Первые международные кризисы.

В 1948 г. США приняли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупационных войск союзников).
Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 20 сентября 1949 г. западная оккупационная зона Германии была объявлена Федеративной Республикой Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР). Еще раньше, в апреле 1949 Г., был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США В него вошли 11 государств:
США, Англия, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.

Из-за войны удельный вес Западной Европы в промышленном производстве сократился с 38 % в 1937 г. до 31% в 1948 г., а в экспорте товаров с 35% до 28%. Западноевропейские страны сразу же поле войны оказались вэкономической и политической зависимости от США, их золотовалютные резервы с 9 млрд. долл. до 4 млрд. долл. в 1948 г. сократились и были в 6 раз меньше, чем в США. Экономика Соединенных Штатов Америки вышла из Второй мировой войны значительно окрепшей, на эту страну приходилось до 62% прямых зарубежных инвестиций основных строек мира. Но администрация США решила оказать реальную помощь в восстановлении экономики стран Западной Европы ипредложили план Маршалла для этой цели (7 июня 1947г.). Общая сумма государственных ассигнований по этому плану составила 17 млрд. долл. (около 90 млрд. долл. в нынешних ценах). Более половины этой суммы получили Великобритания, Франция и Западная Германия. Экономическую помощь предоставляли западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений при условии предоставления свободы предпринимательской деятельности. И хотя 70% этой помощи относилось к американским поставкам продовольствия, топлива и удобрений, главный смысл этого плана был направлен на развитие западноевропейской промышленности, внутри европейской промышленности,внутри-европейской торговли и на укрепление валют западноевропейских стран.Эта помощь оказалась настолько эффективной, что уже к 1949 г. всяевропейская экономика вышла на довоенный уровень.

Еще более впечатлительной оказалось помощь США Японии. Экономика этой страны находилась в полном хаосе. Выпуск промышленной продукции сократился до 20% довоенного уровня. Как и в Германии, программа восстановления хозяйства Японии была разработана по инициативе оккупационной администрации, лично ее командующего – генерала

Д. Макартура. Была приглашена группа американских предпринимателей и менеджеров во главе с управляющим Детройтским банком Д. Доджем, которые и разработали соответствующую программу. Наряду с крупными вложениями заокеанским управляющим удалось провести ряд демократических реформ, были уничтожены крупные конгломераты ВПК (дзайбацу), а на их месте создавались независимые фирмы. Упор развития экономики был сделан на гражданские отрасли (металлургия, химия, судостроение, затем автомобилестроение и нефтепереработка). Результаты реформ были впечатляющими за период с 1955 по 1970 г. среднегодовые темпы роста экономики составляли 11%. Но самые большие и страшные потери понесла инфраструктура Советского Союза. На временно оккупированной фашистской Германией территории СССР до войны проживало 45% населения страны, производилось 63% угля, 58% стали, 60% алюминия, 38% зерна, 84% сахара. Враг захватил территорию площадью в4,8 млн. кв. км., где производилось 33% промышленной продукции, находилось47% посевных площадей. В результате военных действий полностью или частично было разрушено 1710 городов и поселков и более 70 тысяч сел и деревень, в которых было сожжено и разрушено свыше 6 млн. зданий. Крова лишились почти 25 млн. человек. Помимо этого было разрушено 31,8 тыс. промышленныхпредприятий, 65 тыс. км.железнодорожных путей, 4,1 тыс. железнодорожных станций. Немцы зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз. Наша страна в этой войне потеряла 30% своего национального богатства (более 40% всего материального ущерба, нанесенного Второй мировой войной). Однако особенно страшными оказались людские потери. Прямые потери населения в годы войны составили 26 млн. человек, косвенные (из-за падения рождаемости) – 22-23 млн., всего 48 млн. человек. Тем не менее СССР, благодаря упорству и труду своего народа, удалось быстро восстановить экономику, напрямую конкурировать в военной сфере с США (чья экономика многократно возросла благодаря войне). СССР удалось добиться огромного прироста в добывающих отраслях (вотдельных годы уровень добычи нефти достал около 1 млрд. тонн в год), была восстановлена металлургия и машиностроение. Но у Советского Союза были огромные «черные дыры», которые съедали большие ресурсы: сельское хозяйство и содержание мировой социалистической системы.

Неэффективность сельского хозяйства, неспособность прокормить

собственную страну, вызывала огромные траты со стороны государства.

Страны мировой социалистической системы для поддержки своих

коммунистических режимов и неэффективной экономики требовали растущей помощи со стороны СССР. По оценке специалистов, помощь СССР другим странам составила в 1954 – 1987 гг. от 144 до 200 млрд. долл. Самый высокий ее уровень пришелся на 1981 г. (свыше 20 млрд. долл.), самый низкий – на 1985 г. (свыше 8 млрд. долларов). Тем не менее Советский Союз помог завершить индустриализацию для большинства стран Центральной Восточной Европы (их среднегодовой рост исчислялся в 10%).

Наиболее ярким проявлением соперничества между сверхдержавами была гонка вооружений. Ее первоначальная цель – оказаться сильнее противника в неизбежной «горячей» войне. Но скоро стало ясно: разрушительная сила накопленного оружия такова, что в случае его применения победителей не будет. Тем не менее гонка вооружений не прекратилась. Мало внимания уделялось тому, что она отягощала экономик участвовавших в ней стран.

Теперь гонка вооружений являлась средством доказательства военной и

экономической мощи, взаимного шантажа и давления.

Ядерным оружием уже располагали не только США, но и другие державы, ставшие постоянными членами Совета Безопасности ООН, - СССР, Великобритания, Франция, Китай. За годы «холодной войны» число ядерных зарядов в мире перевалило за отметку в 40 тыс.

США строили военные базы по всему миру. Их войска разместились и натерритории Западной Европы – в рамках сотрудничества стран НАТО. Вгосударствах Восточной Европы находились советские воинские части. Обестороны выделяли огромные средства на разведывательную и подрывную

деятельность против враждебного лагеря. Шпионские скандалы, поиск «агентов влияния» среди политиков и интеллигенции были типичными явлениями той эпохи. Обычным делом стали взаимные обвинения в нарушении прав человека. С Запада раздавались справедливые упреки в подавлении инакомыслия, насаждении тоталитарного режима, отсутствии экономической свободы в государствах социалистического лагеря. На Востоке поводом для критики капиталистических держав служили безработица, платное образование и лечение, национальные и расовые конфликты.

Неудивительно, что глобальное противостояние не раз выливалось в

локальные войны. Практически каждый вооруженный конфликт в «горячих точках» планеты разводил СССР и страны НАТО по разные стороны баррикад. Например, на Ближнем Востоке СССР после 1953 г. поддержал арабских националистов, тогда как НАТО – Израиль.

Трижды Советская армия предпринимала вооруженные акции в Восточной Европе, оберегая сферу влияния СССР: в 1953 г. в ГДР, в 1956 году в Венгрии и в 1968 г. при оккупации Чехословакии. Вообще военные специалисты или

регулярные части Красной армии участвовали практически в каждой

региональной войне после 2-ой мировой войне. За время гражданской войны в Китае в 1946 – 50 гг. погибло 936 советских солдат; в Северной Корее в1950-

53 гг. погибло 315 человек; в Венгрии в 1956 г. – 720; в войне во Вьетнаме

– 16 человек, во время Карибского кризиса в 1962 – 64 гг. 69 человек; в

общей сложности в боевых операциях по всему миру погибло около 18 тысяч советских граждан.

Но в свою очередь государства НАТО защищали в развивающихся странах собственные интересы. В 1954 г. американские наемники свергли президента Гватемалы Жакобо Арбенса Гусмана, пытавшегося ограничить влияние США. В 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль воевали с Египтом из-за права управления зоной Суэцкого канала. В 1958 г. Великобритания вмешалась в ближневосточные события уже совместно с США. В сентябре 1960 г. европейские и американские наемщики свергли просоветское правительство Патриса Эмери Лумумбы. В результате была парализована государственная власть в Демократической Республике Конго.

Карибский кризис 1962 г. поставил планету на грань ядерной войны.

СССР разместил на кубе ядерные ракеты средней дальности. Противоборство с США приняло угрожающий характер. Вооруженные силы ведущих держав были готовы начать военные действия в любой момент. Но Н. С. Хрущеву и Д. Ф.Кеннеди хватило выдержки, чтобы не начать войны.

В 1965 г. путем вооруженной интервенции США свергли неугодный режим в Доминиканской Республике. С 1964 г. началась затяжная война во Вьетнаме, где США пытались противостоять Северному Вьетнаму и возглавляемому коммунистами повстанческому движению на Юге.

В ходе этой войны погибло 57605 военнослужащих США, свыше 300 тысяч было ранено. Вьетнам понес еще более страшные потери. Ведь только от воздушных налетов пострадало около 80% городов, было убито и изувечено 6 млн. человек. Из-за массового применения американской армией ядохимикатов во всем Индокитае до сих пор очень высок уровень детской смертности и велико количество людей с врожденными заболеваниями.

Несмотря на то, что человечество не раз стояло на грани третьей

мировой войны, все точки этого удалось избежать. Люди поняли, что в

одночасье могут уничтожить все живое на планете, поэтому никто не хотел

брать на себя ответственность первым начать истребление цивилизации.

Дальнейшие события доказали, что политика «разрядки» и диалог способны дать больше, чем угроза войны и «бросание оружием». Ведущие страны СССР и США в 70-е гг. все же смогли начать медленный, но неотвратимый в историческом плане процесс разоружения. Несмотря на тяжелые последствия правления коммунистов Россия не ввязалась в ядерную войну. Надо отметить, что и сейчас современные политические лидеры пытаются продолжать процесс уничтожения средств массового уничтожения. Но для понимания данной политики администрациям Вашингтона и Москвы пришлось пройти долгий, дорогостоящий послевоенный период взаимных претензий, идеологической нетерпимости, желанием уничтожить друг друга, нарастить огромный военный потенциал, чтобы понять, насколько это тупиковый путь для всех стран мира.

Также одним из важнейших событий в послевоенной истории является

окончательный развал колониальной системы. Самым главным в этом процессе было освобождение Африки. Первые на Черном континенте политические организации были не чем иным, как традиционными тайными союзами. Их члены хотели изучать европейцев со своей земли, вернуть прежнюю жизнь – она виделась «золотым веком».

Со временем на сцену вышли представители нового типа африканских

политиков – умелые ораторы, усвоившие европейский опыт политической борьбы.

Они пытались добиться поставленных целей не путем восстаний, а с помощью массовых движений. После Второй мировой войны, когда из-за разрушительной экономики европейские страны уже не могли содержать войска и администрацию в колониях, стало ясно – рано или поздно африканские территории получат независимость. Противниками колониализма выступили и сверхдержавы – Советский Союз и США. Каждая из них планировала усилить в освободившихся колониях свое влияние.

В 1958 г. премьер – министр Франции генерал Шарль де Голль объявил о

скором освобождении колонии. Французская Гвинея, которую возглавил левый националист Ахмед Секу Туре, получила независимость уже в октябре 1958 г. В1960 г. сразу 14 французских колоний и протекторатов: Берег Слоновой Кости,Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Восточный Камерун, Конго, Мавритания,Мадагаскар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, Центрально-Африканская Республика,Чад – стали суверенными государствами. Де Голль постарался установить личные контакты с лидерами этих стран, желая удержать их в орбите французского влияния, что в основном и удалось: новые государства, как и раньше, зависели от прежней метрополии в экономическом и военном отношении.

В 1960 г. получили независимость Бельгийское Конго, крупнейшая

британская колония Нигерия, а также Сомали, находившееся под управлением Великобритании. В целом в течение 1960 г. статус независимых обрели 17 африканских государств.

В декабре по решению ООН 1960 год был провозглашен Годом Африки. В 1961 г. суверенными стали Сьерра –Леоне и Танганьика, в 1962 г. – Уганда, в 1963 г. - Занзибар и Кения, в 1964 г. – Северная Родезия и Ньесаленд, в

1965 г. – Гамбия. Англичане тое использовали все возможности, чтобы

сохранить свое влияние в бывших колониях. Большинство освободившихся территорий не только вошли в Содружество, но и объявили главой государства английскую королеву Елизавету II.

Но все же освободившееся Африка стала самым опасным континентом на Земле. «Человек с ружьем» стал главной фигурой в независимой Африке, где в течении 40 лет было более 120 переворотов и 17 полномасштабных гражданских войн, унесших миллионы жизней. Из 25 беднейших стран мира 20 находятся Африке. Население в основном неграмотно, страдает от эпидемий, включая «чуму ХХ века» - СПИД. Начиная 1982 г. от этого недуга умерло около 15 млн. африканцев, а 35 млн. оказались заражены вирусом иммунодефицита человека.

Начало противостояния.

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на свет доктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.

В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием (см. статью Создание советской атомной бомбы). 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США — главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.

В 1948 году США принимают «резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.

Уже 4 апреля 1949 года создается НАТО, и в октябре 1954 г. ФРГ принимают в Западноевропейский Союз и НАТО. Этот шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны.

В конце 1940-х годов в СССР усиливаются репрессии против инакомыслящих, которых, в частности, начинают обвинять в «преклонении перед Западом» (смотри также статью Борьба с космополитизмом), а в США разворачивается кампания по выявлению сочувствующих коммунистам.

Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.

Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В 1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу.В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.

Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годы Корейской войны.

На грани ядерной войны.

С наступлением хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила — особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США. Однако на эти же годы приходятся События 17 июня 1953 года в ГДР, события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии, Суэцкий кризис.

В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР — поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.

Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США — считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того — по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.

Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР. (В 1958 году свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962).

Карибский кризис (1962).

54года назад, 22 октября 1962 года, правительство США объявило об обнаружении советских ракет на Кубе. В отношениях между СССР и США разразился Карибский (Кубинский) кризис. Размещение на Кубе советских баллистических ракет рассматривалось советским руководством в качестве ответной меры на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу.

История вопроса:

Решение о размещении ракет было принято Политбюро ЦК КПСС 24 мая 1962 года после провала инициированной США попытки кубинских контрреволюционных сил высадиться на Плайя-Хирон (залив Кочинос) в апреле 1961 года и в связи со ставшими известными советскому правительству военными планами США в отношении Кубы.

В одной из своих речей Н.С. Хрущев заявил, что если США тронут Кубу, то СССР нанесет по ним ответный удар. По мнению Хрущева, обеспечить оборону от возможного вторжения США на Кубу обычными вооружениями не представлялось возможным. Только ракеты с ядерными боеголовками могли стать надежным средством сдерживания возможной агрессии США.

Для выполнения указанной задачи было принято решение (кодовое название "Анадырь") разместить на Кубе ракетную дивизию в составе трех полков ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и двух полков ракет Р-14 (16 пусковых установок). Дальность полета ракет обеспечивала поражение важнейших объектов на территории США.

Общая численность группы советских войск на Кубе составила 43 тыс. человек. Для перевозки личного состава с вооружением и техникой было задействовано до 80 судов морского флота СССР. 12 июля 1962 года началась погрузка личного состава и техники в портах Балтийского, Черного и Баренцева морей.

Эскалация конфликта:

После получения через каналы своей разведки сведений об увеличении количества советских "специалистов" и развернутой ими "непонятной и новой" деятельности на острове, власти США предупредили правительство СССР о неизбежных серьезных последствиях расширения советских или кубинских возможностей нанесения удара по США. В ответном послании правительство СССР заявило, что поставка оружия и военного снаряжения на Кубу осуществляется "исключительно в оборонных целях".

14 октября американским разведывательным самолетом У-2 в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) были обнаружены и сфотографированы стартовые позиции советских ракетных войск. 16 октября 1962 г. ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди. В короткие сроки американцами был определен и тип ракет.

22 октября правительство США объявило об обнаружении советских ракет на Кубе. Через пятнадцать минут после заявления американцев главнокомандующий ВС Кубы Фидель Кастро объявил боевую тревогу и всеобщую мобилизацию. Численность Вооруженных сил Республики Кубы составила в то время около 400 тысяч человек.

Обнаружение американскими разведывательными самолетами на территории острова готовых к монтажу советских ракет среднего радиуса действия дало основание США выдвинуть обвинение в том, что на протяжении нескольких месяцев по решению советского правительства на острове создавались условия для нанесения ракетно-ядерного удара по США. СССР устами своих дипломатических представителей за рубежом опроверг эти обвинения, хотя, как стало известно позднее, советские дипломаты не располагали информацией о том, что в действительности происходило на Кубе, как и о том, что часть ракет уже была оснащена боеголовками, а советское военное командование на месте уполномочено принимать решение об их применении.

«Накануне» третьей мировой:

Кульминационным пунктом кризиса стало выступление президента США Джона Ф.Кеннеди по телевидению 22 октября 1962 года, в котором "в качестве первых шагов" объявлялась морская блокада Кубы, а Советскому Союзу было предъявлено ультимативное требование безотлагательно удалить советские ракеты с территории острова. Кеннеди отдал приказ вывести в Карибское море соединения флота, а также привести в боевую готовность стратегическую авиацию. ВМС США, предназначенные для организации блокады, состояли из 238 кораблей: 8 авианосцев, 2 крейсеров, 118 эсминцев, 13 подводных лодок, 65 десантных и 32 вспомогательных судов. На Флориде была сконцентрирована почти 250-тысячная группировка американских войск, состоявшая из морской пехоты, авиационных, десантных, танковых и других дивизий, корпусов и частей.

Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет "самый мощный ответный удар". В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все вооруженные силы и в первую очередь – РВСН(ракетные войска стратегического назначения).

В течение нескольких дней кризиса мир был ближе к третьей мировой войне с применением ядерного оружия, чем когда-либо на протяжении всех послевоенных десятилетий. Демонстрация решимости применить крайние меры сопровождалась активной пропагандистской кампанией как в СССР, так и в США, призванной оказать психологическое воздействие на противоположную сторону. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания.

26 октября, когда стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты, Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие, но убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку.

27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. В этот день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.

Ослабление противостояния :

28 октябряво избежание дальнейшего обострения международной обстановки, грозившего перерасти в военное противостояние с непредсказуемыми последствиями вплоть до начала новой мировой войны, правительство СССР сочло разумным согласиться с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.

2 ноября президент США Кеннеди объявил о том, что СССР демонтировал свои ракеты на Кубе. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 21 ноября США отменили морскую блокаду. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что кубинский кризис ликвидирован.

Разрядка»

Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: после столкновения с самолётом-заправщиком бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 году окончились неудачей.

Относительно соревнования двух систем в космосе Владимиром Бугровым отмечалось, что в 1964-м главным оппонентам Королева удается создать у Хрущева иллюзию, что можно высадиться на Луну раньше американцев, по мнению ученого гонка если и была, то между главными конструкторами.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.

Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» — поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страны НАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) — американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.

Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.

Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года — поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения — в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.

http://www.encyclopaedia-russia.ru/document/other_articles/310710/cold_war/04_big.gif

Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО — развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

Новый виток противостояния

Новое обострение наступило в 1979 году в связи с вводом советских войск в Афганистан, что на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика осенью 1983 г., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого, по сообщениям СМИ, находилось около 300 человек. Именно тогда президент США Рональд Рейган назвал СССР «империей зла».

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности «Першинг-2» в 5-7 минутах подлета от целей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия — артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности «Ланс». Аналитики предполагали, что это оружие может быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер: разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В 1983—1986 гг. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

Согласно имеющимся данным, в 1981 году советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию «Ракетно-ядерное нападение» (операция РЯН) — наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО «Able archer 83» — в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску «евроракет» по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983—1986 гг. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий «разоружающий» удар по местам базирования «евроракет».

Наши рекомендации