Порядок избрания президента рф

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на ос­нове всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании.

Равное избирательное право предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый изби­ратель имеет один голос, и все голоса имеют равный вес.

Принцип прямого избирательного права предполагает, что изби­ратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

В связи с тем, что свои полномочия Президент РФ получает не от какого-то органа, а от народа непосредственно, он и не подотче­тен ни одному из государственных органов, а несет ответственность только перед народом РФ.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ и Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», а также Феде-, рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Выборы Президента РФ назначаются каждые четыре года и вы­падают всегда на выходные дни.

Процедура избрания Президента РФ включает следующие стадии: S . назначение выборов; •S составление списков избирателей;

S образование избирательных округов;

S образование избирательных участков;

S избирательные комиссии;

S выдвижение кандидатов;

S предвыборную агитацию;

S голосование;

■S подсчет голосов и установление результатов выборов.

Согласно закону РФ «О выборах Президента Российской Феде­рации» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента РФ образуются избирательные участки на основании данных о числе' избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания мак­симальных удобств для избирателей.

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в Президенты РФ путем само­выдвижения или выдвижения избирательным объединением.

Законодательством установлены некоторые ограничения при выдвижении кандидатов на выборы. Так, гражданин РФ, замещав­ший должность Президента РФ и досрочно прекративший исполне­ние его полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами. Не имеет права выдвигать свою кандидатуру на выборах Президен­та РФ и лицо, замещавшее эту должность два раза подряд.

Также не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, не обладающий пассивным избирательным правом.

О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Помимо уве­домления, должны быть представлены сведения о размере и об ис­точниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кан­дидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

На избирательную комиссию в свою очередь возлагается обя­занность доведения до сведения избирателей информации о канди­датах, представленной при их выдвижении, в объеме, установлен­ном организующей выборы избирательной комиссией.

Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и ме­тоды своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее про­ведения иных лиц.

В соотв. с К. РФ и ФЗ № 76 «О выборах Президента РФ» последний избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на четыре года.

Выборы Пр. РФ назначает СФ ФС РФ. День выборов - первое воскресенье после истечения срока, на ~ был избран предыдущ. Пр. РФ. Исчисление срока, на ~ был избран Пр. РФ. начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов - не менее 4 месяцев. Если СФ не назначит выборы Пр. РФ в указанные в К. сроки, выборы проводятся Центральной избир. комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Выборы проводятся по всей терр. РФ. Право выдвижения кандидата на должность Пр. принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Требования к кандидату:

· д.б. гражданином РФ.

· он должен обладать избирательными правами (д.б. дееспособным и не отбывать наказания в виде лишения свободы)

· нижний предел возрастного ценза - 35 лет.

· ценз оседлости - кандидат должен постоянно проживать на терр. РФ не менее 10 лет.

· одно и тоже лицо не м. занимать должность Президента РФ боле двух сроков подряд.

Кандидат на должность Пр. РФ избранн при - более половины голосов избирателей (50 % + 1 голос). принявших участие в голосовании (но не менее половины внесенных в списки избирателей). Повторное голосование назначает Центризбирком РФ - по двум кандидатам, получившим наиб. число голосов.При повторном голосовании избран - получивший большее число голосов (но число голосов за него д.б. не менее числа голосов поданых против всех).

Если выборы признаны несостоявшимися (участвовало менее половины избирателей из списков), недействительными (нарушение ФЗ), или если ни один из кандидатов не был избран - СФ назначает повторные выборы.

Избранный Пр. в соотв. с К. и ФЗ № 76 вступает в должность на 30 день со дня офиц. объявления результатов выборов.

При вступлении в должность Пр приносит присягу (в присутствии СФ, ГД и судей К. Суда) - с этого момента Пр. вступает в должность.

85.

Президент РФ — высшее должностное лицо, наделенное очень широкими полномочиями. В государстве должна быть обеспечена стабильность президентской власти. Президент в силу своего стату­са должен быть независим от каких-либо органов. Однако иногда складывается ситуация, когда дальнейшее замещение должности Президента конкретным лицом невозможно. Конституция РФ ука­зывает, что отрешение Президента РФ от должности возможно только при совершении им государственной измены или иного тяж­кого преступления. В соответствии с УК РФ государственная изме­на может заключаться в шпионаже, выдаче государственной тайны либо ином оказании помощи иностранному государству, иностран­ной организации или их представителям в приведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены гражданином РФ. Государственная измена независимо от действий, в которых она выражается, безусловно, является несо­вместимым с высоким государственным статусом Президента по­ступком. К счастью, в истории России не было таких прецедентов. Тяжкими преступлениями признаются такие преступления, за со­вершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет. Президент РФ мо­жет быть отрешен от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Поскольку Президент обладает неприкосновенно­стью, совершение преступления должно быть подтверждено в осо­бом порядке. Наличие признаков преступления в действиях Прези­дента устанавливается заключением Верховного Суда. Выдвижение обвинения должно быть подтверждено также заключением Консти­туционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвиже­ния обвинения.

Таким образом, для отрешения Президента от должности необ­ходимы следующие условия:

1) выдвинутое Государственной Думой обвинение в" государст­венной измене или совершении иного тяжкого преступления;

2) заключение Верховного Суда о наличии в действиях Прези­дента признаков преступления;

3) заключение Конституционного Суда о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и ре­шение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат. Инициаторами такого решения должны выступать не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Для вы­движения обвинения необходимо заключение специальной комис­сии, образованной Государственной Думой. При выдвижении обви­нения группой депутатов предложение о выдвижении обвинения должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента на­правляется на заключение специальной комиссии, образуемой пала­той, для:

1) оценки соблюдения процедурных правил;

2) оценки фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия проверяет:

1) обоснованность выдвижения обвинения против Президента;

2) соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения;

3) правильность подсчета голосов;

4) соблюдение других процедурных правил.

Специальная комиссия заслушивает на. своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложе­нии о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие до­кументы, заслушивает представителя Президента.

I Установление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации в государственной изме­не или совершении иного тяжкого преступления в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от долж­ности должно быть принято в трехмесячный срок после выдвиже­ния Государственной Думой обвинения против Президента. Если в течение трех месяцев решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Наши рекомендации