Тема 7. Политическое сознание и политическая культура
Содержание темы:
Вопрос 1. «Сущность, структурные элементы и типология политической культуры».
Вопрос 2. Традиционная, автократическая и демократическая политические культуры.
Вопрос 3. Генезис и содержательные стороны консерватизма и либерализма.
Вопрос 4. Эволюция и основные разновидности правого и левого радикализма.
В результате успешного изучения темы Вы узнаете:
· сущность и характерные признаки политической культуры как совокупности средств, моделей поведения, каналов вхождения человека в политику;
· структурные элементы таких подвидов политической культуры, как культура политического сознания и культура политического поведения, культура функционирования политических институтов;
· основные типы политических культур и политических субкультур и их содержательную характеристику;
· специфические черты отечественной политической культуры и особенности ее эволюции в постсоциалистический период;
· сущность и содержание политического сознания как одной из основных форм общественного сознания, возникающего вместе с появлением политической (государственной) власти;
· содержательный смысл таких основных функций политического сознания, как познавательная, оценочная, регулятивная, интегрирующая, нормативная и др.;
· структуру политического сознания с точки зрения субъекта (массовое, групповое, индивидуальное) и по глубине отражения действительности (обыденное и научно-теоретическое);
· уровни реализации, формы проявления и основные функции политической идеологии как ядра политического сознания;
· типологические характеристики основных политических идейно-политических течений и их разновидностей (консерватизма, либерализма, правого и левого радикализма);
и приобретете следующие компетенции:
· типологизировать политические культуры в зависимости от уровня общности, характера взаимодействия субкультур, отношения к власти, стилей политического поведения и т.д.;
· различать содержательное несоответствие между патриархальной, подданнической и активистской политическими культурами;
· выстроить иерархию наиболее значимых черт отечественной политической культуры и ее принципиальных отличий от культуры западноевропейского типа;
· соотносить такие понятия, как «политическое сознание», политическая идеология», «политическая культура»;
· раскрыть содержательный смысл политического сознания как категории, характеризующей субъективную сторону политики;
· дать сравнительный анализ базовых черт и оснований обыденного и научно-теоретического политического сознания;
· аргументировано доказать почему без идеологии и вне идеологии политика никогда не существовала и существовать не сможет;
· сформулировать фундаментальные основы и принципы ведущих идеологических течений современности и особенности их проявления в России.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих понятиях:
Анархизм –идейно-политическое течение леворадикального типа, главной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, авторитета, порядка, дисциплины.
Консерватизм– политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Контркультура – совокупность мировоззренческих, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию.
Культура политическая –система исторически сложившихся, относительно устойчивых политических знаний, оценок и моделей поведения, а также ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения в обществе.
Левый радикализм – идейные течения, выступающие с критикой капиталистической системы и предполагающие формирование революционным или эволюционным путем новых общественных отношений и политических институтов.
Либерализм – совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.
Популизм –разновидность политической деятельности государственных и иных политических структур и институтов, элит, лидеров, которые используют прямую апелляцию к общественному мнению и массовым настроениям как основному средству оправдания (или достижения) властных целей.
Правый радикализм – форма резкого неприятия, отрицания общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц, групп или политических организаций.
Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.
Обратите внимание:
На важность этой темы для приобретения необходимых навыковсамостоятельного анализа и оценки политических процессов и явлений через призму их политико-культурных детерминант, исходя из посылки, что уровень политического развития любого народа определяется, прежде всего, характером и уровнем развития его политической культуры. Тем, что охватывается очень емким понятием «национальный менталитет», особая политическая ментальность, суть которых составляют идущие из глубины веков и передаваемые из поколения в поколение традиции и привычки восприятия политики и политико-властных отношений, а также тех, кто их олицетворяет в качестве «вождей» и «правителей».
Речь идет о глубинных пластах национального сознания и психики, которые не поддаются радикальным изменениям. Вступая в соприкосновение с тем, что им чуждо, что привносится извне, они начинают работать в режиме отторжения, и выдают результат, прямо противоположный тому, который ожидался.
Именно здесь (в самобытной, «неизмеримой общим аршином» отечественной ментальности) следует искать корни явно затянувшихся «родовых мук» рынка и рыночной политической демократии в России. В «евразийской» стране, чья массовая политическая культура и традиционные практики поведения в политике (и по отношению к политике), как среди «низов», так и среди «верхов», пока весьма далеки от тех, на базе которых возникла и успешно функционирует представительная плюралистическая демократия (евро-американского типа).
Здесь же следует искать ответы на вопрос о том, почему среди всех мировых идейно-политических течений в России в качестве преобладающих всегда были и остаются течения леворадикального толка, в то время как либерально-консервативные идеологии приживаются с трудом. Что особо зримо проявилось в политическом крахе такой партии, как СПС – носителе этой идеологии.