Особенности управления унитарными предприятиями в РФ.

Правовые основы управления были определены Федеральным законом № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».В главе 4 данного закона указаны основные полномочия собственника по управлению унитарными предприятиями.

В настоящее время политику в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяет Министерство экономического развития и «Росимущество».

Уполномоченный орган решает все стратегические вопросы управления унитарным предприятием:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательствоми иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных Федеральным законом№ 161, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;

17) вправе изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

18) доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

19) утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Управление государственными унитарными предприятиями постоянно совершенствуется.

Осуществлен переход на среднесрочное планирование деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, принимаются стратегии развития. В стратегиях развития предприятий предлагается указывать основные мероприятия по достижению целей и задач, планируемые значения показателей достижения указанных целей и задач[128].

Основанием для разработки стратегий развития унитарных предприятий стало принятое Правительством РФ 20 июня 2011 г. постановление
№ 499[129]. Были также утверждены методические рекомендации, помогающие при разработке стратегий развития на срок от 3 до 5 лет.

Разработка стратегий – это очень затратный и трудоемкий процесс, который включает в себя анализ огромного массива информации. Во-первых, нужно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за несколько лет (минимум 3 года). Для этого необходимо рассмотреть структуру капитала, рентабельность по капиталу и по чистой прибыли, структуру издержек и долговую нагрузку, производительность труда и износ основных фондов. Во-вторых, нужно выявить сильные и слабые стороны в работе предприятия, анализ состояния и динамику развития отрасли, конкурентов, поставщиков, влияние органов регулирования, выявить угрозы для развития. При составлении стратегии развития унитарного предприятия нужно учитывать также отраслевые, государственные, федеральные целевые программы и стратегии развития смежных отраслей. И только после этого можно будет приступить к определению цели развития предприятия с разработкой конкретных показателей достижения целей с указанием планируемых сроков. Эксперты отмечают, что наличие большого количества различного рода документов приводит к бюрократизации процесса управления и уменьшению его результативности.

4. Устав, планы и отчеты как инструменты управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления или другими уполномоченными органами. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах.

Устав унитарного предприятия должен содержать:

- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

- указание на место нахождения унитарного предприятия;

- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

- сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;

- сведения о порядке распределения и использования доходов (для казенного предприятия);

- иные предусмотренные Федеральным закономот 14.11.2002 N 161-ФЗ (в последней редакции) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"сведения.

Изменения в устав унитарных предприятий могут вноситься только по решению уполномоченного органа управления.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за деятельностью унитарных предприятий. Контроль осуществляется через составление и сравнение планов и отчетов, проведение аудиторских проверок, проверок, проводимых Счетной палатой РФ и субъектов РФ.

В планах и отчетах, предоставляемых руководителями унитарных предприятий уполномоченным органам, предусмотрены следующие показатели[130]: доля по основному продукту на рынке деятельности предприятия, себестоимость на рубль продаж, производительность труда, рентабельность по чистой прибыли, долговая нагрузка и ликвидность, уровень расходов на НИОКР в общей сумме выручки и др. Сравниваются плановые показатели и фактически достигнутые. Необходимо также обосновать, почему произошло отклонение от плана. К отчету руководителя предприятия, помимо этого, прилагаются следующие документы: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, справка для ведения федерального реестра имущества, документ, подтверждающий участие предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, порядок вознаграждения руководителя.

Наши рекомендации