Категории, методы и функции политологии.
Идеальное государство Платона и Аристотеля.
Платон:. Идеальное государство возникает как общество трех социальных групп: правители (философы), стратеги (воины) и производители (земледельцы и ремесленники). У философов преобладает разумная часть души, у воинов - воля и благородная страсть, у производителей - чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость - добродетель воинов, а умеренность - добродетель народа. Четвертая добродетель - справедливость - не относится к отдельным сословиям. Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные - упадочные. Первое место занимает его идеальное государство. Ближе всего к нему стоит аристократическая республика.
К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.
Аристотель Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.
Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших.
Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).
6.Типы национально-государственных устройств и их характеристики. Национально-государственное устройство - это понятие для обозначения формы государственного устройства стран с многонациональным составом населения. Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства или государственных образований, составляющих союз.
ТипыФедерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (штатов, земель, областей, республик), обладающих юридически определенной политической самостоятельностью и государственной атрибутикой (конституциями, местными законами и т.д.). Эти государственные образования, получившие название субъектов федерации, имеют свое собственное административно-территориальное деление.
Можно выделить следующие признаки федерации:
1) две системы государственных органов власти (федеральные и субъектов федерации);
2) двухпалатная структура федерального парламента (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и нижняя палата, представляющая интересы населения);
3) отсутствие у субъектов федерации полного государственного суверенитета (они не обладают правом одностороннего выхода из федерации и юридически лишены права участия в международных политико-правовых отношениях);
4) наличие у центральной власти юридического права принять принудительные меры по отношению к субъекту федерации в случае нарушения им союзной конституции или федерального законодательства (федеральная интервенция).
Унитарное государство - это единое государство, состоящее из административно-территориальных образований, не имеющих статуса государственных образований. Признаками унитарных государств являются:
1) наличие одной конституции, единого гражданства и одной система высших органов государственной власти;
2) управление административно-территориальными образованиями осуществляется на основе законов, принимаемых центральными органами государственной власти;
3) возможность изменения территории этих образований на основе общегосударственного закона без согласия местных органов власти и местного населения.
Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, главным образом внешнеполитических целей. Объединяясь в добровольный союз, каждый член конфедерации делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Каждый член конфедерации сохраняет государственную самостоятельность. Для проведения согласованной политики в конфедерации существуют специальные органы.
7. Гражданское общество и правовое государство, их диалектическая взаимосвязь и взаимодействие. …
8.Государство как политическая организация общества. Структура, формы, типы и функции государства. Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.
Признаки государства:- наличие публичной государственной власти;- территориальная организация населения;- государственный суверенитет;- осуществление нормотворчества;- сбор налогов.
Функции государства:
Внутренние:- охранительные;- регулятивные;- экономические;- социальные;- налогообложение и взыскание.
Внешние:- внешнеполитическая;- внешнеэкономическая.
Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:
Монархия:- абсолютная;- ограниченная.
Республика:- президентская;- парламентская;- смешанная.
Формы государственного устройства:- унитарная;- конфедерация;- федерация.
ТИПЫ. Основными подходами к типологии государств являются:
1) формационный, в рамках которого типология государств проводится на основе социально-экономических факторов, в зависимости от того, какому классу принадлежат основные средства производства.
Выделяются такие типы государств, как рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. В последнее время добавляют восточный (азиатский способ производства), прафеодальный и посткапиталистический типы, предлагается также такой тип государства, «как переходный».
2) цивилизационный, в рамках которого типология государств проводится на основе культурно-исторических, духовных факторов.
Выделяются такие типы цивилизаций, как локальные, древние, восточные и т.д.
Помимо этих двух подходов к типологии государств, существуют и иные классификации.
Так, в зависимости от политического режима отдельные авторы выделяют следующие типы государств[2]:
— тоталитарные;
— авторитарные;
— либеральные;
— демократические.
По отношению к религии государства делятся на следующие типы[3]:
1) светские государства, в которых никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (например, Российская Федерация);
2) клерикальные государства, признающие ту или иную религию в качестве официальной и придающие ей статус государственной (например, Великобритания);
3) теократические государства, власть в которых всецело принадлежит церкви (например, Саудовская Аравия);
4) атеистические государства, в которых религиозные организации находятся под жёстким контролем, инакомыслие преследуется (например, бывший СССР).
9.Партийные системы в мире, их характеристика.
Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
Виды партийных систем:однопартийные;двухпартийные;многопартийные.
Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
9.
10. Межнациональные конфликты. Типы конфликтов и способы их разрешения.
Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). Этнотерриториальный (определение границ нации). Этнодемографический (защита прав коренной национальности). Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
11. Демократия как система организации политической жизни общества.
Сам термин "демократия" появился в Древней Греции. Он составлен из двух греческих слов: demos - народ и kratos - власть, правление, что буквально означает "власть народа" или "правление народа". Именно прямая власть народа по образцу древнеафинекого полиса, как правило, и понималась под демократией почти до конца XVIII ст.
В настоящее время существует множество различных определений и, соответственно, теорий, или моделей демократии.. Иными словами, демократия - это такая форма организации политического сообщества, при которой именно народу, а не отдельным лицам, бюрократическим или общественным образованиям, принадлежит учредительная роль в политическом обществе и только народ обладает правом принимать окончательные решения по любым вопросам государственной и общественной жизни. При этом считается, что ни один класс или социальная группа не обладают монополией на политическую власть, а ее механизм рассматривается как бесклассовый.
Практически все современные демократии в той или иной мере содержат в себе элементы и античной демократии (например, такая форма прямого волеизъявления народа, как референдум), и классических представлений о реализации "воли народа" (например, принцип большинства при принятии решений или идея императивного мандата), и новейших интерпретаций роли народа как источника власти (например, правительство, избираемое народом).
Согласно современным представлениям, то или иное государственно-политическое устройство является вполне демократическим, если организация политической жизни в нем соответствует ряду принципов, или критериев, и если она осуществляется посредством ряда непременных институтов.
Принципы, или критерии- Для того чтобы общество могло называться,демократическим или, иными словами, чтобы действительно народ мог реально выступать в качестве источника власти и носителя верховной власти, жизнедеятельность политически организованного сообщества должна отвечать целому ряду требований. Назовем их принципами или, согласно терминологии американского политолога Р. Даля, критериями демократии [31. С. 162]. К таковым современная политическая паука относит, по крайней мере, следующие:
· юридическое признание парода в качестве источника власти и носителя верховной власти;
· равная возможность участия в политической жизни для всех совершеннолетних граждан;
· свобода выражения мнений по вопросам государственной и общественной жизни;
· решение вопросов государственной и общественной жизни голосованием;
· верховенство права, или подчинение всех, в том числе институтов власти, принятым путем волеизъявления граждан либо посредством иного установленного законом порядка нормам поведения во всех сферах общественной жизни;
· выборность основных органов власти и должностных лиц государства;
· сочетание непосредственных (референдум) и опосредованных (через своих представителей) форм волеизъявления народа;
· информированность, гласность и открытость при рассмотрении вопросов государственной и общественной жизни.
Заметим, что данные критерии являются ориентиром для общества, которое стремится к демократической форме организации власти. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти принципы - их можно назвать идеалами демократии - выполнялись бы полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем - как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться принятым в установленном порядке законом.
Институты демократии Этот вопрос является углублением и
расширением ранее поставленного вопроса о механизме политической власти. В данном случае речь идет об институционно-правовом механизме, посредством которого обеспечивается реализация приведенных выше принципов демократии. Элементы такого механизма Р. Даль определяет как политические институты демократии. Для обозначения же институционального механизма демократии, который тождественен самому явлению демократии как формы политической жизни, он предложил использовать реконструированное им понятие полиархии (от греч. polis - множественный и arche - начало, главенство), что дословно переводится как "много главных" или "многовластие" [32. С. 85; 31. С. 341J. К числу важнейших из таких институтов демократии относятся:
· выборные власти: наличие институтов законодательной, исполнительной и судебной власти;
· организационно-правовые гарантии реализации гражданских и политических прав членов сообщества, в том числе права на избрание;
· свободные, честно организованные и периодически проводимые выборы представительных органов власти и должностных лиц государства;
· законодательное закрепление круга (перечня) вопросов государственной и общественной жизни, подлежащих решению народным голосованием (референдумом);
· организационно-правовые гарантии независимости суда; наличие в системе судоустройства органа (например, конституционного суда), призванного обеспечивать контроль за соблюдением конституционно-правовых актов;
· наличие и автономия ассоциаций граждан, в том числе политических партий, общественных объединений и групп интересов;
· наличие и свободное функционирование альтернативных источников информации (средств массовой информации).
Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на гражданских и политических правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономически) прав и свобод граждан не может осуществляться демократический политический процесс.
Механизм современной демократии развивается вместе с развитием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очертания меняются также от страны к стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы. Соответственно в современной теории и практике выделяется несколько форм демократии. Рассмотрим основные из них.
Народ, будучи сложной общностью людей, в структурном отношении может интерпретироваться по-разному: в одних случаях он может рассматриваться как совокупность свободных индивидов, действующих в политике самостоятельно, в других - как совокупность различных групп людей, преследующих в политике специфические групповые интересы, в третьих — как гомогенное целое или, точнее, как единый субъект с общим интересом и единой волей.В зависимости от того, какому субъекту политики - личности, группе или народу - отдается приоритет в механизме функционирования власти, различают либеральные, плюралистические и коллективистские демократии.
12Политическое лидерство и его природа. Основные типы политических лидеров. Политическое лидерство - это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) - добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
Типы политической культуры.
По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.
По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:
культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;
элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;
архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.
По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:
подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;
гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.
Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:
Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.
Демократическая политическая культура | Авторитарная политическая культура | Тоталитарная политическая культура |
· Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; · правовое государство; · гражданское общество; · свободное участие в политике; · идеологический, политический, экономический плюрализм; · приоритет прав человека и гражданина; · богатый политический язык | · Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; · соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; · государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; · к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики | · Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; · жестко идеологизированные стереотипы поведения; · лояльная ориентированность на официальные институты и символы; · политический язык формализован и идеологически жестко определен |
Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде. В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур.
Западная политическая культура | Восточная политическая культура |
1. Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия 2. Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения 3. Устойчивые традиции политической демократии 4. Индивид во многом «пресыщен» политикой 5. Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики 6. Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества 7. Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией 8. Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень | 1. Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура 2. Существенный элемент политики – общность (клановая, этническая, семейная) 3. Устойчивые традиции авторитарного правления 4. Индивид недостаточно приобщен к политике 5. Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре 6. Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры 7. Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими 8. Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами |
16 Международная политика, основные тенденции ее развития.
Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления.
Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и «мировой социалистической системы», выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением «холодной войны» и ликвидацией блоковой разделенности мира. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.
1. Рассредоточение власти,обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы – США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики. В настоящее время формируются новые мировые центры экономического и политического влияния. При этом одни аналитики считают, что сегодня складывается система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии, другие говорят о становлении региональных центров влияния (Канада – США – Мексика), третьи признают США единственным мировым лидером. Существуют и другие прогнозы относительно возникновения тех или иных «центров силы» в международной жизни.
При всем разнообразии взглядов и мнений в мировом сообществе все больше утверждается позиция, исключающая абсолютное лидерство отдельных государств. Доминирующей тенденцией становится формирование многополюсного мира, что порождает альтернативы развития и открывает новые возможности для мирного разрешения международных споров и конфликтов.
2. Деидеологизацию международных отношений – преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем. Освобождение от идеологических предрассудков и стереотипов, связанных с длительным периодом «холодной войны», разделением народов и государств на два враждебных лагеря, предполагает признание взаимозависимости и целостности современного мира, отказ от попыток решать проблемы международных отношений силовым путем, стремление согласовывать и находить общие подходы к решению ключевых проблем мировой политики.
3. Новое понимание безопасности,в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Сегодня становится все более очевидным, что ставка на силовое давление в целях национальной самообороны перестает быть эффективной. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.
4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия,связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В современных условиях все большее значение придается созданию системы действенных гарантий обеспечения мира. С этой целью образуются такие организации, как межгосударственные, региональные центры по предупреждению военных конфликтов, формируются механизмы постоянных переговоров, независимой экспертизы в военно-политической сфере. В настоящее время переговоры все чаще рассматриваются как процесс поиска взаимоприемлемых решений, когда стороны идут на взаимные уступки и проявляют стремление к устранению основы конфликта.
5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений –тенденции, отражающие «человеческое измерение» внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.
17 Избирательные системы, их характеристика. Технологии избирательных систем.
Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избир-х. систем определ-ся конституцией и конкретизируются в избирательном праве. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избир-е. системы делятся: • Пропорциональная(сущ. в странах, где есть несколько полит. партий. Создаются большие избир. округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за списки партии целиком. Для опред-я результатов голосования устанавл-ся избирательный метр, т.е. минимум голосов необходимых для получения одного политического мандата (в Бельгии, Финляндии, Испании). Варианты: открытые и закрытые списки. Достоинства: 1. более полное представительство в парламенте полит. сил. 2. стимулирование многопартийности. Недостатки: 1. у избирателя нет возможности оценить личные качества кандидатов. 2. зависимость парламентария от выдвинувшей его партии. 3. нестабильность правительства. • Мажоритарная - при системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил голосов 50%+1 голос от общего числа подданных и признанных действительными голосов, если ни один из кандидатов не набрал положительного количества, то проводится 2 тур, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов; при системе относительного большинства побеждает просто набравший больше остальных. Применяется при голосовании по округам, и в округах баллотируются конкретные люди. Достоинства: 1. прочные личные позиции депутатов в парламента; 2. независимость депутата по отношению к групповому давлению 3. создание условий для возникновения устойчивой расстановки сил в парламенте; 4. стабильность правительства. Недостатки: 1. достаточное количество избирателей за проигравшего пропадает; 2. партия, которая получила в общей сумме по стране меньшее число голосов может завоевать больше мест в парламенте; 3. создание условий для манипулирования политической волей избирателей с помошью нарезки округов. • В ряде стран существует смешанная избир-я система. В ней используется элементы пропорц-й и мажоритарной систем. Используется 2 бюллетеня. Главная задача каждой избир-й системы максимально выражать и защищать интересы граждан своих стран, их права, важнейшие из которых - право выбирать и быть избранным в государственные органы власти. |
18.Президентская система правления. Особенности ее функционирования в Российской Федерации.
Президентская республика -одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.
Особенности:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;
- особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;
- избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;
- сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;
- исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;
- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;
- по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;
- Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;
- часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);
19. Демократия как форма осуществления власти.
Демократия — это форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования «общей воли» народа, а конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами; механизм, позволяющий рядовым гражданам определять состав руководства социальной структурой, а руководству — легализовывать свою власть. В силу этого демократия понималась как институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулировали избирательное право, осуществление выборов, а также конкуренцию партий и элит.
20. Политическая элита. Типология, основные модели формирования элит.
Политическая элита — это специализированная социальная группа, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством, партиями, общественными объединениями и другими политическими институтами. Она является своеобразной властной доминантой и играет исключительную роль в жизни общества, это центральное звено государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития, функционирование политической системы в целом. Политическую элиту составляют в основном профессиональные политики высокого ранга, концентрирующие в своих руках властные и управленческие прерогативы, а также высшие государственные служащие, обладающие определенными способностями, знаниями, навыками, умениями и подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, к выработке и осуществлению стратегии развития общества.
В современной политологии существует несколько классификаций элит:
— по интенсивности циркуляции и способам рекрутирования можно выделить: открытую элиту (она предполагает относительно свободный набор новых членов часто за счет представителей различных групп общества) и закрытую элиту, которая воспроизводит себя сама и не допускает вхождение в свой состав лиц, имеющих более низкий социальный статус. Важнейшим условием, влияющим на отбор в закрытую элиту, является личная преданность руководству и готовност