Мотивация профессиональной деятельности

(методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Инструкция.

«Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале».

Мотивы профессиональной деятельности
В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В небольшой, но и в немаленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере
1. Денежный заработок          
2. Стремление к продвижению по работе          
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег          
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей          
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других          
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы          
7. Возможность наиболее самореализации именно в данной области          

Обработка результатов.

Подсчитываются показатели внутренней мотива-ции (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами

ВМ =­­­­ Мотивация профессиональной деятельности - student2.ru

ВМ=­­­­ Мотивация профессиональной деятельности - student2.ru = Мотивация профессиональной деятельности - student2.ru = 5

ВМ=­­­­ Мотивация профессиональной деятельности - student2.ru = Мотивация профессиональной деятельности - student2.ru = 2,25

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).

Интерпретация результатов.

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ. Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. Например, нельзя два мотивационных комплекса (табл.)

Мотивационные комплексы (пример)

Мотивы профессиональной деятельности № п.п ВМ ВПМ ВОМ

считать абсолютно одинаковыми. И первый, и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации. По нашим данным (Реан А. А., 1990, 1999), удовлетворенность профессией имеет значимую соотнесенность с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, г = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной. Кроме того, нами установлена и отрицательная соотносительная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, г = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Наши рекомендации