Комитеты и комиссии (палаты).

Комитет ГД– вспомогательный, коллегиальный орган палаты, действующий на постоянной основе. Регламент ГД предусматривает образование 29 комитетов. При этом ГД может образовывать и другие комитеты.Комитет ГД образуется, как правило, на основе принципа пропорциональногопредставительства депутатского объединения, численный состав комитета не может быть менее 12 и более 35 депутатов.Каждый депутат обязан входить в один из комитетов Палаты (за исключением Председателя).

К Ведению комитетов относится:

1) Принимают активное участие в законодательной деятельности Палаты, 2) Готовят свои заключения по соответствующему разделу Федерального Бюджета, 3) Организуют проводимые палатой парламентские слушания (по наиболее важным вопросам, здесь могут принимать участие специалисты (юриспруденция) и представители СМИ), 4)Подготавливатьзапросы в КС РФ в соответствии с решением ГД.

Комиссии ГД– вспомогательный орган палаты, образованный из числа депутатов, создаваемый для решения определенного вопроса или (и) на определенный срок.

Порядок деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания, но Президент страны может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя заседания палаты ведут представители депутатских объединений поочередно.

На первом заседании открытым голосованием палата избирает:

а) Счетную комиссию;

б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

в) Временный секретариат.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. На заседания палаты могут быть приглашены эксперты, представители различных органов, объединений, научных учреждений. Вместе с тем Государственная Дума может принять и решение о проведении закрытого заседания, если такое предложение внесено председательствующим, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, каким-либо комитетом или депутатским объединением, а также Председателем Государственной Думы или Председателем Правительства России. В этом случае представители средств массовой информации на закрытые заседания палаты не допускаются. На заседаниях Государственной Думы ведутся протоколы и стенограммы.

В соответствии со ст. 40 Регламента Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю - с 12 января по 20 июня, осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессий проводятся заседания палаты и Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий, парламентские слушания, работают депутаты в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями.

Рабочая неделя палаты в соответствии со ст. 40-42 Регламента определена следующим образом: по средам и пятницам проходят пленарные заседания, по вторникам и четвергам - заседания Совета Государственной Думы, по понедельникам и четвергам - заседания комитетов и комиссий, по вторникам - парламентские слушания, работа депутатов в комитетах, комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.

Каждая последняя неделя месяца отведена для работы депутатов с избирателями. Каждую пятницу на заседании Государственной Думы, как правило, проводится "правительственный час" для ответов Председателя и членов Правительства, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка, Председателя Центральной избирательной комиссии, руководителей иных федеральных органов государственной власти и местного самоуправления. Приглашения указанным должностным лицам направляются не позднее чем за пять дней до проведения "правительственного часа".

По пятницам может проводиться так называемый час заявлений для выступления представителей депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов.

Заседание Государственной Думы начинается с регистрации депутатов и считается действительным, если на нем присутствуют большинство депутатов. О невозможности присутствовать на заседании палаты депутат заблаговременно информирует руководителя депутатского объединения либо председателя комитета, комиссии, палаты.

Депутат, выступающий в Государственной Думе, не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.

Государственная Дума может направить парламентский запрос Председателю и членам Правительства, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю Центральной избирательной комиссии, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты, руководителям органов государственной власти и местного самоуправления, а также Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц. Но при этом не допускается вмешательство члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную или уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, а также в судебную деятельность.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать на него ответ в устной или письменной форме в течение 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный палатой срок. Аналогичный порядок предусматривается и для депутатского запроса. Отличие в данном случае состоит лишь в том, что запрос депутата направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.

Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом палаты примерной программой законопроектной работы.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат:

а) послания и обращения Президента РФ;

б) законопроекты, срочно внесенные Президентом или Правительством России;

в) проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и о бюджетной системе;

г) федеральные конституционные законы и федеральные законы, возвращенные в Государственную Думу на повторное рассмотрение в случае наложения "вето" Советом Федерации или Президентом страны;

д) нормативные правовые акты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, имеющие статус законодательной рекомендации Союза;

е) проекты федеральных законов о ратификации международных договоров РФ;

ж) проекты постановлений о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

з) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Государственной Думы;

и) проекты Регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений.

На заседании Государственной Думы председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать их характеристику, высказывать собственное мнение об обсуждаемых вопросах. Для того чтобы принять участие в обсуждении, ему необходимо записаться в общем порядке для выступления и передать свои функции одному из заместителей до принятия решения по данному вопросу. В случае открытого голосования ему надлежит голосовать последним.

Заседания Государственной Думы проводятся в рабочие дни: утром - с 10 до 14 часов (с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 мин.) и вечером - с 16 до 18 часов.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания, на которых депутаты Государственной Думы и приглашенные могут обсуждать законопроекты, требующие публичного обсуждения, международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета и отчет о его исполнении, а также направленные в Государственную Думу рекомендательные законодательные и иные правовые акты Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, и других межпарламентских организаций СНГ, включающих в себя делегацию Федерального Собрания РФ. Кроме этого, на парламентских слушаниях возможно обсуждение и других важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Комитеты и комиссии, организующие проведение данных слушаний, определяют состав приглашенных лиц, информируют о теме слушаний, времени и месте их проведения, используя средства массовой информации в срок, который должен завершиться не позднее чем за десять дней до начала слушаний.

Парламентские слушания также могут проводиться по инициативе Совета Государственной Думы и депутатских объединений. Как правило, парламентские слушания открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности, но Совет Государственной Думы по предложению организующего слушания комитета может принять решение о проведении закрытых слушаний.

Президент России, его полномочный представитель в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации и его члены, Председатель Правительства и его члены, полномочный представитель Правительства в Государственной Думе, члены Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, Председатель Счетной палаты и его заместители, аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях.

Парламентским слушаниям посвящена гл. 6 Регламента ГД. Процедура данного мероприятия заключается в следующем. Слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово (до 20 минут) представителю ответственного комитета, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты Государственной Думы и приглашенные лица.

Как правило, большинство участвующих в слушаниях депутатов принимают рекомендации по обсуждаемому вопросу - этим завершаются парламентские слушания. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати, а материалы закрытых слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы, Президента и Правительства РФ, а также государственных органов, чьи представители принимали участие в слушаниях.

Кроме этого, в соответствии с Регламентом Думы по инициативе комитета, комиссии либо депутатского объединения могут проводиться совещания, "круглые столы", семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы.

Деятельность Государственной Думы, ее депутатских объединений, Совета палаты, комитетов и комиссий обеспечивает Аппарат Государственной Думы, который имеет статус юридического лица. Деятельность Аппарата определяется законодательством и Положением об Аппарате Государственной Думы.

Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материально-технического обеспечения работников Аппарата, а также расходы на его содержание определяются Председателем Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата.

Аппарат фракции формируется соответствующей фракцией. Депутатские объединения сами подбирают и распределяют кадры своих аппаратов, а также руководят их деятельностью и контролируют ее.

Расходы на содержание аппарата фракции определяются с учетом ее численности и предусматриваются в смете расходов на содержание Государственной Думы.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть и поименным.

В Регламенте Думы (ст. 83) предусмотрено, что голосование с использованием электронной системы может быть:

количественным (выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался"), когда подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях проводятся по каждому голосованию;

рейтинговым (ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат), когда предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию проводится только по окончании голосования;

альтернативным (только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование), когда подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении проводятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование;

качественным (альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: "очень плохо", "плохо", "удовлетворительно", "хорошо" и "очень хорошо").

В соответствии с Регламентом депутат обязан обеспечить надлежащее хранение и использование карточки для голосования и лично осуществлять свое право на голосование. Кроме этого, Регламентом закреплено положение о том, что отсутствовавший во время голосования депутат не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.

При наличии более двух вариантов решения голосование может быть проведено в два тура. В первом туре допускается голосование каждого депутата за любое количество предложенных вариантов. Второй тур голосования проводится по двум вариантам, получившим наибольшее число голосов в первом туре.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ.

Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс, т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов. Это одна из сложнейших юридических процедур, в которой принимают участие практически все основные органы государственной власти. В законодательном процессе участвуют две палаты Российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ. При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, в законодательном процессе принимают участие различные вспомогательные рабочие органы, консультативные и экспертные группы, представители общественности. Законодательный процесс регулируется Конституцией, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов", регламентами палат.

· В общей сложности можно выделить 5 стадий законодательного процесса:

o подготовка законопроекта и внесение его в Государственную думу (форма реализации права законодательной инициативы);

o обсуждение законопроекта в Государственной думе с последующим принятием закона или его отклонением;

o одобрение закона Советом Федерации;

o подписание закона Президентом РФ или его отклонение;

o опубликование закона и вступление его в силу.

Субъекты права законодательной инициативы устанавливаются Конституцией РФ. Это значит, что для изменения перечня субъектов права законодательной инициативы необходимо вносить поправки в текст Конституции. Таким образом, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ, Высшему арбитражному суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся только в Государственную думу. Необходимо также отметить, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Реализация законодательной инициативы может осуществляться в двух формах: путем внесения в Государственную думу законопроектов и посредством внесения предложений о поправках в Конституцию РФ. Законопроект, внесенный в палату, рассматривается на Совете Государственной Думы, и Совет решает, в какой комитет направить законопроект и поручить этому комитету всю подготовительную работу. Порядок подготовки законопроекта определяется комитетом самостоятельно, но при этом учитывается программа законодательной работы палаты на всю текущую сессию. Из состава комитета назначается рабочая группа, в которую входят члены постоянного комитета, заинтересованные депутаты, представители субъекта законодательной инициативы. Комитет назначает докладчика по данному законопроекту. Комитет отправляет текст законопроекта в государственные органы и организации для получения заключений, отзывов, а из научных учреждений - специальной научной экспертизы. Одновременно с этим правовое управление аппарата Государственной думы готовит правовую экспертизу данного законопроекта, его соответствие Конституции и действующему законодательству. Проводится специальная лингвистическая экспертиза законопроекта. Субъект права законодательной инициативы, внесший данный законопроект еще на этой комитетской стадии, имеет право изменить первоначальный текст законопроекта, внести любые поправки и исправления и даже путем официального письменного запроса отозвать свой законопроект. Обсуждение законопроекта в комитете открытое, с приглашением субъекта законодательной инициативы или его официального представителя. Вопрос об одобрении текста законопроекта или его отклонении решается большинством голосов членов комитета. Остальные приглашенные на заседание комитета принимать участие в голосовании не имеют права. Комитет направляет законопроект для внесения на первое чтение одновременно с проектом постановления Государственной думы, о том, следует ли принять данный законопроект в первом чтении или отклонить его. Предлагая отклонить законопроект, комитет должен дать развернутое и мотивированное заключение. Все документы должны быть готовы не позднее четырнадцати дней до обсуждения законопроекта на пленарном заседании Государственной думы. Не менее чем за три дня до обсуждения аппарат Государственной думы направляет законопроект в Администрацию Президента, Совет Федерации, депутатам Государственной думы, Правительству и субъекту законодательной инициативы. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается общая концепция законопроекта, дается оценка главных его положений, а также значимость и актуальность данного законопроекта. Первым выступает субъект законодательной инициативы или его официальный представитель. Докладчик от комитета делает специальный доклад по законопроекту. Депутаты обсуждают общие направления данного законопроекта, и если необходимо до сведения депутатов доводится мнение Правительства, если речь идет о финансовых вопросах. Депутаты принимают решение по данному законопроекту большинством голосов, и если законопроект отклоняется, он больше не рассматривается на данной сессии. В случае одобрения законопроекта в первом чтении, в течение последующих 15 дней в него могут быть предложены изменения, поправки, и законопроект вновь переходит на обсуждение в комитет, где с учетом предложенных изменений и предложений, он готовится ко второму чтению. Во втором чтении докладчик от комитета сообщает, какие поправки к законопроекту были учтены, а какие нет и по какой причине. Затем проходит обсуждение законопроекта по существу, депутаты предлагают свои поправки, замечания и предложения, законопроект рассматривается по статьям и разделам. После этого депутаты путем голосования принимают законопроект в окончательном виде во втором чтении. По Регламенту установлено максимальное время рассмотрения законопроекта: первое чтение - 45 дней после внесения, второе чтение - 25 дней после первого чтения и третье чтение - 25 дней с момента принятия во втором чтении. В третьем чтении законопроекта не допускается внесения каких-либо поправок по существу законопроекта, и он не рассматривается по отдельным статьям или разделам. Предложения больше носят редакционный и уточняющий характер. Но депутаты могут потребовать вернуть законопроект для обсуждения во втором чтении, если имеются причины для внесения в текст серьезных изменений и поправок. Такое решение может быть принято палатой большинством голосов. Третье чтение заканчивается голосованием по законопроекту в целом. Иногда Государственная дума (особенно в последние дни сессии) использует прием, заимствованный из практики зарубежных парламентов, принимая законопроект в целом сразу в первом, втором и третьем чтениях одновременно, если у депутатов и инициаторов законопроекта нет по этому поводу серьезных возражений и если проведена предварительная работа над законопроектом в комитетах. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (не менее 226 голосов депутатов). Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, за исключением перечня законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации и закрепляемых ст. 106 Конституции РФ. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой. В случае несогласия Государственной думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ не позднее 14 дней с момента получения федерального закона из Государственной думы может подписать его и обнародовать либо отклонить закон и вернуть его на новое обсуждение в Государственную думу. Если при повторном обсуждении закона Государственная дума и Совет Федерации одобрят закон в ранее принятой редакции большинством в две трети общего числа депутатов обеих палат, Президент обязан подписать его в течение семи дней и обнародовать. Таким образом, Федеральное собрание может преодолеть вето Президента РФ на принятый закон. Особая процедура принятия установлена для федеральных конституционных законов, т.е. законов, принимаемых по вопросам, предусмотренным текстом Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы. По Конституции Президент не может наложить вето на принятый Федеральным собранием федеральный конституционный закон. Поэтому федеральный конституционный закон подлежит в течение 14 дней подписанию Президентом РФ и обнародованию. Официальным считается опубликование принятого и подписанного Президентом закона в "Российской газете" и в "Собрании законодательства Российской Федерации". При опубликовании закона указывается его полное наименование и дата подписания, дается полный текст закона. Датой принятия федерального закона считается дата его принятия Государственной думой, а федерального конституционного - дата его принятия Государственной думой и дата его одобрения Советом Федерации. Дата опубликования - дата его публикации или в "Российской газете", или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Дата вступления в силу закона одновременно на всей территории Российской Федерации - по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок его вступления в силу. В законодательном процессе российского парламента, как и в самой его деятельности, еще много недостатков и нерешенных проблем. Поэтому и формы деятельности самого Федерального собрания и его палат и законодательная процедура находятся в стадии постоянного совершенствования, и этот процесс отражает изменения во всей государственно-правовой структуре Российской Федерации.

Комитеты и комиссии (палаты). - student2.ru

Акты Федерального Собрания РФ.

Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат. Общая (единая) компетен­ция палат Федерального Собрания отсутствует.

Важнейшая роль отводится федеральным конституционным зако­нам, перечень которых установлен конституционными нормами (ч. 2 ст. 65, ч. 1 и 2 ст. 56 и ст. 88, ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 70, п. «в» ст. 84, ч. 3 ст. 87, п. «д»ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. Зет. 118, ч. Зет. 128, ч. 2 ст. 135). Они посвя­щены: а) конкретным государственно-правовым институтам; б) осо­бым правовым режимам; в) федеративным отношениям и их субъек­там; г) официальной государственной символике. Всего прямо обозна­чено четырнадцать подобных законов, но в связи с возможностью расширительной трактовки ч. 3 ст. 128 их число будет возрастать.

Федеральные конституционные законы отличаются содержанием, высшей юридической силой и особым порядком введения в действие. К федеральным конституционным законам примыкают законы РФ о поправках к Конституции России (речь идет о поправках к гл. 3—8).

Среди актов парламента немалую роль играют федеральные зако­ны, издаваемые в порядке текущего законотворчества по различным отраслям права. В группе текущих законов необходимо выделять акты в виде кодексов, отличающиеся повышенной систематизированностью правовых предписаний, и основ законодательства (о культуре, ох­ране здоровья, нотариате и др.). Последние принимаются парламен­том по предметам совместного ведения федеральных органов государ­ственной власти и органов государственной власти субъектов.

Палаты выносят постановления по предметам своего ведения и по ?ам внутренней организации. Они принимаются большинством голосов от общего .числа депутатов (членов) палаты, если иной поря­док не предусмотрен конституционными нормами.

Государственная Дума принимает постановления по ?ам об одобрении проекта конституционного закона, о поправках к Консти­туции, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона; о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; о недоверии Правительству РФ об объявлении амнистии и др.

Порядок принятия постановлений определен конституционными (ч. 3 ст. 102 и ч. 3 ст. 107) и регламентными нормами.

Официальные заявления и обращения, которые не являются нор­мативными правовыми актами, принимаются в том же порядке, что и постановления палат.

Самостоятельное значение имеют Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, содержащие нормы материального и про­цессуального права и утвержденные постановлениями палат.

На основе Регламента парламент осуществляет принадлежащие ему полномочия. Издание Регламента — исключительная прерогатива представительного органа, свидетельство его самостоятельности важ­ной государственной и политической роли. Парламент сам определяет наиболее целесообразный порядок работы, включая такую ответствен­ную область, как законодательствование.

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.

2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

Депутат — это центральная фигура представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представите­ли, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федераль­ном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутат­ского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Кон­ституционный статус депутата законодательного органа РФ определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ».

Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депута­том могут строиться на принципах «императивного мандата» и «сво­бодного мандата». Понятие «императивный мандат» включает в себя совокупность трех элементов: обязательности наказов избирателей для депутата, обязательной отчетности депутата и права избирателей на его отзыв. В данном случае депутат выступает мандатарием, представите­лем избирателей того округа, в котором он избран.

До выборов 1993 г. отношения между депутатом и его избирателя­ми строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отноше­ний с его избирателями, который получил название в науке «свобод­ный мандат». Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собствен­ной совестью. На этом основании отрицается право избирателей ото­звать депутата, не оправдавшего их доверия. В соот с совре­менной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории.

Депутатом Государственной Думы может быть только гражданин РФ, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом. Для депутатов Думы существуют ограничения: они не могут быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе членами Совета Федерации; замещать иную государст­венную и муниципальную должность; находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на про­фессиональной постоянной основе.

Формами деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации являются:

а) участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных;

б) участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания;

в) участие в работе комитетов и комиссий палат, согласительных и
специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государ­ственной Думой;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов;

е) внесение парламентского и депутатского запросов;

ж) обращение с ?ами к членам Правительства на заседании
палаты;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требова­нием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, депутат Государственной Думы имеет право участво­вать в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп, а также должен работать с избирателями.

Одним из важнейших полномочий члена Совета Федерации и депу­тата Государственной Думы является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений.

Депутаты и члены палат Федерального Собрания имеют право за­проса Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполните­льной власти, руководителям исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по кругу ?ов, входящих в компетенцию этих органов, на который органы обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федераль­ного Собрания РФ, либо письменный не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса.

Наши рекомендации