Основные факторы индивидуального участия в политическом процессе.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые.

Степень и характер включения личности в политическую жизнь непосредственно определяется значимыми для нее причинами, факторами участия. Последние крайне разнообразны и напрямую связаны с ролями, которые индивиды играют в политической жизни.

«Роль», по Г. Алмонду — это разновидность («часть») политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т.д.

И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом).

Понимание факторов политического участия играет принципиально важную роль в толковании его природы и роли индивида в политике.

В самом общем плане факторы политического участия традиционно рассматриваются через два его глобальных механизма: принуждение, которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер).

Так, в XIX в. основное внимание уделялось надличностным, объективным факторам, например, наличию институтов, тем или иным социально-экономическим условиям жизни людей, духовной атмосфере общества и другим аналогичным показателям, которые должны тивности своего участия, и чем больше у таких людей доступ к информации, тем больше вероятности, что они будут политически активными (В. Кей).

Вместе с тем анализ политических процессов в демократических странах выявил и то, что неучастие является показателем не только пассивности или убежденности граждан в том, что их голос ничего не изменит, но и уважения и доверия людей к своим представителям. Так, во многих демократических странах Запада широкие возможности контроля общественности за правящими кругами, традиции публичной критики действий властей в СМИ, отбор профессионально подготовленных лиц для руководства и управления снижает степень повседневной вовлеченности граждан в политический процесс.

Иными словами, в условиях высокой гарантированности своих политических и гражданских прав люди весьма рационально относятся к формам участия в политике, доверяя правящим кругам осуществлять повседневные функции по управлению государством и обществом и оставляя за собой право контроля и оценки их деятельности на выборах и референдумах.

Одновременно политическая практика XX в. дала и множество примеров «кризиса личности в политике», выражающегося в распространении насилия и террора или таких явлений, как коррупция, неповиновение граждан закону и т.д.

Широкое распространение и воспроизводство таких форм политического участия многие ученые связывают с кризисом базовых демократических ценностей, нарастанием интенсивности жизни в крупных городах, негибкостью политических форм для самовыражения все более усложняющейся личности, нарастанием отчужденнности индивида, кризисом прежних форм его договора с государством и т.д.

Основные типы негосударственных участников политической системы современного общества.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных политических институтов, которые выполняют в обществе политические функции.

Помимо прямых форм влияния народа на государственную власть с помощью референдума, плебисцита, законодательной инициативы появляются посредники между властью и обществом – негосударственные объединения.

В подсистему негосударственных политических институтов (негосударственных объединений) входят:

1) Общественные организации (партии и движения);

2) Частные объединения (группы интересов; группы давления; лобби).

Общественные организации

Партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.

Основные черты: - Закрепленное членство; - Наличие документов, регламентирующих деятельность (устав, регламентирующий порядок деятельности, структуру партии, условия членства, финансирование и т.п.; и программа партии, где содержатся идейные основы и цели партии);

Цель – борьба за получение, сохранение, расширение полит. власти.

Общественное движение — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.

Основные черты: - Могут возникать не в политике, как организации, которые борются с какой-либо проблемой; - Есть возможность перехода: Общественное движение - Политическое движение – Политическая партия; - Более аморфное, чем партия, объединение, может быть не закреплено членство; - Могут отсутствовать официальные документы; - Массовые общественные организации.

Классификация общественных движений:

- экологические;

- пацифистские;

- национальные/национально-освободитель-ные;

- конфессиональные;

- социальные (профсоюзы, союзы предпринимателей);

- историко-культурные (союзы кинематографистов, музыкантов, композиторов и т.д.);

- демографические (молодежные, пенсионеров, женские (суфражистки, феминистки, матерей и др.)).

Частные объединения

Группа интересов (социальный феномен!) – социальная группа, которая выражает свои интересы в общественной среде и стремится их институционализировать. Главное, что объединяет людей – общий интерес.

Группа давления (феномен преимущественно политический!) – объединение с целью влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов и требования проведения определенной политики. Группа давления становится средством выразительности группы интересов, выполняют функцию коммуникативного канала между органами власти и населением. Отличие от партий: группы давления не стремятся к участию в выборах, их целью может являться воздействие на результаты выборов. Могут создавать публичные организации для функции давления (фонды, центры).

Лобби – давление на органы государственной власти путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп (групп давления) или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта. В широком понимании лоббизм – весь неформальный (внепарламентский) процесс взаимодействия государства и гражданского общества для принятия политических решений.

Наши рекомендации