Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. Теория государства и права является одной из базовых учебных дисциплин, преподаваемых в вузах юридического профиля
Теория государства и права является одной из базовых учебных дисциплин, преподаваемых в вузах юридического профиля. В процессе изучения теории государства и права студенты должны получить представление о закономерностях возникновения, развития и современного состояния государства и права, а также их связи с другими социальными явлениями и процессами. В процессе обучения студентам необходимо использовать в полном объеме не только учебную, но и рекомендованную дополнительную литературу, систематически читать статьи, опубликованные в специализированных юридических журналах, а также знакомиться с материалами юридической практики. Изучая курс общей теории государства и права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только с философскими, экономическими и политологическими, но и с отраслевыми юридическими науками.
Семинарские занятия по курсу «Теории государства и права» занимают важное место в системе обучения студентов. На семинарские занятия выносятся наиболее сложные и важные проблемы учебной дисциплины.
В результате активной работы на семинарах студенты могут добиться решения следующих основных задач:
- формирование профессионального юридического мышления, профессиональной правовой культуры будущих юристов;
- выработка у студентов умения правильно толковать и применять нормативно-правовые акты;
- способствовать осознанию государства и права как важнейших социальных ценностей, защищающих личность;
-формирование уважительного отношения к праву, законности и чувства нетерпимости к любым проявлениям правового нигилизма
- развитие способности самостоятельного анализа происходящих в современном обществе политико-правовых процессов, умения давать им объяснение.
Выступление на семинарском занятии рекомендуется строить так, чтобы в нем содержались следующие элементы:
- четкое формулирование соответствующего теоретического положения (например, понятия государства и права, нормы права, правоотношения и т.д.) в виде развернутого определения;
- приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства данного теоретического тезиса (положения);
- подкрепление теоретических положений конкретными фактами политической действительности, примерами из практики.
Необходимым условием освоения изучаемого предмета является требование прочитать достаточное количество учебного материала. Читать следует то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем литературы к курсовым работам и преподавателем. Тогда, когда студент приступает к самостоятельной творческой работе, например, написанию научного доклада или дипломной работы, то в этом случае он должен проявить инициативу в отыскании литературных источников. Эта задача будет облегчена, если приобрести навыки библиографической работы. Полезно знать, что в каждом последнем номере издаваемых юридических журналов публикуется библиография всех статей, напечатанных за год. Читать литературу следует систематически, по плану, не урывками, правильно распределяя время.
Работа с научной книгой в конечном счете должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете изучения, о прочитанной книге, которое должно проявляться в следующем:
- ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в книге, в разборе доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;
- понимании студентом целесообразности и уместности приводимых в книге примеров, иллюстраций, поясняющих доказательства и выводы автора. Будет еще лучше, если студент сам приведет дополнительные примеры к этим выводам;
- обособлении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;
- способности студента критически разобраться в содержании книги, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку и характеристику.
Важное значение при изучении теории государства и права придается различного рода схемам, образным символам, опорно-логическим конспектам, терминологии. Положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного использования различных учебно-методических средств, приемов и систематическом, целеустремленном и упорном труде по овладению необходимыми знаниями.
Знания получаемые в процессе изучения дисциплины «Теории государства и права» формируют профессиональные теоретические представления о государственно-правовых явлениях, а также используются при изучении отраслевых и специальных (прикладных) юридических наук. Вырабатываемые Теорией государства и права выводы и предложения служат для конкретных юридических наук ориентиром в научном познании ими своего предмета.
Рекомендации при работе с литературой:
Работа с литературой и иными источниками информации включает в себя две группы приемов: техническую, имеющая библиографическую направленность, и содержательную. Первая группа – уяснение потребностей в литературе; получение литературы; просмотр литературы на уровне общей, первичной оценки; анализ надежности публикаций как источника информации, их относимости и степени полезности. Вторая – подробное изучение и извлечение необходимой информации.
Для поиска необходимой литературы можно использовать следующие способы:
- поиск через систематический каталог в библиотеке;
- использование сборников материалов конференций, симпозиумов, семинаров;
- просмотр специальных юридических журналов;
- выявление и просмотр материалов, размещенных в Интернете;
- обращение к электронным базам данных «Гарант», «КонсультантПлюс».
В целях ознакомления с научными исследованиями в области проблем теории государства и права следует обратиться к материалам конференций, симпозиумов и научных семинаров.
Для того, чтобы не возникало трудностей понимания текстов учебника, монографий, научной статьи, следует учитывать, что учебник и учебное пособие предназначены для студентов, при подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов, монографии и статьи ориентированы на исследователя. Монографии дают обширное описание проблемы, содержит в себе справочную информацию и полемику по тем или иным вопросам. Статья в журнале кратко излагает позицию автора или его конкретные предложения правотворческого либо методологического характера.
При непосредственном изучении материала учебника, учебного пособия или иного источника, рекомендуемого для подготовки к семинарам, следует уяснить содержание и структуру вопроса, проанализировать конспект лекции, прочитать и законспектировать соответствующие разделы рекомендованных учебных пособий, подготовить письменно краткий план ответа на контрольные вопросы.
Помимо основной литературы рекомендуется использовать дополнительную, а также самостоятельно находить необходимый материал в периодических изданиях. Особое внимание необходимо обратить на ознакомление с рекомендуемыми по каждой теме нормативными правовыми актами.
Изучение теории государства и права требует от студентов одновременного использования трех видов источников: учебников, специальной литературы и нормативных правовых актов. Основным нормативно-правовым актом при изучении теории государства и права является Конституция Российской Федерации, а также иные нормативные акты в сфере государственно-правовой политики. В связи с выходом большого количества нормативных правовых актов каждому студенту необходимо самому фиксировать развитие нормативной базы. В связи с этим рекомендуется регулярно просматривать правовые журналы («Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Законность», «Закон»), а также «Российскую газету», «Парламентскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации». В этих целях желательно использовать юридические базы информационных справочных систем «КонсультантПлюс», «Гарант», «Право.ru».
Для успешного освоения студентами дисциплины «Теория государства и права» большое значение имеет самостоятельная работа студентов. Выполнение заданий самостоятельной работы студентов включает в себя, как проработку лекционного материала, так и подготовку к семинарским занятиям по дисциплине, подготовку к рубежному контролю и подготовку курсовой работы. Также студенты должны выполнять и определенные практические задания.
Для того, чтобы составить схему по предложенной теме, необходимо проанализировать весь массив нормативно-правовых актов по теме, а также учебную и научную литературу. После досконального изучения нормативного и учебного материала студенту предстоит логично выстроить полученный им материал и расположить его письменно в логически правильной последовательности.
Для того, чтобы составить таблицу по предложенной теме, необходимо проанализировать весь массив нормативно-правовых актов по теме, а также учебную и научную литературу. После досконального изучения нормативного и учебного материала предстоит логично выстроить полученный материал и расположить его в таблице, путем выделения общих и различных признаков в логически правильной последовательности.
Для составления глоссария по теме необходимо проанализировать учебную и научную литературу, а также нормативно-правовые акты по теме в их последней редакции. В качестве учебной литературы целесообразно использовать ту, которая закрепляется в качестве основной и дополнительной по дисциплине «Теория государства и права». В качестве научной литературы необходимо использовать журналы правовой тематики: «Государство и право», «Конституционное и муниципальное право» и т.д. Последние редакции нормативно-правовых актом можно найти в справочно-правовых системах «Гарант» и «КонсультантПлюс». После анализа учебной, научной и нормативной информации необходимо выписать в тетрадь для самостоятельной работы основные понятия по теме и их определения.
Для лиц с нарушениями зрения предусматриваются индивидуальное консультирование по темам посредством телефонной связи.
Для лиц с нарушениями слуха и для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предлагается использовать вышеизложенные методические указания посредством электронной связи и использованием УМКД в электронном виде.