Государственный контроль использования и охраны земель.

Система контроля за использованием и охраной земель включает в себя проведение государственной экспертизы землеустроительной документации, федеральный государственный надзор в области землеустройства, ведение мониторингаземель.

Задача государственного контроля за использованием и охраной земель состоит в обеспечении соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями и гражданами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
Государственный контроль за использованием и охраной земель является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех пользователей земли) и постоянным.
Система органов земельного контроля включает законодательные и исполнительные органы Российской Федерации общей компетенции, специально уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и общественных инспекторов.
К числу высших органов общей компетенции относятся президент, Федеральное Собрание, правительство РФ. На них возложены общегосударственные функции в области нормотворчества, установления общего порядка рационального использования и охраны земельных ресурсов, а также осуществление государственного контроля в этой сфере.
Вопросы регулирования отношений по рациональному использованию и охране земель и осуществлению контроля в регионах отнесены к компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

На федеральном уровне Росреестр осуществляет государственный земельный надзор.

Должностные лица Росреестра в рамках государственного земельного надзора осуществляют контроль за соблюдением:

- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками;

- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;

- требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности);

- требований земельного законодательства органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

- обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме:

- проведения плановых и внеплановых проверок;

- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений[117].

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также в отношении лиц, совершивших нарушения, составляются по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Распоряжением Правительства РФ N 297-р «Об утверждении «Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы»» предусмотрено совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля.Предусматривается уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Установлена возможность привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования, а также усилена
ответственность за неиспользование или ненадлежащее использование земельныхучастков. Совершенствуется порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, который предусматривает уточнение порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальныхнужд.

Президентом РФ был представлен перечень поручений по результатам проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование организации контроля за эффективностью использования земель сельскохозяйственного назначения.

В целях обеспечения сохранения и восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения предлагается ускорить формирование нормативной правовой базы в сфере охраны почв, в том числе:

- утвердить критерии отнесения земель к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, и проработать вопрос об установлении зон охраны таких земель;

- предусмотреть ограничения на добычу общераспространённых полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения;

- утвердить нормативы предельно допустимых видов и степени загрязнения земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также внести учитывающие их изменения в порядок консервации и рекультивации земель;

- обеспечить утверждение норм и правил в области мелиорации земель, в том числе при передаче их в аренду[118].

Наши рекомендации