Дивидендная политика РФ в компаниях с государственным участием

Дивидендная политика акционерных обществ с государственным участием - это совокупность принципов и мер, рекомендованных для обеспечения прав акционеров на получение части прибыли.

Дивиденд – это любой доход, полученный акционером при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру акциям, в расчете на количество акций, принадлежащих акционеру.

29 декабря 2014 г. был утвержден Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 524 “Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием”.

В нем утверждены единые подходы к реализации дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием, механизм принятия решения о выплате (объявлении) дивидендов, определении размера дивидендов и порядка их выплаты.

В частности, в методических рекомендациях отмечается, что решение о выплате (объявлении) дивидендов принимается Общим собранием акционеров Общества; при выработке предложений Общему собранию акционеров Общества по размеру дивидендов советом директоров (наблюдательным советом) Общества рекомендуется учитывать позицию государственных органов Российской Федерации, в том числе позиция Правительства Российской Федерации; общее собрание акционеров Общества вправе не согласиться с рекомендованным советом директоров (наблюдательным советом) размером дивиденда, либо принять решение о невыплате дивидендов.

В методических рекомендациях также изложены принципы дивидендной политики:

соблюдение норм действующего законодательства Российской Федерации, Устава и внутренних документов Общества, в том числе соответствие принятой в Обществе практики начисления и выплаты (объявления) дивидендов законодательству Российской Федерации;

- соблюдение прав и интересов акционеров;

- стремление соответствовать высоким стандартам корпоративного управления;

- обеспечение заинтересованности менеджмента и акционеров в повышении прибыльности Общества;

- повышение инвестиционной привлекательности Общества;

- обеспечение положительной динамики величины дивидендных выплат при условии роста чистой прибыли Общества;

- стремление к обеспечению наиболее комфортного для акционеров способа получения дивидендов;

- стремление выплачивать дивиденды в короткие сроки;

- обеспечение максимальной прозрачности механизма определения размера дивиденда.

Базой для расчета дивидендных выплат Общества рекомендуется определить:

- чистую прибыль по консолидированной отчетности Группы с учетом доли в прибыли зависимых и совместно контролируемых обществах (здесь и далее под Группой понимаются Общество и его дочерние и зависимые общества), без учета доходов и расходов, полученных от переоценки финансовых вложений, положительных курсовых разниц и прочих нерегулярных (разовых) неденежных составляющих чистой прибыли, составленной по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) или по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО);

- чистую прибыль по отчетности Общества (здесь под Обществом понимается Общество, не имеющее дочерних и зависимых обществ) без учета доходов и расходов, полученных от переоценки финансовых вложений, положительных курсовых разниц и прочих нерегулярных (разовых) неденежных составляющих чистой прибыли, составленной по РСБУ/МСФО.

Обществу рекомендуется считать своим приоритетом обеспечение выплаты дивидендов на уровне не менее 25% от консолидированной чистой прибыли[145].

По данным Росимуществапо итогам 2014 г. госкомпании заплатили в бюджет в виде дивидендов 238 млрд руб. (на 9% больше, чем в 2013 г.)[146]

Больше всех дивидендов платит «Газпром». За 2013–2014 гг. компания перечислила акционерам 170 млрд руб.

Постановлением Правительства РФ 18 апреля 2016 года был повышен уровень уплаты дивидендов компаниями с государственным участием с 25% до 50% от чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) или по РБСУ. Это было сделано с целью получения дополнительных средств для покрытия дефицита государственного бюджета. Постановление затронуло следующие крупные компании с государственным участием: «Газпром», «Алроса», «Башнефть», «Зарубежнефть», «РусГидро», «Совкомфлот», «Транснефть», «Роснефтегаз».

Статьи федерального бюджета России на 2016 год предусматривал, что по итогам года госкомпании должны были выплатить дивиденды в размере 483 млрд рублей, или половину их чистой прибыли. Но далеко не все сырьевыекомпании выплатили дивиденды в полном объеме. В частности, такие крупные госкомпании как «Роснефть» выплатилатолько 35%, «Газпром» – 23%, а «Транснефть» – 9%.

Основная причина неполной выплаты дивидендов заключается в том, что по мнению госкомпаний «выплата дивидендов станет препятствием на пути реализации инвестиционных проектов и должна компенсироваться через повышение тарифа на их услуги»[147].

Минфин России считает, что в 2017 году все государственные компании должны платить дивиденды от чистой прибыли по МСФО и на единых условиях для всех госкомпаний.

Дивиденды госкомпаний в 2017 году должны поступить в федеральный бюджет в объеме 483,48 млрд руб., в 2018 г. — 463,18 млрд руб., в 2019 г. — 432,58 млрд руб.[148]

Таким образом, можно отметить тенденцию к увеличению размера выплаты дивидендов акционерными обществами с государственным участием.

6.Качество корпоративного управления в РФ и направления его совершенствования в акционерных обществах с участием государства.

В настоящее время в РФ продолжается дискуссия о качестве корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием.

В международной практике корпоративного управления для определения качества управления используются формальные показатели, действуют Кодексы корпоративного управления. В российскую практику корпоративного управления, в том числе и в компании с государственным участием, также активно внедряются показатели, применяемые в зарубежных корпорациях.

В практике корпоративного управления в настоящее время используется около 58 показателей. По 19 показателям оценивается работа Совета директоров, по 7 показателям аудит и производится оценка рисков, 14 – взаимодействие с акционерами и 13 – раскрытие информации[149].

Среди таких показателей важнейшими считаются: высокий уровень прозрачности, эффективная работа совета директоров, рост стоимости акций, соблюдение прав миноритариев[150].

По мнению ряда аналитиков, у российских акционерных обществ с государственным участием есть серьезные проблемы:

Во-первых, чрезмерная численность персонала по сравнению с зарубежными и частными компаниями. В «Газпроме» работает 462 000 человек, в частном «Новатэке» – чуть больше, чем 10 000, при объемах добытого газа за 2015 год в 417 млрд куб.м и 68 млрд. куб.м соответственно. В «Транснефти» 78 000 работников обслуживают 73 000 км трубопроводной сети, в американской Enbridge 11 000 сотрудников обеспечивают эксплуатацию 52 400 км трубопроводов.

Во-вторых, непрозрачная статья расходов – благотворительность.

В-третьих, неэффективное использование финансовых инструментов. Так, «Транснефть» потеряла 75,3 млрд руб., сделав ставку в 2014 году на снижение курса доллара. «Русгидро» и «Интер РАО», потеряли крупные денежные средства в испытывающем финансовые трудности банке «Пересвет»[151].

Росимущество как уполномоченный орган по управлению акционерными обществами с государственным участием выделяет следующие направления совершенствования корпоративного управления в таких компаниях[152]: расширение практики привлечения профессиональных директоров в органы управления компаний, внедрение среднесрочного и долгосрочного планирования, создание специализированных комитетов (по кадрам и вознаграждениям, по аудиту и др.), создание прозрачного механизма выплат менеджменту компаний и совету директоров, создание института профессиональных секретарей.

Однако, на сайте ассоциации независимых директоров отмечается, что «в 2014–2015 гг. в советы директоров вошло больше государственных служащих. 61% мест в советах директоров госкомпаний приходилось на директоров, связанных с государством, из которых 16% являлись госслужащими (в 2012 г. – 10%).»[153]. В зарубежных странах доля независимых директоров значительно выше: в Германии - 60%, в Великобритании – 60,5%.

На наш взгляд это связано с различной ролью государства в экономике и традициями управления в России и за рубежом. Слепое копирование зарубежного опыта приводит к тому, чтоидеи корпоративного управления из частного сектора переносятся в государственный сектор экономики, при этом возникают противоречия между общественными интересами, которые должны выражать акционерные общества с государственным участием, и их коммерческими интересами.

Значительное влияние на процесс управления акционерными обществами с государственным участием внесло принятие Правительством РФ Постановлений «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями» и «О внесении изменений в Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами („золотой акции“)». Эти постановления принимались с целью совершенствования роли государства как акционера, должны были способствовать согласованным действиям Росимущества и отраслевых министерств, усилить индивидуальную ответственность за результаты принятых решений, была принята структура годового отчета, установлены требования по порядку предоставления отчетов представителями государства, разработаны критерии соответствия для кандидатов в независимые директора государственных компаний.






[1]Жмакина Т. Ю. Понятие и признаки публичной собственности // Черные дыры в российском законодательстве. 2007, № 2. С. 131.

[2]Экономическая безопасность России: общий курс / Под ред. Сенчагова В.К. М.: Изд-во «Дело», 2005. С. 10.

[3] Вольчик В.В. Зависимость от траектории предшествующего развития и эволюция института собственности в России / В.В. Вольчик // URL: politconcept.sfedu.ru/2009.1/11.pdf (дата обращения: 4.01.2012); Нуреев, Р.М. Государство: исторические судьбы власти-собственности // URL: http://www.ecsocman.edu.ru/ db/msg/129880/ (дата обращения: 8.09.2010); Нуреев Р.М., Рунов А.Б. Вперед к частной собственности или назад к частной собственности? // Общественные науки и современность. № 5. 2002. с. 5-23.

[4] Ивлева Г. Ю.Собственность и ее закономерности в контексте общественного развития. Оренбург, 2000. С. 12.

[5]Цитируется по книге: Сомин Н. Климент Александрийский и Иоанн Златоуст: два взгляда на собственность // URL: http://ruskline.ru/analitika /2011/01/05/kliment_aleksandrijskij_i_svt_ioann_zlatoust_dva_vzglyada_na_ bogatstvo_i_sobstvennost/ (дата обращения: 25.10.2011).

[6] Цитируется по работе: Н.Н.Алексеев. Народ и государство // URL: http://www.portalus.ru/modules/ rushistory/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1173778777&archive=&start_from=&ucat=14&category=14 (дата обращения 15.07.2010).

[7] Лешков В. Русский народ и государство: История русского общественного права до ХVIII в. М.: Университет. тип., 1858. С. 41, 134–135.

[8] Васильев А. Государственно-правовой идеал славянофилов. Отв. Ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 224 с.

[9] Васильев А. А.Там же. С. 68,154, 182-183.

[10] Белов А.В. Тема «государство» и «народ» в концепции славянофила К.С. Аксакова // Русская философия и российская государственность. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2009. С.115-118.

[11] Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007, С.22.

[12]Гражданское общество и государственный строй. Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007, С. 348-351.

[13] Ильин И.А. Что есть государство – корпорация или учреждение? // Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007. С. 23-30.

[14] Ильин И.А. Там же. С. 25.

[15] Ильин И.А. Там же. С. С.24-26, 28.

[16] Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности // URL: http://chri-soc.ru/ERNW61.htm (дата обращения: 1.01.2012).

[17] Ильин И.А. Что есть государство – корпорация или учреждение? // Почему мы верим в Россию. М.: Эксмо, 2007. С.26, 29.

[18]В. Соловьев, Н. Бердяев также выводили собственность из человеческой личности.

[19] Огарев Н. П. Государственная собственность. Русская философия собственности (XVII-XX вв.) // URL: http://www.portalus.ru/modules/economics/print.php?subaction=showfull&id=1102336631&archive=1120044529&start_from=&ucat=2& (дата обращения: 4.01.2012).

[20]Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. ГЛ. Х. // Библиотека сайта Хронос. URL: http://www.hrono.info/libris/lib_k/karamz01_10.php (дата обращения: 5.01.2011).

[21]История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 150-151.

[22] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1968. 368 с.

[23]История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2002. С.152.

[24] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1968. С. 32-33.

[25]История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2002 // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/IstEk/04.php (дата обращения: 11.18.2011).

[26]История развития права собственности // URL: http://arenda846.ru/Istoriya_razvitiya_prava_sobstvennosti.htm (дата обращения: 4.02.2011).

[27] Ефремова Н. Н. Судебная защита права собственности в России XVIII в. // Собственность: право и свобода. М., 1992. С. 44.

[28]Государственная собственность в экономике России и других стран. Вопросы истории и теории / Под ред. В.Н. Черковца. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. С.47

[29] Новиков А.А. История российского предпринимательств. Учебный курс (учебно-методический комплекс) //URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook034/book/index/index.html?go=index* (дата обращения 5.10.2010).

[30] Яблонских Е.К. История экономики России XX века. (1900-1917): Конспект лекций. М.: МГТУ "Станкин", 2003. С. 6.

[31]Прохоров А. П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. С.40, 46, 57.

[32] Павлов П.Н. Разграничение государственной собственности на землю // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2000. № 4 (5).

[33] Перевезенцев С. Смысл русской истории. М. Вече. 2004. С. 315-322.

[34] Laue T. The Prospects of Liberal Democracy in Tsarist Russia. In: Essayson Russian Liberalism. P. 170-176.

[35]См. об этом подробнее в работах: Лоусон Т. Современная «экономическая теория» в свете реализма // Вопросы экономики. 2006. № 2; Ходжсон Дж. О проблеме формализма в экономической теории // Вопросы экономики. 2006. № 3.

[36]Философский энциклопедический словарь. Под ред.Л.Ф. Ильичева, Н.П.Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г.Панова. М., 1983. С.311.

[37] Леонтович. В.В. История либерализма в России. 1762-1914 / Пер. с нем. И.Иловайской. М.: Русский путь-Полиграфресурсы, 1995. 550 с.; Гайдар, Е.Т. Государство и эволюция. М., 2005; Капелюшников Р. Российский либерализм: быть или не быть? // URL: http://www.libertarium.ru/l_liblibrus_art1 (дата обращения: 23.02.2015); Блинов А.О. Нравственная экономика и либерализм // Российский академический журнал. 2014. № 1. Т. 27.

[38]Собственность классиков: Джон Локк // Отечественные записки 2004. № 6.

[39] Ефимчук И.В. Собственность как социальная система. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета. 2004. С.12.

[40] Ильин И.А. О большевизме и коммунизме. Собрание сочинений.Т.7.с.66-70.

[41]Рассчитано по данным Росстата.

[42] Степанов Г. Среднего не дано // URL: http://www.newizv.ru/economics/2015-02-16/215017-srednego-ne-dano.html (дата обращения: 22.03.2015).

[43]Генезис и эволюция власти-собственности // URL: http://institutional.narod.ru/book2008.1.pdf (дата обращения: 24.03.2015).

[44] Попов Г. Кризис и глобальные проблемы // Газета Московский комсомолец, 2009.25.03.

[45] Панарин А.С. Антиномии русской власти и христианская духовность: перспективы возрождения «третьего Рима» (Часть 2-я) // Трибуна русской мысли. 2002. № 3. С.47-58.

[46]Эксперты: мировой экономикой управляет одна "суперкорпорация" // Интернет-журнал Новая политика. 20 октября 2011. URL: http://www.novopol.ru/-ekspertyi-mirovoy-ekonomikoy-upravlyaet-odna-superkor-text111116.html (дата обращения: 1.11.2011).

[47] Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М. Культура. Академический проект. 2006. С.43.

[48]Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ) под ред. д.э.н., проф. Р.М. Нуреева. Часть 3. Государство в современной России. Издание второе, исправленное и дополненное. Изд-во: Моск. обществ. науч. фонд, 2003, cерия "Научные доклады", т. 3, 304 с. // URL: ec5/652/1219/mpsf150-3.pdfsocman.hse.ru/data/19 (дата обращения: 22.12.2011); Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц (пример российского институционализма) в монографии "Постсоветский институционализм" / Под ред. Р.М. Нуреева, В.В. Дементьева. Донецк: Каштан, 2005.

[49] Капелюшников Р. И. Новая институциональная теория // URL: http://www.libertarium.ru/10625 (дата обращения: 5.06. 2012).

[50] Бьюкенен Дж. Сочинения. М.: «Таурус Альфа», 1997. С.408.

[51] Васильев Л.С. Феномен Власти-собственности. К проблеме типологии докапиталистических структур // Типы общественных отношений на Востоке в средние века. М.: Наука, 1982; Нуреев Р.М. Государство: исторические судьбы власти-собственности // Материалы интернет-конференции «Поиск эффективных институтов для России XXI века» // http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/129880/; Нуреев Р.М., Рунов А.Б. Россия: неизбежна ли деприватизация? (феномен власти-собственности в исторической перспективе) // Вопросы экономики. 2002. № 6. С.10-31; Латов Ю.В. Власть-собственность в средневековой России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. Т. 2. № 4. С. 117-118; Вольчик В.В. Зависимость от траектории предшествующего развития и эволюция института собственности в России // URL: politconcept.sfedu.ru/2009.1/11.pdf (дата обращения: 4.01.2012).

[52] Нуреев Р.М. Политическая экономия. Докапиталистические способы производства. Основные закономерности развития. М.: МГУ, 1991. С. 55.

[53] Макаренко В.П. Русская власть (теоретико-социологические проблемы). Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998; Постсоветский институционализм – 2006: Власть и бизнес. Монография / Под ред. Р.М. Нуреева. Ростов-н/Д: Наука-Пресс, 2006. 512 с.; Стариков Е.Н. Общество-казарма: от фараонов до наших дней. Новосибирск, 1996; Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997; Бессонова О.Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск, 1999; Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

[54]Постсоветский институционализм – 2006: Власть и бизнес. Монография / Под ред. Р.М. Нуреева. Ростов-н/Д: Наука-Пресс, 2006. С.16.

[55] Кирдина С. Собственность в Х-матрице. Отечественные записки. 2004. № 6.

[56]Составлено автором на основании статьи: Кирдина С. Собственность в Х-матрице. Отечественные записки. 2004. № 6.

[57]Этот термин был предложен историком В.О. Ключевским и развит современными исследователями: Глебова И.И. Дворцовое государство в современной России // Политическая концептология. 2011. № 2; Лубский Р.А. Российская государственность как социальная реальность: методология многомерного исследования, типы, специфика развития. Автореферат докторской диссертации. Ростов-на-Дону, 2015.

[58]Советский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия; ред. Прохоров, А.М.,1985. С 1379.

[59]Росимущество. Итоги деятельности за 2015 год // URL: http://www.rosim.ru/about/reports/performance (дата обращения:24.01.2017)

[60]Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями и дополнениями) // URL: http://base.garant.ru/186816/ (дата обращения: 12.09.2013).

[61] Ахмедуев А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. № 10. С. 27.

[62]Департамент имущественных отношений Краснодарского края // URL: http://www.diok.ru/3060.php (дата обращения: 29.11.2014).

[63]Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края // URL: http://mizo.permkrai.ru/ (дата обращения: 29.11.2014).

[64]Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области // URL: http://kugi.donland.ru/Default.aspx?pageid=115464 (дата обращения: 29.11.2013).

[65]Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на расширенном совещании Росимущества, 12 марта 2008 г. О политике Российской Федерации в сфере регулирования имущественных и земельных отношений. Оценка результатов работы Росимущества // URL: http://litterref.ru/polrnamerrnayfsotr.html (дата обращения: 12.12.2011).

[66]Кобкова А.Б. Функции и перспективы муниципальной собственности [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/exp/ref/Media:4ef1a2aa8846c8c01300028717_Kobkova.pdf (дата обращения 18.09.2016).

[67]Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) // URL: http://gafury.ru/aa_Download/tik/zakon/131-fz-k.pdf (дата обращения 22.10.2016).

[68]Проект «Концепции управления федеральным имуществом на период до 2018» // Сайт Росимущества. URL: http://ca.rosim.ru/ (дата обращения: 2.11.2012).

[69]Практика работы советов директоров компаний с государственным участием. // Сайт Ассоциации независимых директоров. URL: http://www.nand.ru/association/press-center/events.php?ELEMENT_ID=2636 (дата обращения: 5.09.2015).

[70] Обзор участия международных экспертов в обсуждении стратегии социально-экономического развития России до 2020 года // URL: http://2020strategy.ru/data/2012/05/22/1214621682/document.pdf (дата обращения: 25.02.2013).

[71] Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М. Культура. Академический проект. 2006. С.43.

[72]Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета 31 декабря 2015 года.

[73] Там же.

[74] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».

[75]Отчет о деятельности Росимущества за 2013 год // URL: http://rosim.ru/about/reports/performance/202363 (дата обращения: 1.02.2015).

[76]Мишина С.В. Муниципальная собственность: проблема формирования и управления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 19. С. 31.

[77]Основные задачи и функции Управления инфраструктурных отраслей и организаций военно-промышленного комплекса Росимущества // URL: http://ca.rosim.ru/catalog.aspx?CatalogId= 315664&d_no=315963 (дата обращения: 10.09.2011).

[78] Дадина Л.Ф. Вложения капитала и государственные инструменты управления инвестиционной деятельностью // URL: http://www.tisbi.org/science/vestnik/2003/issue4/econom7.html (дата обращения: 10.09.2011).

[79] Блам Ю.Ш. Лесное ярмо России // Эко. 2011. № 2. С.4.

[80]Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе ФС РФ (Москва, 16.04.2009) Материал из журнала "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" // URL: http://dpr.ru/journal/ journal_38_16.htm (дата обращения: 15.11.2010).

[81]Проблемы собственности в современной России. Отечественные записки. 2005. № 1.

[82] Отчет Росимущества за 2014 г. С.52.

[83] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка достаточности мер по обеспечению сохранности имущества казны Российской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»)»// http://audit.gov.ru/upload/iblock/06d/06d30c65cd41b981f90297ccfb595726.pdf

[84] Там же. С. 96.

[85]Государственная собственность: в поисках рыночной альтернативы //URL: http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/4_1_04.htm (дата обращения: 19.10.2011).

[86]Интервью аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.А. Пискунова газете «Комсомольская правда» // URL: http://www.ach.gov.ru/userfiles/loadfiles/20130719_int_piskunov.pdf (дата обращения: 3.09.2013).

[87]Федеральный законот 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 18.07.2011) // Информационно-правовой портал Гарант.URL: http://base.garant.ru/12125505/1/#100 (дата обращения: 30.10.2011).

[88]Распоряжение Правительства РФ от 9 января 2004 г. № 22-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 3. Ст. 208.

[89]Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в 2014-2016 гг. в 2014 году. Февраль 2015 г. // URL: http://www.rosim.ru/documents/143749 (дата обращения: 4.10.2015).

[90]Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 2011-2013 годы. // Сайт Министерства промышленности и торговли РФ. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure (дата обращения: 26.10.2011).

[91]Отчет о результатах контрольного мероприятия. «Проверка правомерности и эффективности использования субсидий, полученных в 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 368 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства». Сайт Счетной палаты РФ. 2011 // URL: http:www.ach.gov.ru/userfiles/ bulletins/2011-05-04-buleten_doc_files-fl-2088.pdf (дата обращения: 15.10.2011).

[92]Долги стратегических предприятий теперь будут гаситься за счет взносов РФ в их уставный капитал // URL: http://www.newsru.com/finance/21jan2011/strateg_bancr.html (дата обращения: 25.10.2011).

[93]ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» // URL: http://www.vsmpo.ru/ru/ (дата обращения: 7.04.2015).

[94]Устав открытого акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (новая редакция) // URL: http://www.vsmpo.ru/files/user_groupes/Administrator/Section/177/ustav-vsmpo-avisma-2014.pdf(дата обращения: 7.04.2015).

[95] Бортников Ю. Ограничения на приобретения акций иностранными инвесторами в зарубежных странах // Рынок ценных бумаг. 2008. № 15 (366).

[96]Федеральный закон от 1.07.2011 № 169-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ред. от 1.07. 2011 года) // Российская газета. 04.07.2011. № 142.

[97] Перечень системообразующих организаций // Сайт Министерства экономического развития. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801 (дата обращения: 3.04.2015).

[98]Методические рекомендации по включению в перечень системообразующих организаций // URL: http:// economy.gov.ru/wps/wcm/connect/8fb312e9-39b4-4283-8676-47bf8e03d97e/Методические+рекомендации+
по+включению+в+перечень+системообразующих+организаций.pdf?M (дата обращения: 12.09.2015).

[99] Итоговый доклад о результатах деятельности федерального казначейства за 2015 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу // http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1141086/ (дата обращения: 31.01.2017).

[100]Бюджет: от сметного к проектному // Наша власть: дела и лица. 2010. № 9-10. С. 44.

[101] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 537 «Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения» //https://rg.ru/2010/08/24/fgu-poryadok-dok.html (дата обращения: 31.01.2017)

[102]Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // URL: http: //www.kremlin.ru/acts/7675 (дата обращения: 12.01.2012).

[103]Новинский Д.Ю. Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2011, апрель. URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=8167 (дата обращения: 12.01.2012).

[104] Мошкова Т.Г., Свиненкова Е.А. Реформирование бюджетной сети в Оренбургской области // Финансы. 2011. № 3. С.18.

[105] Истомина Д.В. «Почему бюджетники боятся «автономки». Плюсы и минусы перехода в статус автономного учреждения" // Практикум директора, 2009 г, № 3, С.20-21.

[106] Чернякова Е.Е. Республиканский опыт создания автономных учреждений // URL: http://www.domovodstvo.ru/ smi/7572867533CD5A7FC32577C30046452E.html (дата обращения: 5.05.2011).

[107] Мареева С.В. Экономическое сознание россиян и процессы модернизации // Вестник института социологии РАН. 2011, № 3.

[108] Ключарев Г.А. Человеческий капитал и проблема неравенства в модернизирующемся образовании // Вестник института социологии РАН. 2011, № 3.

[109]План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р // URL: http://www.rg.ru/pril/76/89/67/2620_plan.pdf (дата обращения: 25.09.2015).

[110]Приказ ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации от 20 сентября 2012 года № 01-6152 «О нормах видов учебной работы ППС».

[111] Кузбасский, С. ФЗ-83 в действии: в Москве закрывают «нерентабельные» больницы // URL: http:// netreforme.org/news/fz-83-v-deystvii-v-moskve-zakryivayut-nerentabelnyie-bolnitsyi/ (дата обращения: 5.10.2012).

[112] Хвыля-Олинтер Н. Образование – качественное или злокачественное? // URL: http://rusrand.ru/docconf/ obrazovanie-kachestvennoe-ili-zlokachestvennoe(дата обращения: 12.10.2015).

[113] Земельный кодекс РФ // http://zkodeksrf.ru/gl-1/st-1-zk-rf (дата обращения:31.01.2017)

[114]Земельный кодекс РФ 2016 // http://zkodeksrf.ru/gl-1/st-2-zk-rf(дата обращения: 02.02.2017)

[115]Распоряжение Правительства РФ N 297-р «Об утверждении «Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы»» // http://docs.cntd.ru/document/902334110 (дата обращения:02.02.2017)

[116] Государственный мониторинг земель // https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniya-i-okhrany-zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/ (дата обращения: 03.02.2017).

[117] Государственный земельный надзор // https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-nadzor/gosudarstvennyy-zemelnyy-kontrol-nadzor/ (дата обращения: 03.02.2017)

[118]Перечень поручений Президента РФ по результатам проверки исполнения решений, направленных на совершенствование организации контроля за эффективностью использования сельхозземель // http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/52309 (дата обращения: 02.02.2017)

[119]Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (с изменениями и дополнениями) //
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12119250/#ixzz4XdSOlwIP

[120]Дорожная карта «Совершенствование оценочной деятельности» // https://rosreestr.ru/site/activity/dorozhnye-karty/plan-meropriyatiy-dorozhnaya-karta-sovershenstvovanie-otsenochnoy-deyatelnosti-/ (дата обращения: 02.02.2017).

[121] Волков С., Комов Н., Хлыстун В. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. №3. С.3-7.

[122] Постановление г.Томскаот 19 сентября 2014 года № 945 Об утверждении муниципальной программы "Эффективное управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами" на2015-2020 годы(с изменениями на 30 декабря 2016 года) // http://docs.cntd.ru/document/467915882 (дата обращения: 02.02.2017).

[123]Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // КонсультантПлюс

[124]Методические рекомендации по организации работы по отчуждению непрофильных активов в федеральных казенных предприятиях и федеральных государственных учреждениях. Сайт Росимущества // URL: http://rosim.ru/documents/234583 (дата обращения: 19.01.2015).

[125]Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ резервов доходов федеральногобюджета». Сайт счетной палаты // URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/99a/ 99a9cc12b24b5cd8f7432195451dc060.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

[126]Владимир Путин потребовал от правительства создавать условия для развития региональных авиаперевозок // URL: http://news-w.com/63399-22749/ (дата обращения: 20.01.2015).

[127]Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ резервов доходов федеральногобюджета». Сайт счетной палаты // URL: http://audit.gov.ru/upload/iblock/99a/ 99a9cc12b24b5cd8f7432195451dc060.pdf (дата обращения: 21.01.2015).

[128] О подготовке изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на обеспечение эффективности и прозрачности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих значимую социально-экономическую деятельность, а также обеспечение контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью. Сайт Минэкономразвития России // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depreal/doc20110517_05 (дата обращения: 12.01.2012).

[129]Постановление Правительства РФ № 499 от 20 июня 2011 г. "О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ в целях повышения эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями" // правовая система Гарант.

[130]Приказ Министерства экономического развития России от 20 января 2012 г. «Об утверждении формы отчета руководителя федерального государственного унитарного предприятия и методических указаний по ее заполнению. Сайт Ростимущества // URL: http://rosim.ru/documents/234583 (дата обращения: 19.01.2015).

[131]Отчет Счетной палаты РФ «О результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности управления объектами федеральной собственности, закрепленными за федеральными государственными унитарными предприятиями». Сайт счетной палаты // URL: http://www.audit.gov.ru/activities/bulleten/#853 (дата обращения: 5.09.2015).

[132]Отчет Счетной палаты РФ «О результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности управления объектами федеральной собственности, закрепленными за федеральными государственными унитарными предприятиями». Сайт счетной палаты // URL: http://www.audit.gov.ru/activities/bulleten/ #853 (дата обращения: 5.09.2015).

[133] World Investment Report 2009 // URL: http://unctad.org/en/Docs/wir2009_en.pdf (датаобращения 14.01.2017)

[134] Штанько М.С. Реализация экономического содержания акционерной собственности: формы, модели, особенности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. г. Волгоград, 2016. С.47.

[135]Штанько М.С. Реализация экономического содержания акционерной собственности: формы, модели, особенности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. г. Волгоград, 2016.С.132.

[136] Штанько М.С. Реализация экономического содержания акционерной собственности: формы, модели, особенности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. г. Волгоград, 2016. С.136.

[137] Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской федерации в управлении акционерными обществами («золотая акция») по итогам 2015 года // Сайт Ростимущества. URL: http://www.rosim.ru/documents/294608(дата обращения: 13.02.2017).

[138]Национальный доклад по корпоративному управлению. Выпуск VI. Москва 2013. С. 124–125.

[139]Приказ от 31.03.2011 г. О внесении изменений в Приказ Росимущества от 13.04.2010№ 90
«О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества (в редакции приказа от 31.03.2011 г. № 103). Приложение № 5. Сайт Росимущества // URL: http://tu78.rosim.ru/ about.aspx?CatalogId=323709&d_no=324966 (дата обращения: 12.01.2012).

[140]Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). Ст.38 // КонсультантПлюс.

[141] Управление открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, включая внедрение положительного опыта корпоративного управления, развитие практики привлечения профессиональных директоров // URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ use/structure/ (дата обращения: 5.1.2015).

[142] 13 февраля 2014 г. на заседании Правительства РФ была одобрена новая редакция Кодекса корпоративного управления // URL: http://www.nccg.ru/site.xp/049048055124054050051054053.html(дата обращения: 5.9.2015).

[143] Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Итоги деятельности за 2014 г. // URL: http://w

Наши рекомендации