Вопрос 2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.
При изучении второго вопроса - Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни - необходимо исходить из объективно существующих между этим сферами взаимосвязей и взаимозависимости. Понимания того, что таких сфер жизни, которые бы функционировали сугубо автономно и изолированно от других, в обществе никогда не было, и быть не может.
В анализе проблем взаимоотношений политики и экономики в качестве исходного постулата следует уяснить, что эти проблемы относятся к разряду «вечных», постоянно присутствующих в человеческой истории. В разных общественных системах (способах воспроизводства общественной жизни) проблемы взаимоотношения политики и экономики решаются по-разному. Но ни в одной из них развитие экономики не обходится без государственного вмешательства. Различия касаются только объема и характера этого вмешательства, а также используемых «интервенционистских» технологий и методик.
Сказанное в равной мере касается и рыночной экономики, которая уподобляется кораблю с парусом, наполняемым ветром свободного предпринимательства, и рулем в виде государственного регулирования. В этой связи следует уяснить:
· в чем заключается основная «деловая» функция политики по отношению к этой экономике, и какие факторы обусловливают необходимость государственного присутствия в этой сфере;
· каковы основные обязательства государства по отношению к бизнесу, без реализации которых цивилизованное предпринимательство не возможно;
· из чего состоят писанные и неписанные обязательства бизнеса по отношению к обществу и государству. В том числе обязательства, связанные с таким понятием, как «социальная и корпоративная ответственность».
Следует также учесть, что масштабы и характер государственного присутствия в экономики – категории не статичные (не постоянные). Если экономика процветает, то государство может позволить себе максимально «уйти» из этой сферы. В условиях же кризиса – его вмешательство в хозяйственную жизнь не может не возрастать. Что особо зримо проявляется в нынешних условиях мирового финансового и экономического кризиса, разразившегося с осени 2008 г. Практически повсеместно (в том числе в России) государство взяло на себя функции основного «врачевателя» и «реаниматолога» рынка и на него все смотрят как на спасителя «последней надежды». Кредитуя крупнейшие банки и компании с тем, чтобы не допустить их банкротства, оно становится их фактическим совладельцем (а, стало быть, и первенствующим на рынке труда работодателем). Что представляет собой, по сути, «бархатную социализацию» системообразующих сегментов рыночного хозяйства.
Самого пристального внимания заслуживает и вопрос о соотношении политики и идеологии.Представляя собой совокупность идей, установок, взглядов, ценностей, связанных с проблемами общественного переустройства, идеология играет в политике ряд важных организационно-регулятивных функций, которые органически вписываются в такие понятия, как «ориентация», «мобилизация», «интеграция». А также «легитимация» (доказательство правомерности тех или иных непопулярных в народе действий власти, их оправдание).
Исключительно важным является вопрос, о пределах влияния идеологии на политику, опасность подмены политики идеологией. Когда политика не «поступается принципами» даже тогда, когда обстоятельства диктуют принятие сугубо прагматических решений, она разрушается идеологией, становится функционально не дееспособной. Не случайно идеологии, которые обслуживали строительство рая на земле, на самом деле построили ад. Породив извращенные тоталитарные и тиранические режимы в облике фашизма и сталинизма.
При изучении взаимоотношений политики и морали необходимо учесть, что на уровне массовых представлений о политике, самой распространенной точкой зрения выступает утверждение о ее несовместимости с моралью: там, где начинается политика, кончается мораль. И сколько бы их не смешивали, они всегда будут отталкиваться друг от друга как вода и масло. На самом деле никакой генетической заданности политики на аморальность и «грязь» не существует. Все зависит от обстоятельств, в которых «делается политика» (и прежде всего политического режима), а также от «чистоты рук» тех, кто ее занимается.
Совместимость политики и морали (в ее общечеловеческом смысле) возможна и осуществляется только там, где есть реальная демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам и народу как первичному носителю власти, обладающим конституционно гарантированным правом «нанимать» себе руководителей и «увольнять» тех из них, которые не оправдывают доверия.
В то же время следует ясно представлять себе, что взаимоотношение политики и морали – это, в конечном счете, философская проблема соотношения в политике добра и зла. Может ли политик, даже самый что ни есть высоконравственный и человечный, вообще не делать зла? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Почему?