Политическое и экономическое развитие страны в 1994-1999 г.
На кануне 1994г. Россия находилась в состоянии кризиса из-за проведенных реформ приватизации.
Начался второй этап приватизации, в основе которого было акционирование предприятий, свободная купля-продажа акций. Предусматривалось несколько вариантов этой процедуры. К 1995 г., когда внутренние источники акционирования были исчерпаны, правительство приняло ряд мер для привлечения иностранных инвесторов. В конце 1996 г. завершилась «первая пятилетка» реформирования экономики России. По данным Госкомстата РФ, падение ВВП с 1990 по 1997 г. составило 40,6% , а по данным независимых экспертов — 56,0% за тот же период. Чертами экономики стали хронические задержки выплаты зарплаты, рост социальной напряженности. Сырьевая ориентация предприятия или отрасли становилась единственным залогом более низких темпов падения и свертывания производства.
В 1997—1998 гг. продолжалось падение жизненного уровня населения.
В феврале 1998г. состоялся отчет правительства В. С. Черномырдина перед Федеральным собранием. Премьер заявил об успехах в экономике, искоренении недостатков, грядущих победах. На деле продолжала расти задолженность по зарплате, росла угроза невыплаты пенсий, не собирались налоги.
В апреле 1998 г. Президент снял В. С. Черномырдина с поста премьер-министра.
В мае 1998 г. под давлением Президента РФ Государственная дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации С. В. Кириенко. Была разработана новая антикризисная программа, которая включала в себя систему таких мер, как расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над проведением экспортно-импортных операций, снижение тарифов на транспортные перевозки. Весной 1998 г. из-за продолжавшегося падения мировых цен на нефть доходы бюджета от экспорта энергоносителей сократились вдвое. В мае 1998 г. разразился очередной экономический кризис. Его причинами были: финансовый кризис, вызванный нестабильностью на азиатских рынках, значительное сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции шахтеров, слухи о девальвации рубля.
Внешняя политика со странами СНГ в конце XX- начале XXIвв.
Два первых года существования Содружества характеризовались центробежными тенденциями, быстрым распадом целостности пространства бывшего СССР. В 1993 г., с ликвидацией единой рублевой зоны, прекратилось существование общего экономического пространства. К 1993 г. завершился раздел Советской Армии и формирование национальных Вооруженных сил.
Российская политика в отношении стран СНГ в 1990-е годы СНГ определялась противоборством двух тенденций
В январе 1993 г. принят Устав СНГ. Координация действий в рамках Содружества осуществлялась Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Советом командующих пограничными войсками, Межпарламентской ассамблеей, а также через органы отраслевого сотрудничества. В Минске функционировал Исполнительный секретариат СНГ. Всего в рамках Содружества в 1990-е годы было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не реализована.
К концу десятилетия стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ. Не увенчалось успехом взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме Ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в “политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе”. Более того, внутри СНГ шел процесс формирования разнонаправленных коалиций, притом без участия России. Не сложилось многостороннего сотрудничества стран СНГ и в гуманитарной сфере.
Во второй половине 1990-х в российской политике в отношении СНГ обозначились перемены. Наша страна стала более прагматично подходить к его проблемам. Отступили на второй план задачи интеграции в военно-политической сфере, происходила “экономизация” связей. С 1999 г. Россия перестала настаивать на наделении органов СНГ наднациональными полномочиями, против чего возражало большинство государств-участников.