Объединение русских земель в единое государство.

Объединение русских земель. Правление Ивана III - ускорение процесса объединения русских земель вокруг Москвы.

Итоги объединенной политики Ивана III:

· 1463 г. присоединение Ярославского княжества.

· 1471 г. битва москвичей с иногородцами на реке Шелони. Победа Ивана III.

· 1474 г. присоединение Ростовского княжества.

· 1478 г. присоединение Новгородской земли.

· 1485 г. присоединение Тверского княжества.

· После присоединения Твери Иван III титулует себя государем всея Руси.

· 1485 г. присоединение Вятской земли.

Дальнейшее "собирание" земель при Василии III. Во времена правления Василия III объединительная политика была продолжена. 1510 г. - полное присоединение Пскова и уничтожение псковской феодальной республики. 1521 г. - присоединение Рязани. 1514 г. - присоединение Смоленска. Главный итог правления Василия III - окончание процесса политического и территориального объединения русских земель и создание единого многонационального государства.

Значение образования русского централизованного государства.

· Крупный прогрессивный шаг по сравнению с экономической и политической раздробленностью княжеств и земель.

· Были созданы условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны; укрепление феодальных отношений.

· Способствовало расширению международных связей русского государства.

· Способствовало защите от внешних врагов.

Поражение монголо-татар. Ход событий - начало октября 1480 года - русские и татарские (ордынские) войска стали друг против друга на Угре - притоке Оки. 11 октября 1480 года хан Ахмат увел свои войска с Угры.

Итоги "стояния на Угре". Иго Золотой орды, длившееся 240 лет, на Руси пало. Стояние на Угре показало мощь единого русского государства и дипломатическое искусство Ивана III.

Централизованная система управления. Для России конца XY - начала XYI вв. было характерно сочетание единства страны и разнообразия укладов и социальных отношений в прежде независимых землях. Местные князья становились наместниками Москвы.

Органы системы управления. Боярская дума - совещательный орган при великом князе. До середины XYI в. действовали два общегосударственных ведомства. Дворец - возглавлялся дворецким, ведавшим личными (дворцовыми) землями великого князя. После присоединения новых территорий к Москве появляются местные дворцы. Казна, возглавлявшая казначеями, была главным государственным хранилищем. В ней хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Это была государственная канцелярия, руководившая и внешней политикой. В последствии из казны выделились главные органы отраслевого управления - приказы.

Разграничение функций государственных чиновников. Дьяки (первоначально - писцы) играли основную роль в складывавшемся аппарате власти, ведали делопроизводством. Наместники - властители уездов, на которые делилась страна. Волостели - властители станов и волостей, на которые делились уезды.

Слабость системы управления. Наместники получали управление территориями "в кормление" (вознаграждение за прежнюю службу в войсках, но не за исполнение административных и судебных обязанностей).

Первый свод законов единого государства 1497 г. - Судебник Ивана III. В нем была определена компетенция должностных лиц, были установлены процессуальные нормы, наказания. Законодательно был установлен Юрьев День - право ухода крестьян от землевладельца лишь за неделю до и неделю спустя 26 ноября;

Итоги централизации. Во II половине XY - первой трети XYI вв. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю московскому принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложится, что на деле ограничивало возможности центральной власти.

РОССИЯ В XVI В.

Изменилась феодальная собственность на землю. Княжеское землевладение сближалось с вотчиной. Этот процесс закончился в середине XYI в.

Вотчинное хозяйство расширилось за счет новоприсоединенных разделов - старые феодальные вотчины мельчали. Фонд вотчинных земель уменьшался и из-за роста землевладения церковного. Такое намельчание и обезземеливание части вотчинников противоречило государственным интересам. Создание единого государства создало возможности для активной внешней политики, а она требовала увеличения вооруженных сил. У каждого воина должна была быть земельная собственность. В этой обстановке были необходимы земельные раздачи.

Дворянское поместье и их отличие от старых вотчин. Феодалы, переселенные на новые места, "испомещенных" там, называли помещиками, а их владения - поместьями. Первоначальное поместье мало отличалось от вотчин: они наследовались, а вотчинники также должны были служить. Главное - поместья было запрещено продавать и дарить. Первые помещики также должны были служить. Первые помещики - мелкие слуги великих князей (ключники, псари и т. д.). Вскоре помещикам начали раздавать земли черносотных крестьян, которые формально не меняли своего верховного собственника - великого князя. Развитие поместной системы, которая к первой половине трети XYI в. была уже во всех уездах, привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре России, к большому огосударствлению личной жизни страны и ее крестьян. В результате создания единого государства положение крестьян несколько улучшилось, так как прекратились феодальные междоусобицы.

Укрепление государственности власти.

Борьба феодальной знати за власть. 1533 г. - умер Василий III, оставив наследником трехлетнего сына Ивана IY. Фактической правительницей была молодая вдова Елена Глинская. 1538 г. - умерла Елена Глинская.

Народные восстания. 1547 г. - поводом для восстания стал пожар, оставивший без крова и разорившей большинство жителей Москвы. Вслед за Москвой забурлил Псков, с жалобой на действия наместника к Ивану IY прибыла делегация псковичей.

Итоги народных выступлений. Чтобы обуздать народные восстания и восстановить правильную работу расстроенного аппарата, нужно было идти на реформы.

Реформы 50-х годов XYI в.

Складывание нового правления. Январь 1547 г. - Иван IY незадолго до Московского восстания, принимает титул царя. 1549 г. - складывание Избранной рады, правительственного кружка при царе во главе с Алексеем Федоровичем Адашевым. Участвовал в правительстве и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. Влиянием на политику правительства пользовался митрополит Макарий.

Судебник 1550 г. Основанием нового юридического документа правительства Адашева был Судебник 1497 г., но новый Судебник был расширен и систематизирован. Был подтвержден переход крестьян в Юрьев день, но увеличено "пожилое" (плата феодалу при переходе). Усилилась власть феодал. Юридическое положение крестьян приблизилось к статусу холопа. Ожесточились наказания. Впервые в этом Судебнике вводились наказания для бояр и дьяков - взяточников, ограничивались права наместников и волостей.

Появление новых форм управления. Создание первых функциональных органов управления - приказов (например: Разрядного, Поместного, Посольского).

Отмена кормлений. 1556 г. - после отмены кормлений население перешло от уплаты "кормленичего дохода" наместникам и волостям к уплате общегосударственного налога "кормленичего окупа".

Новое местное российское управление. Отмена кормлений - заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Во время Глинской началась, а затем продолжилась губная реформа. Ее суть: дворяне там, где было введено губное управление, избирали из своей среды губных старост, которые должны были бороться с "разбоями" против феодального государства. После отмены кормлений они вместе с городовыми приказчиками (выбранными из местных дворян) возглавили уездную администрацию. Эта реформа - шаг вперед на пути к централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении. Таким образом, Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии.

Итоги реформ 50-х гг. означали шаг вперед в направлении централизации и преодоления остатков феодальной раздробленности.

Наши рекомендации