Категории, методы и функции политологии.

Идеальное государство Платона и Аристотеля.

Платон:. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика.

К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.

Аристотель Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).

6.Типы национально-государственных устройств и их характеристики. Национально-государственное устройство - это понятие для обозначения формы государственного устройства стран с многонациональным составом населения. Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства или государственных образований, составляющих союз.

ТипыФедерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (штатов, земель, областей, республик), обладающих юридически определенной политической самостоятельностью и государственной атрибутикой (конституциями, местными законами и т.д.). Эти государственные образования, получившие название субъектов федерации, имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Можно выделить следующие признаки федерации:

1) две системы государственных органов власти (федеральные и субъектов федерации);

2) двухпалатная структура федерального парламента (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и нижняя палата, представляющая интересы населения);

3) отсутствие у субъектов федерации полного государственного суверенитета (они не обладают правом одностороннего выхода из федерации и юридически лишены права участия в международных политико-правовых отношениях);

4) наличие у центральной власти юридического права принять принудительные меры по отношению к субъекту федерации в случае нарушения им союзной конституции или федерального законодательства (федеральная интервенция).

Унитарное государство - это единое государство, состоящее из административно-территориальных образований, не имеющих статуса государственных образований. Признаками унитарных государств являются:

1) наличие одной конституции, единого гражданства и одной система высших органов государственной власти;

2) управление административно-территориальными образованиями осуществляется на основе законов, принимаемых центральными органами государственной власти;

3) возможность изменения территории этих образований на основе общегосударственного закона без согласия местных органов власти и местного населения.

Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, главным образом внешнеполитических целей. Объединяясь в добровольный союз, каждый член конфедерации делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Каждый член конфедерации сохраняет государственную самостоятельность. Для проведения согласованной политики в конфедерации существуют специальные органы.

7. Гражданское общество и правовое государство, их диалектическая взаимосвязь и взаимодействие. …

8.Государство как политическая организация общества. Структура, формы, типы и функции государства. Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.

Признаки государства:- наличие публичной государственной власти;- территориальная организация населения;- государственный суверенитет;- осуществление нормотворчества;- сбор налогов.

Функции государства:

Внутренние:- охранительные;- регулятивные;- экономические;- социальные;- налогообложение и взыскание.

Внешние:- внешнеполитическая;- внешнеэкономическая.

Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:

Монархия:- абсолютная;- ограниченная.

Республика:- президентская;- парламентская;- смешанная.

Формы государственного устройства:- унитарная;- конфедерация;- федерация.

ТИПЫ. Основными подходами к типологии государств являются:

1) формационный, в рамках которого типология государств проводится на основе социально-экономических факторов, в зависимости от того, какому классу принадлежат основные средства производства.

Выделяются такие типы государств, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В последнее время добавляют восточный (азиатский способ производства), прафеодальный и посткапиталистический типы, предлагается также такой тип государства, «как переходный».

2) цивилизационный, в рамках которого типология государств проводится на основе культурно-исторических, духовных факторов.

Выделяются такие типы цивилизаций, как локальные, древние, восточные и т.д.

Помимо этих двух подходов к типологии государств, существуют и иные классификации.

Так, в зависимости от политического режима отдельные авторы выделяют следующие типы государств[2]:

— тоталитарные;

— авторитарные;

— либеральные;

— демократические.

По отношению к религии государства делятся на следующие типы[3]:

1) светские государства, в которых никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (например, Российская Федерация);

2) клерикальные государства, признающие ту или иную религию в качестве официальной и придающие ей статус государственной (например, Великобритания);

3) теократические государства, власть в которых всецело принадлежит церкви (например, Саудовская Аравия);

4) атеистические государства, в которых религиозные организации находятся под жёстким контролем, инакомыслие преследуется (например, бывший СССР).

9.Партийные системы в мире, их характеристика.

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:однопартийные;двухпартийные;многопартийные.

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

9.

10. Межнациональные конфликты. Типы конфликтов и способы их разрешения.

Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). Этнотерриториальный (определение границ нации). Этнодемографический (защита прав коренной национальности). Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

11. Демократия как система организации политической жизни общества.

Сам термин "демократия" появился в Древней Греции. Он составлен из двух греческих слов: demos - народ и kratos - власть, правление, что буквально означает "власть народа" или "правление народа". Именно прямая власть народа по образцу древнеафинекого полиса, как правило, и понималась под демократией почти до конца XVIII ст.

В настоящее время существует множество различных оп­ределений и, соответственно, теорий, или моделей демокра­тии.. Иными словами, демокра­тия - это такая форма организации политического сообщест­ва, при которой именно народу, а не отдельным лицам, бю­рократическим или общественным образованиям, принадле­жит учредительная роль в политическом обществе и только народ обладает правом принимать окончательные решения по любым вопросам государственной и общественной жизни. При этом считается, что ни один класс или социальная груп­па не обладают монополией на политическую власть, а ее ме­ханизм рассматривается как бесклассовый.

Практически все современные демократии в той или иной мере содержат в себе элементы и античной демок­ратии (например, такая форма прямого волеизъявления наро­да, как референдум), и классических представлений о реали­зации "воли народа" (например, принцип большинства при принятии решений или идея императивного мандата), и но­вейших интерпретаций роли народа как источника власти (например, правительство, избираемое народом).

Согласно современным представлениям, то или иное государственно-политическое устройство является вполне де­мократическим, если организация политической жизни в нем соответствует ряду принципов, или критериев, и если она осуществляется посредством ряда непременных инсти­тутов.

Принципы, или критерии- Для того чтобы общество могло называться,демократическим или, иными словами, чтобы действительно народ мог реально выступать в качестве источника власти и носи­теля верховной власти, жизнедеятельность политически ор­ганизованного сообщества должна отвечать целому ряду тре­бований. Назовем их принципами или, согласно терминоло­гии американского политолога Р. Даля, критериями демок­ратии [31. С. 162]. К таковым современная политическая па­ука относит, по крайней мере, следующие:

· юридическое признание парода в качестве источника власти и носителя верховной власти;

· равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;

· свобода выражения мнений по вопросам государствен­ной и общественной жизни;

· решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;

· верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граж­дан либо посредством иного установленного законом поряд­ка нормам поведения во всех сферах общественной жизни;

· выборность основных органов власти и должностных лиц государства;

· сочетание непосредственных (референдум) и опосредо­ванных (через своих представителей) форм волеизъявления народа;

· информированность, гласность и открытость при рас­смотрении вопросов государственной и общественной жизни.

Заметим, что данные критерии являются ориентиром для общества, которое стремится к демократической форме орга­низации власти. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти принципы - их можно назвать идеалами де­мократии - выполнялись бы полностью. Реальная демокра­тия всегда выступает в лучшем случае как власть большин­ства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при фор­мальном согласии последнего подчиняться принятым в установленном порядке законом.

Институты демократии Этот вопрос является углублением и

расширением ранее поставленного вопроса о механизме политической власти. В данном случае речь идет об институционно-правовом механизме, посред­ством которого обеспечивается реализация приведенных вы­ше принципов демократии. Элементы такого механизма Р. Даль определяет как политические институты демокра­тии. Для обозначения же институционального механизма демократии, который тождественен самому явлению демо­кратии как формы политической жизни, он предложил ис­пользовать реконструированное им понятие полиархии (от греч. polis - множественный и arche - начало, главенство), что дословно переводится как "много главных" или "многов­ластие" [32. С. 85; 31. С. 341J. К числу важнейших из таких институтов демократии относятся:

· выборные власти: наличие институтов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти;

· организационно-правовые гарантии реализации граж­данских и политических прав членов сообщества, в том числе права на избрание;

· свободные, честно организованные и периодически проводимые выборы представительных органов власти и должностных лиц государства;

· законодательное закрепление круга (перечня) вопросов государственной и общественной жизни, подлежащих реше­нию народным голосованием (референдумом);

· организационно-правовые гарантии независимости су­да; наличие в системе судоустройства органа (например, конституционного суда), призванного обеспечивать конт­роль за соблюдением конституционно-правовых актов;

· наличие и автономия ассоциаций граждан, в том числе политических партий, общественных объединений и групп интересов;

· наличие и свободное функционирование альтернативных источников информации (средств массовой информации).

Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации по­литической жизни. Если внимательно присмотреться к дру­гим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на гражданских и политических правах человека. Без наличия гарантирован­ных (юридически и социально-экономически) прав и свобод граждан не может осуществляться демократический полити­ческий процесс.

Механизм современной демократии развивается вместе с разви­тием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очертания меняются также от страны к стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы. Соответственно в современной тео­рии и практике выделяется несколько форм демократии. Рассмотрим основные из них.

Народ, будучи сложной общностью людей, в структурном отношении может интерпретироваться по-разному: в одних случаях он может рассматриваться как совокупность свобод­ных индивидов, действующих в политике самостоятельно, в других - как совокупность различных групп людей, пресле­дующих в политике специфические групповые интересы, в третьих — как гомогенное целое или, точнее, как единый субъект с общим интересом и единой волей.В зависимости от того, какому субъекту политики - лич­ности, группе или народу - отдается приоритет в механиз­ме функционирования власти, различают либеральные, плю­ралистические и коллективистские демократии.

12Политическое лидерство и его природа. Основные типы политических лидеров. Политическое лидерство - это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) - добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.

Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.

Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Типы политической культуры.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.

По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.

Демократическая политическая культура Авторитарная политическая культура Тоталитарная политическая культура
· Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; · правовое государство; · гражданское общество; · свободное участие в политике; · идеологический, политический, экономический плюрализм; · приоритет прав человека и гражданина; · богатый политический язык · Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; · соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; · государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; · к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики · Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; · жестко идеологизированные стереотипы поведения; · лояльная ориентированность на официальные институты и символы; · политический язык формализован и идеологически жестко определен

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде. В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур.

Западная политическая культура Восточная политическая культура
1. Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия 2. Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения 3. Устойчивые традиции политической демократии 4. Индивид во многом «пресыщен» политикой 5. Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики 6. Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества 7. Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией 8. Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень 1. Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура 2. Существенный элемент политики – общность (клановая, этническая, семейная) 3. Устойчивые традиции авторитарного правления 4. Индивид недостаточно приобщен к политике 5. Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре 6. Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры 7. Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими 8. Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

16 Международная политика, основные тенденции ее развития.

Международные отношения — это совокупность экономи­ческих, политических, правовых, идеологических, дипломатичес­ких, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления.

Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и «мировой социалистической системы», выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением «холодной войны» и ликвидацией блоковой разделенности мира. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.

1. Рассредоточение власти,обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы – США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики. В настоящее время формируются новые мировые центры экономического и политического влияния. При этом одни аналитики считают, что сегодня складывается система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии, другие говорят о становлении региональных центров влияния (Канада – США – Мексика), третьи признают США единственным мировым лидером. Существуют и другие прогнозы относительно возникновения тех или иных «центров силы» в международной жизни.

При всем разнообразии взглядов и мнений в мировом сообществе все больше утверждается позиция, исключающая абсолютное лидерство отдельных государств. Доминирующей тенденцией становится формирование многополюсного мира, что порождает альтернативы развития и открывает новые возможности для мирного разрешения международных споров и конфликтов.

2. Деидеологизацию международных отношений – преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем. Освобождение от идеологических предрассудков и стереотипов, связанных с длительным периодом «холодной войны», разделением народов и государств на два враждебных лагеря, предполагает признание взаимозависимости и целостности современного мира, отказ от попыток решать проблемы международных отношений силовым путем, стремление согласовывать и находить общие подходы к решению ключевых проблем мировой политики.

3. Новое понимание безопасности,в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Сегодня становится все более очевидным, что ставка на силовое давление в целях национальной самообороны перестает быть эффективной. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.

4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия,связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В современных условиях все большее значение придается созданию системы действенных гарантий обеспечения мира. С этой целью образуются такие организации, как межгосударственные, региональные центры по предупреждению военных конфликтов, формируются механизмы постоянных переговоров, независимой экспертизы в военно-политической сфере. В настоящее время переговоры все чаще рассматриваются как процесс поиска взаимоприемлемых решений, когда стороны идут на взаимные уступки и проявляют стремление к устранению основы конфликта.

5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений –тенденции, отражающие «человеческое измерение» внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.

17 Избирательные системы, их характеристика. Технологии избирательных систем.

Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избир-х. систем определ-ся конституцией и конкретизируются в избирательном праве. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избир-е. системы делятся: • Пропорциональная(сущ. в странах, где есть несколько полит. партий. Создаются большие избир. округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за списки партии целиком. Для опред-я результатов голосования устанавл-ся избирательный метр, т.е. минимум голосов необходимых для получения одного политического мандата (в Бельгии, Финляндии, Испании). Варианты: открытые и закрытые списки. Достоинства: 1. более полное представительство в парламенте полит. сил. 2. стимулирование многопартийности. Недостатки: 1. у избирателя нет возможности оценить личные качества кандидатов. 2. зависимость парламентария от выдвинувшей его партии. 3. нестабильность правительства. • Мажоритарная - при системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил голосов 50%+1 голос от общего числа подданных и признанных действительными голосов, если ни один из кандидатов не набрал положительного количества, то проводится 2 тур, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов; при системе относительного большинства побеждает просто набравший больше остальных. Применяется при голосовании по округам, и в округах баллотируются конкретные люди. Достоинства: 1. прочные личные позиции депутатов в парламента; 2. независимость депутата по отношению к групповому давлению 3. создание условий для возникновения устойчивой расстановки сил в парламенте; 4. стабильность правительства. Недостатки: 1. достаточное количество избирателей за проигравшего пропадает; 2. партия, которая получила в общей сумме по стране меньшее число голосов может завоевать больше мест в парламенте; 3. создание условий для манипулирования политической волей избирателей с помошью нарезки округов. • В ряде стран существует смешанная избир-я система. В ней используется элементы пропорц-й и мажоритарной систем. Используется 2 бюллетеня. Главная задача каждой избир-й системы максимально выражать и защищать интересы граждан своих стран, их права, важнейшие из которых - право выбирать и быть избранным в государственные органы власти.

18.Президентская система правления. Особенности ее функционирования в Российской Федерации.

Президентская республика -одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.

Особенности:

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

- особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;

- избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

- исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;

- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

- по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

- согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

- Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;

- часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

19. Демократия как форма осуществления власти.

Демократия — это форма правления при посредстве народа, фор­ма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борь­ба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, по­зволяющий рядовым гражданам определять состав руководства соци­альной структурой, а руководству — легализовывать свою власть. В силу этого демократия понималась как институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулиро­вали избирательное право, осуществление выборов, а также конку­ренцию партий и элит.

20. Политическая элита. Типология, основные модели формирования элит.

Политическая элита — это специализированная социальная группа, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством, партиями, общественными объединениями и другими политическими институтами. Она является своеобразной властной доминантой и играет исключительную роль в жизни общества, это центральное звено государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития, функционирование политической системы в целом. Политическую элиту составляют в основном профессиональные политики высокого ранга, концентрирующие в своих руках властные и управленческие прерогативы, а также высшие государственные служащие, обладающие определенными способностями, знаниями, навыками, умениями и подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии развития общества.

В современной политологии существует несколько классификаций элит:

— по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования можно выделить: открытую элиту (она предполагает относительно свободный набор новых членов часто за счет представителей различных групп общества) и закрытую элиту, которая воспроизводит себя сама и не допускает вхождение в свой состав лиц, имеющих более низкий социальный статус. Важнейшим условием, влияющим на отбор в закрытую элиту, является личная преданность руководству и готовност

Наши рекомендации