовок в теоретизации глобального статуса той или иной державы, так как Индия на тот момент действительно была слаба и не являлась внушительной силой. Элита была вынуждена стремиться обращаться к самой широкой аудитории в своих рассуждениях на тему будущего для Индии и приобретения ею международной самостоятельности и определённых полномочий. После независимости в 1947 году, Дж. Неру с помощью разработанной им доктрины «личного интеллектуального интереса» добился для своей страны, в условиях холодной войны и биполярного противостояния, собственного «международного голоса», который был основан не на профессионализме властных институтов Индии или реальных возможностях государства, а скорее, на крайне удачливом комбинировании легитимности власти и международном лавировании.[69]

Если Индия желает достигнуть реального глобального влияния, более солидного международного веса, то необходимо не просто наращивать свою военную мощь и упорядочивать свою внутреннюю экономику, добиваясь ускоренного роста ВВП, а необходимо базировать свой дальнейший успех, на взаимозависимости с «передовыми экономиками».

Индийский субконтинент никогда не уходил из сферы интересов российской дипломатии. Исторический курс Москвы на евро-американское сосуществование совсем не противоречит интересам РФ в Южной Азии. Тем более что две страны связывают многолетние политико-экономические и культурные связи. Начиная с 60-х годов, Советский Союз по праву мог считать себя творцом «новой Индии»: советские специалисты работали над созданием индустриальной мощи этого южно-азиатского государства и, уже в наше время, над поддержанием и развитием статуса мощной региональной державы, который страна получила при активном участии опять-таки советской дипломатии.Впрочем, до середины 1950-х годов правление Джавахарлала Неру оценивалось в СССР крайне негативно. [70]

Феномен устойчивых экономических и внешнеполитических отношений между СССР и Республикой Индия за период с 1970 по 1985 гг. можно считать образцом мирного сосуществования двух государств, в тот непростой период. Этот процесс, на протяжении без малого 15 лет, на фоне всемирного ядерного противостояния в мире, постоянных военных и политических конфликтов, как в азиатском регионе, так и в мире, несомненное достижение двух государств.

Индию, как стратегически важного партнера Советский союз начал рассматривать еще, задолго до второй мировой войны. Еще в 1921 г. В.И. Ленин заявил, об Индии следующие: «Исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай составляют гигантское большинство населения и втягиваются с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена». И. В. Сталин так же положительно относился к возможному сотрудничеству Индии и отмечал, что «освобождение Индии усилит позиции революции во всем мире»[71].

Большой простор для сотрудничества между Советским союзом и Республикой Индией открылся в результате завоевания Индией в августе 1947 г. независимости. Примечательно, что дипломатические отношения были установлены еще в апреле 1947 г.

Руководствоваться при осуществлении внешней политики Индия должна, по выражению Дж. Неру, четким осознанием своих национальных интересов, не отступая при этом от своих идеалов неприсоединения. Эта позиция была сформулирована индийским руководителем во время его выступления в Колумбийском университете в 1949 г.

Национальные интересы, как считал Дж. Неру, могут быть гарантированы в том случае, если создадутся оптимальные внешние условия для самостоятельного национального развития: будут гарантированы суверенитет, территориальная целостность и безопасность страны, а также возможность развития отношений со всеми странами.

Выбор советской стороны Индии как одного из стратегически важных партнеров в Азии к началу 1950-х годов неслучаен и вполне обоснован. Стоявшая у истоков Движения неприсоединения Индия проводила независимый внешнеполитический курс к началу, 1950-х и в основу которого, были положены принципы неучастия в военных блоках и отказа от существования на своей территории иностранных военных баз.

Основной конкурент Индии в южно-азиатском регионе Пакистан с начала 1950-х годов начинает сотрудничать все больше с США. В мае 1954 г. Пакистан заключил соглашение в Карачи о военном сотрудничестве с США,которое предусматривало оказание США военной помощи Пакистану. Уже в сентябре 1954 г. Пакистан вошел в военный блок СЕАТО, а в феврале 1955 г. уже в Багдадский пакт (позднее СЕНТО). Все эти шаги приблизили опасность войны непосредственно к границам Индии[72].

Безусловно, внешнеполитический курс, которого придерживались в 1950-х годах США отталкивал Индию, которая стала опираться на Советский союз, неизменно поддерживающий в тот момент движение неприсоединения. Американская политика по отношению к странам - членам Движения неприсоединения была отрицательной, так как это могло усилить влияние СССР в Азии.

Ключевым моментом в налаживании советско-индийских отношений к концу 1950-х годов стал индийско-китайский конфликт. По всей видимости, китайско-индийские вооруженные столкновения, начавшиеся в 1959 г., застали врасплох советское руководство. Оно было не готово к прямой конфронтации Китая, который при всех разногласиях с Советским союзом еще оставалось его союзником, и одного из лидеров национально-освободительного движения.

Советское руководство не заняло какой-либо твердой позиции по индийско-китайскому конфликту и в Заявлении ТАСС от 9 сентября 1959 г. призвало лишь к мирному урегулированию возникших разногласий между обеими странами. Китайское правительство, рассчитывавшее получить поддержку СССР против Индии, так как считала СССР своим близким партнером, однако те разногласия, которые накопились между Советским союзом и Китаем не позволили это сделать. По достаточно лояльной политике в отношении Индии тогдашний ее руководитель Дж. Неру отметил, что это решение «справедливо»[73].

Китай после конфликта с Индией добился взаимопонимания и сотрудничества с Пакистаном. Так же он поддержал пакистанскую позицию в кашмирской проблеме, а соглашение 1963г. о передачи Пакистаном Китаю части кашмирской территории и установлении пакистано-китайской границы нанесло ущерб внешнеполитическим позициям Индии.

Индийско-китайское противостояние стало предвестником ухудшения отношения СССР с Китаем. Уже в 1960 г. были отозваны из КНР все советские специалисты, происходило постоянное падение удельного веса советско-китайского товарообмена во внешней торговле Китая - до 7% в 1966 г. Все это позволяло Индии надеяться в тот момент на усиление внешнеполитического сотрудничества с СССР[74].

Стоит выделить тот факт, что после индийско-китайского конфликта СССР не стал отказываться от сотрудничества с другими странами азиатского региона. По-прежнему, Советский союз, пусть и незначительно, посылал оружие в Пакистан. США так же, своего рода в ответ советской стороне, увеличили экономическую помощь Индии в тот момент.[75]

Дружественные отношения с Индией на фоне советско-китайского противостояния, а так же укрепление взаимопонимания с Пакистаном на тот момент, позволили Советскому союзу стать своего рода посредником в урегулировании противостояния между странами. В свою очередь Индия и Пакистан согласились принять советское предложение об оказании посреднических услуг в урегулировании конфликта.

Готовность Индии принять советское посредничество была обоснована на убеждении, подтвержденном годами советской поддержкой ее интересов в ООН и за ее пределами. Руководители Индии были уверены, что Советский союз будет на ее стороне в решении проблемы. С советской токи зрения, посредничество было необходимо еще и для того, чтобы окончательно не оттолкнуть от себя Пакистан.[76]

Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин в январе 1966 г. принял участие в проведении переговоров в Ташкенте между Индией и Пакистаном, завершившихся подписанием совместной Декларации и прекращением военного конфликта в регионе.

Сближение позиций Пакистана и СССР после ташкентской конференции вызывало опасение у правящих кругов Индии. В связи с этими событиями весной 1966г. И. Ганди посетила США, где на встречи в Вашингтоне просила у американского правительства о широкомасштабной помощи стране. На обратном пути в Индию она нанесла короткий визит в Москву.

Докладывая о результатах своего визита в Советский союз в индийском парламенте 25 июля 1966г. Индира Ганди отметила, что ее по прежнему волнует проблема мирного сосуществования СССР, Пакистана и Индии. Так же она подытожила, что встреча с генсеком Советского союза Л.И. Брежневым прошла в конструктивном диалоге, но при этом ей было отмечено позднее в индийской прессе то, что: «Предстоят тяжелая работа и жертвы, но мы не должны быть пленниками какой-либо догмы»[77].

Следует признать, что Индия возмещала помощь со стороны СССР дипломатическими шагами в поддержку советской внешней политики того периода. Достаточно отметить тот факт, что на официальном уровне Индия уклонилась от открытого осуждения событий в Чехословакии в 1968 г.

Двусторонние отношения между Бутаном и Индией традиционно были близки. С момента обретения независимости в 1947 году, Индия унаследовала от Британской империи сюзеренитет над Бутаном. Индия была и остаётся основным партнёром Бутана, в экономике, политике, культурном обмене. На Индию приходится подавляющая доля внешнеторговых операций. Жители Индии могут почти без ограничений посещать Бутан, что значительно сложнее для жителей других стран. Бутанцы часто посещают Индию - для учёбы, лечения, паломничества, бизнеса. Многие бутанцы закончили индийские университеты. Индия поддерживает Бутан в военном отношении.Вместе с тем Бутан относится к Индии с некоторой осторожностью, опасаясь за свой суверенитет и культурную идентичность.

8 августа 1949 года Бутан и Индия подписали Договор о дружбе, призывающий к миру между двумя странами и невмешательству в их внутренние дела. Тем не менее, Бутан согласился отдать «руководство» своей внешней политикой Индии, а обе страны договорились о тесном сотрудничестве в области внешней политики и обороны. Также были подписаны соглашения о свободной торговле и экстрадиции.

Оккупация Тибета коммунистическим Китаем ещё больше сблизила страны. В 1958 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру посетил Бутан и подтвердил поддержку Индией независимости Бутана, а затем заявил в индийском парламенте, что любая агрессия против Бутана будет рассматриваться как агрессия против Индии. Индия оказывала экономическую и военную помощь Бутану, который приступил к осуществлению программы модернизации для укрепления своей безопасности. Хотя Индия неоднократно подтверждала свою военную поддержку Бутана, последний выразил озабоченность по поводу способности Индии защитить Бутан от Китая, ведя одновременно войну с Пакистаном.[78]

Индийская армия представлена в Бутане военной базой в Хаа и несколькими представительствами. С 1962 года в Бутане действует индийская военная организация IMTRAT (IndianMilitaryTrainingTeam), базирующаяся в Хаа.

Несмотря на хорошие отношения, Индия и Бутан до периода 1973-1984 годов не завершили демаркацию границы. Проведённые переговоры помогли в целом разрешить разногласия, за исключением некоторых небольших участков, в том числе в зоне между Сарбхангом и Гелепху и на восточной границе с индийским штатом Аруначал-Прадеш.

Несмотря на близкие и дружественные отношения, правительство Бутана заявило о необходимости пересмотра части договора в сторону укрепления суверенитета Бутана. Бутан начал постепенно налаживать независимые отношения в международных делах, присоединился к ООН в 1971 году, признал независимость Бангладеша и подписал в 1972 году новое торговое соглашение, которое предусматривало освобождение бутанских товаров от экспортных пошлин при их экспорте в третьи страны. С 2003 по 2004 годбутанская армия проводила операции против индийских повстанцев из Ассама (см. Операция Бутана против ассамского сопротивления), которые имели свои базы на территории Бутана и использовали их для организации нападений на индийские земли.

Индийско-северокорейские отношения - это двусторонние отношения между Индией и КНДР. Индия имеет посольство в Пхеньяне, а КНДР в Нью-Дели. Индия заявила, что хочет воссоединения Кореи и назвала КНДР агрессором в Корейской войне, поддерживая резолюции Совета Безопасности ООН № 82 и № 83. Однако, Индия не поддержала резолюцию № 84, по которой оказывалась военная помощь Южной Корее. Индия, как страна-участница Движения неприсоединения, медлила с исполнением своего военного обязательства против КНДР. Вместо этого, Индия оказала моральную поддержку действиям ООН и решила отправить своих врачей в Корею как жест доброй воли. 60-ое индийское полевое медицинское подразделение - часть индийской бортовой дивизии, было выбрано для отправки в Корею. Это подразделение состояло из 346 человек, включая 14 врачей.[79]

Индия была председателем девятисторонней комиссии ООН, которая наблюдала за процессом разделения Кореи в 1947 году. После Корейской войны, Индия снова играла важную роль в качестве председателя Независимой комиссии по репатриации народов на Корейском полуострове. Индия установила консульские отношения с КНДР в 1962, а в 1973 году дипломатические. Отношения Индии с КНДР были ухудшены, после того как последняя оказала помощь Пакистану в его ядерно-ракетной программе. В 1999 году Индия задержала северокорейский корабль у берегов Кандлы. На корабле были обнаружены чертежи компонентов ядерно-ракетного комплекса. Отношения Индии с Южной Кореей носят более глубокий характер, особенно в экономическом и технологическом планах. Заинтересованность Индии в южнокорейских инвестициях и технологиях ухудшила отношения с КНДР. Индия последовательно высказывала свои возражения против ракетно-ядерной программы КНДР.

Заключение

Несмотря на огромные трудности и существующие проблемы Индии удалось достичь значительных успехов в развитии национальной экономики и значительно улучшить свои позиции в системе международной торговли, частично преодолеть зависимость от развитых капиталистических государств. Судя по тому, чего страна добилась на сегодняшний день, ее пример весьма показателен для других развивающихся государств.

Особенности характера участия Индии в современных международных экономических связях определяются тем, что развитие капитализма в Индии привело к образованию национальных монополий, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами, присущими монополистическому капиталу. Индийские монополии заинтересованы в торгово-экономической экспансии на рынках менее развитых стран и ратуют за ограничение роли государственного сектора в хозяйственной жизни страны.

Неру смог направить Индию по пути демократического развития, выработать курс смешанной экономики, на основе которого была проведена индустриализация страны, было начато решение основных проблем ее самообеспечения и главное – освобождения от хронического голода. Но все это было только началом пути, на котором приходилось преодолевать огромные трудности, доставшиеся от колониального периода. Неру стоял у истоков политики неприсоединения, которая способствовала росту авторитета Индии на мировой арене. Но у него были и серьезные проблемы во внутренней политике: реорганизация штатов, невыполненные аграрные реформы и т.д., и даже поражения во внешней политике – особенно война с Китаем в 1962 г. Несмотря на все это, Неру удалось создать и оставить после себя единую Индию.

Индира Ганди проявила себя как более жесткий, решительный лидер. Особенно это обнаружилось во время войны с Пакистаном в 1971 г., которая закончилась ее победой и ослаблением позиций Пакистана после отделения от него независимого государства Бангладеш. И. Ганди решилась и на взрыв ядерного устройства в 1974 г., через 10 лет после того, как Китай испытал атомную бомбу.

Во внутренней политике она провозгласила следование тем же принципам демократии и социальной справедливости, которые были фундаментом всей деятельности Неру. В 60-70-е годы аграрные преобразования были связаны с «зеленой революцией» и резко усовершенствовали сельскохозяйственный процесс. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения. С 70-х годов развивается прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит сращивание двух секторов: развитие госсектора в промышленности и плановое ведение народного хозяйства, укрепление национального рынка.

Но в реальной жизни она часто поступалась этими принципами во имя укрепления своей власти. Подтверждением этому стало введенное ею в 1975 г. чрезвычайное положение, а также недемократические, а по существу авторитарные меры, направленные на усиление централизованной власти за счет ослабления демократических основ самого Конгресса и общества в целом. Все это можно объяснить осложнившейся социально-экономической обстановкой в стране. Но ее деятельность немало способствовала углублению этих проблем и появлению новых, особенно в штатах.

Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. С Пакистаном Индия трижды вела крупные войны: в 1947-1948, 1965 и 1971 годы, несколько раз вступала в конфликты локального характера. В 1984 году Индира Ганди дала индийским войскам приказ устранить сикхских радикалов, занявших главную святыню сикхов, Золотой в Амритсаре. Для радикалов это предприятие стало частью кампании по предоставлению населённым сикхами территориям независимости в качестве государства Халистан. В рамках операции под кодовым названием «Голубая звезда» военные расправились с сепаратистами, но индийскому правительству фактом военной экспедиции в храм был нанесён огромный моральный ущерб.

Смерть Индиры Ганди подвела черту под целым периодом деятельности Конгресса и всей страны. Годы ее пребывания у власти и влияние на развитие событий в стране во многом были сопоставимы с тем, что удалось сделать ее отцу и первому премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру.

Будучи многонациональным и много религиозным государством, Индия переживала распри и противостояния на религиозной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия всегда представляла себя как светское государство с либеральной демократией и в настоящее время немалое значение в системе международных экономических и торговых связей.

Список использованных источников и литературы:

Источники:

1. Бхатия, Винод. Дж Неру и становление индийско-советских отношений: [Пер. с англ. Пред исп. Г.Г Катовского]. - М.: Мысль, 1989

2. ИНК. Четвертый Всеобщие Выборы. - Нью-Дели, 1967

4. Калантар (газета на бенгальском яз.). Калькутта. 03.10.1966

5. Конституция Индии, 1950

7. Неру Джавахарлал. Автобиография. - М.: Изд. ИЛ, 1955

8. Уолперт Стенли. Джинна – творец Пакистана. - М.: Рудомино,1997

Литература:

1. Алаев Л.Б. Индия: Национально-освободительное движение в Индии// История Востока. Р.Г. Ланда (отв. ред). - М.: Вост. лит., 2006

2. Абрамян Р. Армянские источники XVIII в. об Индии. - Ереван, 1968

3. Губер А.А. История и экономика Индии. Ред. коллегия: чл.-кор. АН СССР отв. –М.: изд-во АН СССР, 1957

4. Горев А. В. Индира Ганди: мечты и свершения. - М.: политиздат, 1987

5. Григорьева Г. М. Индийский штат Нагаленд: Политика и этносоциальные проблемы. - М.: Наука, 1982

6. Гхош А. Статьи и речи пер. с англ. - М., 1962

7. Горев А. В. Роса на лотосе. Индира Ганди: мечты и свершения. - М.: политиздат, 1987

8. Дяков А.М. Индия в период и после Второй мировой войны.: стенограма лекции… - М., 1949

9. Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. - М., 1995

10. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. - М., Институт Востоковедения РАН, 2002

11. Котовский Г.Г. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). - М.: «Наука», 1989

12. Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. - М.: «Наука», 1992

13. Комаров Э.Н., Чичеров А.И. Тенденции политического развития современной Индии. - М.: «Наука», 1970

14. Комаров Э. Н. Некоторые концептуальные проблемы социально-поли­тического развития // Экономическое, социальное и политическое раз­витие Индии (1947—1987). - М., 1989

15. Литмона А.Д. Ганди, Мохандас Карамчанд. Моя жизнь: /Пер. с англ./ – М.: Изд. Вост.лит., 1959

16. Мартышин О. В. Политические взгляды Дж.Неру. – М.: Наука.,1981

17. Мезенцева О. В. Роль Индуизма в идеологической борьбе современной Индии. – М.: Наука,1985

18. Нилов / Юрлов Ф.Н. Леводемократические правительства в штатах Индии, он же. Западная Бенгалия: политические проблемы. - М., 1986

19. Пономарев Ю.А. История Мусульманской лиги. - М.: «Наука», 1982

20. Проблемы коммунистического движения в Индии. - М., 1971

21. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в Новейшее время (Современный этап развития Индии с начала 1980-х гг.): учеб. для вузов.—М.: Изд-во Проспект, 2006

22. Растянников В.Г. Земельная реформа в Индии. Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. ИВ РАН. - М., 2005

23. Растянников В. Г., Дерюгина И.В. Модели сельскохозяйственного роста в XX веке. ИВ РАН. - М., 2005

24. Рейснер Л.И. Проблемы экономического и социального развития независимой Индии. - М., 1967

25. Сапожников Б.Г. Индия и Пакистан: /сб. статей //АН СССР, Ин-т народов Азии; /Редкол. - М., 1961

26. Ульяновский Р. А. Три лидера великого индийского народа: Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индира Ганди. –М.: Политиздат, 1986

27. Чичеров А.И. Дж Неру и независимая Индия: (очерки обществ. Развития страны в 50-70-е гг). - М.: Наука, 1990

28. Широков Г.К. Современная индийская буржуазия. - М., 1966

29. Юрлова Е.С. Кастеизм – фактор политический жизни // Котовский Г.Г., отв. ред. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). - М.: «Наука», 1989

30. Юрлова Е.С. Социальное положение женщин и женское движение в Индии. - М.: «Наука», 1982

31. Юрлова Е.С. Индира Ганди: путь к власти // Восток (Oriens). – М.,2008

32. Юрлов Ф. Индия. Бхаратия джанатапарти – путь к власти // Азия и Африка сегодня. - М.,2003

[1]Котовский Г.Г. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). - М.: «Наука», 1989

[2]Алаев Л.Б. Индия: Национально-освободительное движение в Индии// История Востока. Р.Г. Ланда (отв. ред). - М.: Вост. лит., 2006

[3]Дяков А.М. Индия в период и после Второй мировой войны.: стенограма лекции… - М., 1949

[4] Комаров Э.Н., Чичеров А.И. Тенденции политического развития современной Индии. - М.: «Наука», 1970

[5] Юрлова Е.С. Индира Ганди: путь к власти // Восток (Oriens). – М.,2008

[6] Юрлова Е.С. Социальное положение женщин и женское движение в Индии. - М.: «Наука», 1982

[7] Растянников В. Г., Дерюгина И.В. Модели сельскохозяйственного роста в XX веке. ИВ РАН. - М., 2005

[8]Неру Джавахарлал. Автобиография. - М., 1955. - С.37.

[9] Мартышин Орест Владимирович. Политические взгляды Дж.Неру. – М.,1981. – С.311.

[10]Уолперт Стенли. Джинна – творец Пакистана. - М.1997. – С.7.

[11]Дяков А. М. Индия в период и после Второй мировой войны: стенограма лекций. - М., 1949. – С.40.

[12]Калантар (газета на бенгальском яз.). Калькутта. 03.10.1966.-С.3

[13]Мезенцева, Ольга Васильевна. Роль Индуизма в идеологической борьбе современной Индии. –М.: Наука,1985.-С.175.

[14]Пономарев Ю.А. История Мусульманской лиги.- М.: «Наука», 1982, -С.22.

[15] Индия и Пакистан: /сб. статей //АН СССР, Ин-т народов Азии.-М.: 1961.—С.119.

[16]А.Д. Литмона. Ганди, МохандасКарамчанд. Моя жизнь: /Пер. с англ./ Вступ. Стю– М.: Изд. Вост.лит., 1959.—С.28.

[17] Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. - М., Институт Востоковедения РАН, 2002.-С.73

[18] Бхатия, Винод. Дж Неру и становление индийско-советских отношений: [Пер. с англ. Пред исп. Г.Г Катовского]. - М.: Мысль, 1989.- С.59

[19] Григорьева Г. М. Индийский штат Нагаленд: Политика и этносоциальные проблемы. - М.: Наука, 1982. –С. 63

[20] Уолперт Стенли. Джинна – творец Пакистана. - М.: Рудомино,1997. –С. 244

[21] Абрамян Р. Армянские источники XVIII в. об Индии. - Ереван, 1968. –С. 180

[22] Котовский Г.Г. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). - М.: «Наука», 1989 – С.200

[23] Конституция Индии, 1950 –С.50

[24]Конституция Индии, - С.53.

[25] Бхатия, Винод. Дж Неру и становление индийско-советских отношений: [Пер. с англ. Пред исп. Г.Г Котовского]. - М.: Мысль, 1989 –С.104

[26]Алаев Л.Б. Индия: Национально-освободительное движение вИндии// История Востока. Р.Г. Ланда (отв. ред). - М., 2006.—С.89.

[27]ИНК. Четвертый Всеобщие Выборы, - Нью-Дели, 1967. - С.62.

[28]Чичеров, А.И. Дж Неру и независимая Индия: (очерки обществ. Развития страны в 50-70-е гг.). –М, 1990.—С.261.

[29] Проблемы коммунистического движения в Индии. Сб.ст - М., 1971- С. 327

[30] Нилов / Юрлов Ф.Н. Леводемократические правительства в штатах Индии, он же. Западная Бенгалия: политические проблемы. - М., 1986 – С.78

[31] Комаров Э.Н., Чичеров А.И. Тенденции политического развития современной Индии. - М.: «Наука», 1970 –С.401

[32]Нилов / Юрлов Ф.Н. Западная Бенгалия: политические проблемы, -С.73.

[33]Комаров Э. Н. Некоторые концептуальные проблемы социально-поли­тического развития // Экономическое, социальное и политическое раз­витие Индии (1947—1987). - М., 1989 –С.98

[34]Горев, Александр Васильевич. Роса на лотосе. Индира Ганди: мечты и свершения. –М.: политиздат, 1987.—С.317.

[35]Юрлова Е.С. Индира Ганди: путь к власти // Восток (Oriens), 2008, № 4, -С.96.

[36]Гхош А., Статьи и речи, пер. с анг., М., 1962; Проблемы коммунистического движения в Индии, М., 1971-С. 234

[37] Растянников В.Г. Земельная реформа в Индии. Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. ИВ РАН. - М., 2005 – С.117

[38]Юрлова Е.С. Социальное положение женщин и женское движение в Индии. М.: «Наука», 1982-С.32.

[39] Калантар (газета на бенгальском яз.). Калькутта. 03.10.1966- С.6

[40] Горев А. В. Индира Ганди: мечты и свершения. - М.: политиздат, 1987 –С.82

[41] Ульяновский Р. А. Три лидера великого индийского народа: Мохандас Карамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индира Ганди. –М.: Политиздат, 1986 –С.125

[42]Комаров Э. Н. Некоторые концептуальные проблемы социально-поли­тического развития // Экономическое, социальное и политическое раз­витие Индии (1947—1987). М., 1989. –С.105.

[43]Юрлов Ф. Индия. Бхаратия джаната парти – путь к власти // Азия и Африка сегодня. 2003, -С.138.

[44] Григорьева, Галина Максимовна. Индийский штат Нагаленд: Политика и этносоциаль. проб.—М.: Наука, 1982.-С.128.

[45]Юрлов Ф. Индия. Бхаратияджанатапарти – путь к власти // Азия и Африка сегодня. 2003, -С.24.

[46] Ульяновский, Ростислав Александрович. Три лидера великого индийского народа: МохандасКарамчанд Ганди, Джавахарлал Неру, Индира Ганди. –М.: Политиздат, 1986,-С.299.

[47] Горев, Александр Васильевич. Индира Ганди: мечты и свершения.-М.: политиздат, 1987.—С.317.

[48]Котовский Г.Г. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). М.: «Наука», 1989 -С.245.

[49]Юрлова Е.С. Индира Ганди: путь к власти // Восток (Oriens), 2008 -С.96.

[50]Нилов / Юрлов Ф.Н. Леводемократические правительства в штатах Индии, он же. Западная Бенгалия: политические проблемы. М.: 1986 –С.120.

[51] Клюев Б. И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт Востоковедения РАН, 2002, -С.71.

[52] Мезенцева О. В. Роль Индуизма в идеологической борьбе современной Индии. – М.: Наука,1985-С.215

[53] Юрлова Е.С. Индира Ганди: путь к власти // Восток (Oriens). – М.,2008 – С.240

[54]История стран Азии и Африки в Новейшее время (Современный этап развития Индии с начала 1980-х гг.): учеб. для вузов.—М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016.—С.267.

[55] Чичеров А. И. Дж Неру и независимая Индия:(очерки обществ. Развития страны в 50-70-е гг).-М.: Наука, 1990. – С.261.

[56]Растянников В. Г., Дерюгина И.В. Модели сельскохозяйственного роста в XX веке. М.:2004.—С.78.

[57]Л.И. Рейснер. Проблемы экономического и социального развития независимой Индии. М., 1967. –С.58.

[58]Г.К. Широков. Современная индийская буржуазия. М., 1966; --С.103.

[59]Растянников В.Г. Земельная реформа в Индии. Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. ИВ РАН. М., 2005. –С.315.

[60] Мартышин О.В. Политические взгляды Дж.Неру. – М.: Наука.,1981 – С.144

[61] Горев А. В. Роса на лотосе. Индира Ганди: мечты и свершения. - М.: политиздат, 1987

[62]А.А Губер. История и экономика Индии. Ред. коллегия: чл.-кор. АН СССР отв. Ред.. и др. –М., изд-во Акад. наук СССР, 1957 –С.102

[64] Губер А.А. История и экономика Индии. Ред. коллегия: чл.-кор. АН СССР отв. –М.: изд-во АН СССР, 1957 –С. 115

[65]Котовский Г.Г.Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). М.: «Наука», 1989. –С.257

[66]Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М.: «Наука», 1992, -С.35.

[67]Юрлова Е.С. Социальное положение женщин и женское движение в Индии. М.: «Наука», 1982-С.42.

[68] Родригес А.М. История стран Азии и Африки в Новейшее время (Современный этап развития Индии с начала 1980-х гг.): учеб. для вузов.—М.: Изд-во Проспект, 2006 –С.250

[69]Юрлова Е.С. Кастеизм – фактор политический жизни // Котовский Г.Г., отв. ред. Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987). М.: «Наука», 1989, --С.245.

[70] Мартышин О.В. Политические взгляды Дж.Неру. – М.: Наука.,1981- С.400

[71]Бхатия, Винод. Дж Неру и становление индийско-советских отношений, : [Пер. с англ] /[Предисп. Г.Г Катовского].—М.: Мысль, 1989.—С.67.

[72]Б.Г Сапожников.Индия и Пакистан: /сб. статей// АН СССР, Ин-т народов Азии; / Ред-кол.: -М.:1961.—С.119.

[73]Бхатия, Винод. Дж Неруистоновление индийско-советских отношений, : [Пер. с англ] /[Предисп. Г.Г Катовского].—М.,1989.--С.72.

[74]Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. М., 1995.—С.86.

[75] Сапожников Б.Г. Индия и Пакистан: /сб. статей //АН СССР, Ин-т народов Азии; /Редкол. - М., 1961-С.120

[76] Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. - М., 1995 –С.84

[77]Комаров Э.Н., Чичеров А.И. Тенденции политического развития современной Индии; «Наука», М., 1970;--С.108.

[78] Мартышин О.В. Политические взгляды Дж.Неру. – М.: Наука.,1981 –С.56

[79] Мартышин О.В. Политические взгляды Дж.Неру. – М.: Наука.,1981 –С. 170

Наши рекомендации