Идеальное государство Платона и Аристотеля.
Платон:. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика.
К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.
Аристотель Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.
Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.
Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).
6.Типы национально-государственных устройств и их характеристики. Национально-государственное устройство - это понятие для обозначения формы государственного устройства стран с многонациональным составом населения. Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства или государственных образований, составляющих союз.
ТипыФедерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (штатов, земель, областей, республик), обладающих юридически определенной политической самостоятельностью и государственной атрибутикой (конституциями, местными законами и т.д.). Эти государственные образования, получившие название субъектов федерации, имеют свое собственное административно-территориальное деление.
Можно выделить следующие признаки федерации:
1) две системы государственных органов власти (федеральные и субъектов федерации);
2) двухпалатная структура федерального парламента (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и нижняя палата, представляющая интересы населения);
3) отсутствие у субъектов федерации полного государственного суверенитета (они не обладают правом одностороннего выхода из федерации и юридически лишены права участия в международных политико-правовых отношениях);
4) наличие у центральной власти юридического права принять принудительные меры по отношению к субъекту федерации в случае нарушения им союзной конституции или федерального законодательства (федеральная интервенция).
Унитарное государство - это единое государство, состоящее из административно-территориальных образований, не имеющих статуса государственных образований. Признаками унитарных государств являются:
1) наличие одной конституции, единого гражданства и одной система высших органов государственной власти;
2) управление административно-территориальными образованиями осуществляется на основе законов, принимаемых центральными органами государственной власти;
3) возможность изменения территории этих образований на основе общегосударственного закона без согласия местных органов власти и местного населения.
Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, главным образом внешнеполитических целей. Объединяясь в добровольный союз, каждый член конфедерации делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Каждый член конфедерации сохраняет государственную самостоятельность. Для проведения согласованной политики в конфедерации существуют специальные органы.
7. Гражданское общество и правовое государство, их диалектическая взаимосвязь и взаимодействие. …
8.Государство как политическая организация общества. Структура, формы, типы и функции государства. Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.
Признаки государства:- наличие публичной государственной власти;- территориальная организация населения;- государственный суверенитет;- осуществление нормотворчества;- сбор налогов.
Функции государства:
Внутренние:- охранительные;- регулятивные;- экономические;- социальные;- налогообложение и взыскание.
Внешние:- внешнеполитическая;- внешнеэкономическая.
Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:
Монархия:- абсолютная;- ограниченная.
Республика:- президентская;- парламентская;- смешанная.
Формы государственного устройства:- унитарная;- конфедерация;- федерация.
ТИПЫ. Основными подходами к типологии государств являются:
1) формационный, в рамках которого типология государств проводится на основе социально-экономических факторов, в зависимости от того, какому классу принадлежат основные средства производства.
Выделяются такие типы государств, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В последнее время добавляют восточный (азиатский способ производства), прафеодальный и посткапиталистический типы, предлагается также такой тип государства, «как переходный».
2) цивилизационный, в рамках которого типология государств проводится на основе культурно-исторических, духовных факторов.
Выделяются такие типы цивилизаций, как локальные, древние, восточные и т.д.
Помимо этих двух подходов к типологии государств, существуют и иные классификации.
Так, в зависимости от политического режима отдельные авторы выделяют следующие типы государств[2]:
— тоталитарные;
— авторитарные;
— либеральные;
— демократические.
По отношению к религии государства делятся на следующие типы[3]:
1) светские государства, в которых никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (например, Российская Федерация);
2) клерикальные государства, признающие ту или иную религию в качестве официальной и придающие ей статус государственной (например, Великобритания);
3) теократические государства, власть в которых всецело принадлежит церкви (например, Саудовская Аравия);
4) атеистические государства, в которых религиозные организации находятся под жёстким контролем, инакомыслие преследуется (например, бывший СССР).
9.Партийные системы в мире, их характеристика.
Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
Виды партийных систем:однопартийные;двухпартийные;многопартийные.
Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
9.
10. Межнациональные конфликты. Типы конфликтов и способы их разрешения.
Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). Этнотерриториальный (определение границ нации). Этнодемографический (защита прав коренной национальности). Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
11. Демократия как система организации политической жизни общества.
Сам термин "демократия" появился в Древней Греции. Он составлен из двух греческих слов: demos - народ и kratos - власть, правление, что буквально означает "власть народа" или "правление народа". Именно прямая власть народа по образцу древнеафинекого полиса, как правило, и понималась под демократией почти до конца XVIII ст.
В настоящее время существует множество различных определений и, соответственно, теорий, или моделей демократии.. Иными словами, демократия - это такая форма организации политического сообщества, при которой именно народу, а не отдельным лицам, бюрократическим или общественным образованиям, принадлежит учредительная роль в политическом обществе и только народ обладает правом принимать окончательные решения по любым вопросам государственной и общественной жизни. При этом считается, что ни один класс или социальная группа не обладают монополией на политическую власть, а ее механизм рассматривается как бесклассовый.
Практически все современные демократии в той или иной мере содержат в себе элементы и античной демократии (например, такая форма прямого волеизъявления народа, как референдум), и классических представлений о реализации "воли народа" (например, принцип большинства при принятии решений или идея императивного мандата), и новейших интерпретаций роли народа как источника власти (например, правительство, избираемое народом).
Согласно современным представлениям, то или иное государственно-политическое устройство является вполне демократическим, если организация политической жизни в нем соответствует ряду принципов, или критериев, и если она осуществляется посредством ряда непременных институтов.
Принципы, или критерии- Для того чтобы общество могло называться,демократическим или, иными словами, чтобы действительно народ мог реально выступать в качестве источника власти и носителя верховной власти, жизнедеятельность политически организованного сообщества должна отвечать целому ряду требований. Назовем их принципами или, согласно терминологии американского политолога Р. Даля, критериями демократии [31. С. 162]. К таковым современная политическая паука относит, по крайней мере, следующие:
· юридическое признание парода в качестве источника власти и носителя верховной власти;
· равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;
· свобода выражения мнений по вопросам государственной и общественной жизни;
· решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;
· верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граждан либо посредством иного установленного законом порядка нормам поведения во всех сферах общественной жизни;
· выборность основных органов власти и должностных лиц государства;
· сочетание непосредственных (референдум) и опосредованных (через своих представителей) форм волеизъявления народа;
· информированность, гласность и открытость при рассмотрении вопросов государственной и общественной жизни.
Заметим, что данные критерии являются ориентиром для общества, которое стремится к демократической форме организации власти. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти принципы - их можно назвать идеалами демократии - выполнялись бы полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться принятым в установленном порядке законом.
Институты демократии Этот вопрос является углублением и
расширением ранее поставленного вопроса о механизме политической власти. В данном случае речь идет об институционно-правовом механизме, посредством которого обеспечивается реализация приведенных выше принципов демократии. Элементы такого механизма Р. Даль определяет как политические институты демократии. Для обозначения же институционального механизма демократии, который тождественен самому явлению демократии как формы политической жизни, он предложил использовать реконструированное им понятие полиархии (от греч. polis - множественный и arche - начало, главенство), что дословно переводится как "много главных" или "многовластие" [32. С. 85; 31. С. 341J. К числу важнейших из таких институтов демократии относятся:
· выборные власти: наличие институтов законодательной, исполнительной и судебной власти;
· организационно-правовые гарантии реализации гражданских и политических прав членов сообщества, в том числе права на избрание;
· свободные, честно организованные и периодически проводимые выборы представительных органов власти и должностных лиц государства;
· законодательное закрепление круга (перечня) вопросов государственной и общественной жизни, подлежащих решению народным голосованием (референдумом);
· организационно-правовые гарантии независимости суда; наличие в системе судоустройства органа (например, конституционного суда), призванного обеспечивать контроль за соблюдением конституционно-правовых актов;
· наличие и автономия ассоциаций граждан, в том числе политических партий, общественных объединений и групп интересов;
· наличие и свободное функционирование альтернативных источников информации (средств массовой информации).
Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на гражданских и политических правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономически) прав и свобод граждан не может осуществляться демократический политический процесс.
Механизм современной демократии развивается вместе с развитием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очертания меняются также от страны к стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы. Соответственно в современной теории и практике выделяется несколько форм демократии. Рассмотрим основные из них.
Народ, будучи сложной общностью людей, в структурном отношении может интерпретироваться по-разному: в одних случаях он может рассматриваться как совокупность свободных индивидов, действующих в политике самостоятельно, в других - как совокупность различных групп людей, преследующих в политике специфические групповые интересы, в третьих — как гомогенное целое или, точнее, как единый субъект с общим интересом и единой волей.В зависимости от того, какому субъекту политики - личности, группе или народу - отдается приоритет в механизме функционирования власти, различают либеральные, плюралистические и коллективистские демократии.
12Политическое лидерство и его природа. Основные типы политических лидеров. Политическое лидерство - это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) - добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.