Производитель (производство).
Общество и природа.
Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей. Общество в узком смысле:
— круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения;
— отдельное конкретное общество (например, российское);
— исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество);
— человечество в целом.
Природа в широком смысле — весь окружающий нас мир в разнообразии его форм и проявлений.
Природа в узком смысле — приролно-географическая среда.
Глобальные проблемы— группа проблем общепланетарного масштаба, возникших во второй половине XX в., от решения которых зависит существование человеческой цивилизации. Признаки глобальных проблем:
— затрагивают интересы всего человечества:
— настоятельно требуют решения;
— проявляются как объективный фактор развития общества;
— предполагают сотрудничество разных стран в их решении;
— от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.
Приоритетные глобальные проблемы: экологическая, энергетическая, продовольственная, сырьевая, демографическая, международный терроризм, наркомания, предотвращение новой миро вой войны, преодоление отсталости развивающихся стран. Направления решения глобальных проблем:
— широкое информирование людей о глобальных проблемах:
— всеобъемлющее изучение причин и условий возникновения и обострения проблем;
— наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
создание четкой международной системы прогнозирования;
— концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.
Раздел «ЭКОНОМИКА»
Спрос и предложение.
Спрос — это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Основа спроса — потребности, но ограниченные платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретении конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.
Предложение — это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.
Прибыль — исчисляемая в денежном выражении разница между выручкой от продажи продукции и затратами на ее производство.
Прибыль служит наиболее важным показателем, обобщающим финансовые результаты деятельности предприятия.
Получение максимальной прибыли является целью производителя. Для этого он стремится снизить затраты (издержки) производства. Величина прибыли в сравнении с затратами показывает результативность работы предприятия, выгодность той или иной предпринимательской деятельности. Если выручка не покрывает всех затрат, то предприятие является убыточным.
Производитель (производство).
Производитель — субъект экономической деятельности, использующий экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью продажи и получения прибыли.
Производителем товаров и услуг может быть и государственное предприятие, и частный предприниматель. Продукт, произведенный свободным производителем для обмена, называется товаром. Производитель выбирает для выпуска те товары, но которым прибыль является наибольшей.
Производство — процесс превращения экономических ресурсов в экономические блага, т. е. предметы, удовлетворяющие те или иные потребности человека.
Основные группы ресурсов, используемых в процессе производства, называются факторами производства. Факторы производства:
— природные ресурсы. используемые в производстве: земля (пахотные земли, место размещения производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и животный мир;
— труд — это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий капитал» — способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников:
— капитал — это финансовые ресурсы и созданные людьми средства производства (здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование);
— предпринимательские способности — совокупность активной деятельности предпринимателей, их организационно- хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий, подходов) и готовности к риску при организации нового дела;
— информация — важный ресурс, используемый в экономических процессах. Это прежде всего знания, сообщения, данные, используемые в процесса анализа и выработки экономических и управленческих решений и т. д.
Налог — определенная сумма денег, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец того или иного имущества (строение, транспортное средство и др.) ежегодно обязан уплатил» государству.
Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население — подоходный и поимущественный налоги.
Косвенные налоги — налоги на продажи товаров и услуг, существующие в виде надбавок к цене.
Деньги — это товар, посредством которого измеряется ценность других товаров, оплачивается покупка. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые Центральным банком каждого государства.
Функции денег: средство платежа, средство обмена, средство измерения стоимости товара, средство накопления сбережении.
Рынок. Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется рыночной экономикой.
Свободная рыночная экономика характеризуется гремя важнейшими признаками:
1) нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве произвести):
2) нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и в каких количествах приобрести);
3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение. При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по какой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка, — равновесной иеной. Равновесная пена не просто условие продажи товара, она становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких иенах может быть куплено на рынке и что. следовательно, можно производить.
Конкуренция — борьба производителей (продавцов) товаров и услуг за рынок сбыта и симпатии потребителя с целью получении более высокой прибыли.
Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления. Типы конкуренции:
— совершенная (борьба множества производителей одного товара, не имеющих возможностей влиять на цену товара);
— монополистическая (борьба за симпатии потребителя между производителями взаимозаменяемых товаров, например, стирального порошка и мыла);
— олигополистическая (борьба между несколькими крупными производителями одного товара, имеющими возможность влиять на их цену).
Собственность — имущество, принадлежащее частному лицу, органу местного самоуправления, государству.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему желанию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
Владение — фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь. Пользование — извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение — возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения.
Собственниками могут быть физические лица (граждане) и юридические лица, государство и органы местного самоуправления.
Способы приобретения имущества: покупка вещи, изготовление вещи, использование имущества, получение по наследству или в подарок и т. д.
Предпринимательство — осуществляемая по собственной инициативе, самостоятельная, рискованная, ответственная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.
Виды предпринимательства: индивидуальное (один человек); партнерское (группа лип); производственное (строительство, сельское хозяйство, изготовление потребительских товаров); оказание услуг (общественное питание, развлечения, транспортные перевозки. страхование).
Предприниматель имеет право: приобретать необходимое имущество, использовать по соглашению имущество других граждан, нанимать работников на условиях трудового договора, устанавливать формы и размеры оплаты труда, самостоятельно определять программу хозяйственной деятельности, устанавливать цены, свободно распоряжаться прибылью. Эти и другие права предпринимателя регулируются законами.