Основные характеристики и функции власти.
Политическая власть — система нормативно закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования определенной группы, используется прерогатива государства для распределения государственных ресурсов в интересах своих членов. Ни политическая власть не сводится к государственной, т.к. включает власть политических партий, лидеров, общественных организаций, ни государственная к политической, т.к. государство выполняет неполитические задачи.
С позиции сущностной характеристики политическая власть включает: источник власти; субъект; объект; функции; механизмы осуществления.
Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.
К субъектам политической власти относятся:социальные общности; государство; политические партии и организации; правящие элиты, бюрократия, группы давления (лобби); групповое и индивидуальное лидерство; личная власть; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; толпа (охлос).
Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.
Различают субъекта и носителя власти. Субъект осуществляет свою власть посредством носителей власти независимо от того, кому они служат. Осуществление политической власти класса посредством её носителей создаёт иллюзию, что собственная власть носителей независима в целом от власти доминирующего класса.
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:
1. Определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;
2. Обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;
3. Регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;
4. Осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.
Ресурсы власти:
Одним из самых распространенным является выделение ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности:
экономические ресурсы власти – материально-техническая база, необходимая для общественного производства и потребления(развитая технологическая основа производства, деньги, полезные ископаемые, выгодное географическое положение, продукты питания и пр.);
социальные ресурсы власти – способность повышения социального статуса, социального обеспечения, медицинского обслуживания и пр.. Социальные ресурсы тесно связаны с экономическими. Так прибыль – экономический ресурс, но он также характеризует социальный статус (должность, образование, социальное обеспечение);
культурно-информационные ресурсы – знания и информация и средства их получения (институты образования и науки, СМИ и пр.). Важное значение приобретает доступность образования и культуры для широких масс, овладение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, массовой информации и др.;
демографические ресурсы – люди, физически и интеллектуально здоровое население, отсутствие резкой возрастной дисгармонии, упорядочение демографических отношений и др.;
политические ресурсы – отлаженный государственный механизм, подготовленный аппарат управления, наличие развитых политических партий и политических лидеров, развитая политическая теория и политическая культура и пр.;
силовые ресурсы – армия, милиция, служба безопасности, суд, прокуратура, тюрьмы и пр..
Типы властных отношений.
Властные отношения – это отношения власти между сторонами в процессе существования власти. Существуют горизонтальные и властные вертикальные отношения.
Власть можно классифицировать по различным основаниям. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:
а) власть в масштабе всего общества;
б) власть внутри того или иного коллектива (организации);
в) власть в отношении между двумя индивидами.
Власть можно поделить также на политическую и неполитическую. Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая — это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.
Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической. Причем это деление касается не только политической власти, но и всякой другой, связанной с управлением коллективами, поскольку демократия может быть и неполитической.
Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной). Носителями последней могут быть неформальные группы в правящей элите, политические секты, мафиозные организации и др. При этом не следует смешивать понятия «легальная власть» и «легитимная власть». Эти понятия хотя и близки, но не тождественны. Легальность характеризует правомерность существования власти с формально-юридической стороны, без ее этической оценки, а легитимность означает признание власти населением, принятие ее в качестве справедливого и политически оправданного явления. И может быть даже так, что государственная власть легальна, но не легитимна.
Субъекты и носители власти.
К субъектам политической власти относятся:
- социальные общности. Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу";
- государство;
- политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке;
- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;
- групповое и индивидуальное лидерство;
- личная власть;
- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.
Существует 8 типов носителей власти:
· Бюрократия – власть уполномоченных над неуполномоченными, многие ругают за волокиту, волюнтаризм, формализм, казенщину, но без нее нельзя.
· Наукократия – власть знающих над незнающими. Человек понимает существо окружающего мира – это его преимущество.
· Технократия – власть умеющих над неумеющими. Влияние техно- и наукократов может быть незаметным, но оно оч серьезное. Ядерная бомба и проч. принято рассматривать их в паре.
· Демократия – власть большинства над меньшинством. Со всей ее спорностью и нужностью, и вопросами будет ли демократией управления меньшинства над большинством.
· Автократия – власть сильных над слабыми. Власть - монополия на законное насилие. Кто-то испытывает потребность подчиняться, кто-то властвовать…
· Плутократия – Власть имеющих над неимеющими. Лобби и пр. Скрыто как правило.
· Партократия – власть орагнизованных над неорганизованными – велика роль партий как акторов политического процесса.
· Райтократия – власть пишущих над читающими. Постиндустриализм, создание искусственной информационной среды. Те, кто формируют медиаполе и есть райтократы.
Делегирование власти.
Делегирование власти означает передачу власти (властных полномочий) от одного ее субъекта другому. Это один из основных способов функционирования власти и фундаментальный политический институт.
Делегирование, по определению К.А. Воробьева, власти выступает в трех видах:
· передача полномочий народа своим представителям в представительных органах власти, т.е. ее делегирование избранным носителям народной власти (в парламенте, органах судебной власти, самоуправления). Данная демократическая процедура совершается в силу того, что весь народ в целом не может управлять сам собой, не может весь поголовно войти в органы государственной власти. Для выполнения управленческих функций и законотворческой деятельности нужны специально подготовленные люди, которых народ и избирает в органы власти. От его имени они управляют государством. Делегирование власти совершается в этом случае вместе с ее прерогативами, привилегиями, суверенными правами.
· передача части властных полномочий нижестоящим субъектом власти вышестоящему по управлению государственными и общественными делами на своей территории. Эта процедура называется делегированием власти «наверх». Конечно, при этом существует опасность, что вышестоящий орган может узурпировать делегированные ему полномочия и перестать считаться с местной властью. Чтобы этого не произошло, должен действовать закон, четко разделяющий компетенции центральной и местной властей.
· передача части власти «вниз». Это происходит тогда, когда вышестоящий орган хочет освободиться от некоторых второстепенных функций и передать их в ведение нижестоящего органа власти, сохраняя при этом общий контроль над этим органом, не упуская из своих рук власти над ним. В противном случае местные органы власти могут выйти из-под контроля центральных органов, превысить свои полномочия. Здесь также должно действовать законодательное разграничение полномочий с предоставлением центру права контролировать деятельность нижестоящих органов власти, а в случае необходимости отменять их неправомочные решения.
Как и во всяком деле, в процессе делегирования власти «наверх» и «вниз» необходимо соблюдать категорию меры, т.е. передавать властные полномочия в строго выверенном объеме, с гарантированным правом контроля за использованием любым субъектом власти переданных ему властных функций.