Оциально-политические отношения

сториография.

Отдельные стороны истории Ногайской орды затронуты в работах И.И. Веселовского «Хан из темников Золотой Орды. Ногай и его время», Г.И. Петретяковича «Поволжье в XV и XVI веках: Очерки из истории края и его колонизации», В.В. Трепавлова «История Ногайской Орды».

Досоветская историография: В.В. Вельяминов-Зернов дает нам сведения о ханах, которые были выходцами из башкирских родов. Рассматривая это, он приводит имена Даут-хана и Килик-хана, которые были выходцами из одного рода и похоронены на месте впадения р. Ик в р. Белую.

Исследователи занимались преимущественно историей Ногайской орды XVI-XVII вв. История образования Ногайской орды, или Мангытского юрта, до сих пор остается малоизученной. Так, например, английский историк Ховарс отождествляет позднейших ногайцев с прежними печенегами, хотя к XII веку печенеги, как народ перестали существовать, как этнографическая группа, слившись с половцами еще в XII в.

И.И. Веселовский в свой работе «Хан из темников Золотой Орды. Ногай и его время» видел в позднейших ногайцах подданных темника Ногая, называвшихся так по имени Ногая.

Советская историография долгое время пыталась объяснить причину распада Золотой Орды. Среди Советских историков возникают споры на счет периода правления Ногайских биев.

А.П. Чулошников периоды правления Басман-хана, Тюря–хана и Алтакара относит к XV в. Но известный историк Башкортостана М.Х. Усманов считает, что события, связанные с перечисленными выше именами произошли в последней четверти XV первой четверти XVI вв. основанием для такого уточнения в хронологии событий послужило упоминаний в письменных источниках начала XVI в. Имени Ногайского хана Шейх Мамая, за которого Акназар-Салтан выдал замуж свою сестру. Путем таких сопоставлений он относит время правления Басман-хана к последней четверти XV в.

Богатый материал по историко-этнографическим очеркам дает нам работа Руденко. В его работе содержится сведения о традиционных занятиях и образах, о жилищах, о семейном быте. Автор главным образом опирается на этнографические материалы.

Отдельные стороны политического развития Башкортостана в составе ханства есть у З. Валидова в работе «История тюрков и татар», также он дает сведения о ханах.

М.Г.Сафаргалиев в своей работе «Распад Золотой Орды» опираясь на Посольские книги в публикации Н.И.Новикова осветил время и характер отделения Малых Ногаев от Больших (с. 52).

Из современных работ следует отметить работу Н.А. Мажитова «История Башкортостана с древнейших времен до XVI века ». Здесь очень четко освещается история возникновения, политическое развитие ханства. Данные основываются в основном на археологических материалах.

Следует отметить Х.Ф. Усманова «История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века», в работе освещено административное устройство государства. Одной из новейших работ является работа И.Г. Акманова «История Башкортостана с древнейших времен до наших дней».

Анализ источников: Одним из ценных исторических источников являются "раскрытые", прочитанные тексты эпитафий, содержащие имена, даты, описания событий и другие исторические сведения. (С.Е.Малов. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.) Эпиграфика, изучение надгробных камней, даёт ценные сведения по истории распространения ислама в Ногайской степи, по истории продвижения племен по этой степи, ногайских кочевий и оседлых поселений. Тексты даже самых кратких, а уж тем более литературно развернутых, многословных эпитафий имеют огромное значение для изучения истории ногайского языка, его диалектов, процессов развития двуязычия и многоязычия, смены алфавитных систем, поэтической и прозаической стилистики.

П.И. Рычков в своей работе сообщает нам о подчинении всего южного Башкортостана ногайскому хану, а также дает сведения о территории ногайской орды, постоянном местопребывании Ногайских биев, их кочевья.

Важными источниками выступают работы средневековых авторов.

Лучшим источником и наиболее авторитетным свидетельством о политической истории Орды служат сведения, исходящие из среды самих средневековых ногаев, прежде всего это являются посольские книги. (Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006)

Также Ногайская Орда упоминается в текстах авторов соседних государств.

Несмотря на обилие письменных средневековых источников на разных языках, возникновение и первоначальное развитие государства Ногайская Орда с научной точки зрения остается малоисследованной проблемой. Одна из основных причин малой изученности ранней истории Ногайского ханства, безусловно, кроется в скудности истори­ческих источников.

Цель данной работы: проанализировать социально-экономическую, культурную и политическую историю Ногайской Орды.

Задачи:

- изучить возникновение и развитие Ногайской Орды

- определить социально-политические отношения в Ногайском государстве

- выявить административно-территориальное устройство Орды

- рассмотреть хозяйство и культуру ногаев в рассматриваемый период

- проанализировать междоусобные войны внутри государства

- рассмотреть гибель Ногайской Орды

Хронологические рамки:Конец XIV – XVI вв. нижняя хронологическая рамка соответствует периоду возникновения Ногайской Орды, верхняя является временем прекращения существования Орды как государства.

Территориальные рамки: они ограничивают владения Ногайской Орды, которая простиралась от части западного и северного Казахстана, юго-востока современных Татарстана, Башкортостана, почти полностью Оренбургской области, заволжской части Самарской, Саратовской, Волгоградской областей Российской Федерации.

Методология: В данной работе использовались исторический, хронологический методы, а также анализ, аналогия, обобщение, классификация.

Структура работы:Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка источников и литературы.

Глава I. Основание Ногайской Орды

§ 1. Возникновение и развитие Ногайской Орды

В отечественной историографии принято считать, что Ногайскую Орду при распаде Золотой Орды, не без помощи Тамерлана, создал в 1391 г. хан Идегей. Он был одним из главных эмиров хана Золотой Орды Тохтамыша, который в 1397 г. освободил Идегея от налогов. Измученный войнами народ потянулся на земли Идегея мурзы. Со всех сторон сходились туда ордынцы, юрт Идегея наполнился «вереницами множеств людей». Идегей превратился в святого героя древности не только для татар и башкир, но и для казахов и каракалпаков.

История возникновения и развития Ногайской Орды тесно переплетается со становлением других государств Восточной Европы и Азии: узбекского и казахского, Сибири, Большой Орды, Астрахани, Крыма, Казани и в дальнейшем Калмыцкой Орды, Московского княжества и Польско-Литовского королевства. Предыстория будущей Ногайской Орды тесно связывается с переводом по воле Токтамыш-хана в 1380-х годах большого количества кочевых татар бывшего Ногайского улуса из Причерноморья и Крыма на земли между Волгой и Уралом. Главная масса переселенцев прибыла в Среднее Поволжье. Переселенцы овладели полностью Булгарским улусом. Улусным бием тогда был назначен бывший золотоордынский правитель Габдулла-хан, или по-другому Кара-би. Факты прибытия населения из Причерноморья и Крыма отразились в легендах шежере Габдуллы-хана (Кара-бека).

Согласно сведениям этого источника, Орда во главе с Кара-беком вышла из Крыма, перекочевала на р. Сакмар, далее на Белую, Каму, овладела Булгаром. Во времена Тимерлана Габдулла-хан был убит, его сыновья перебрались из Булгара в район Казанки, основали г. Казань, и затем их подданные овладели землями по реке Вятка (Нукрат). Орда Габдуллы-хана состояла из татарских племен мингцев, мангытов, гиреев, киреетов, буркутов, табынцов, барынов, туркменцев, каракалпаков и др.

У племен, прибывших в Приуралье и Поволжье, память о принадлежности их в прошлом Ногайскому улусу в Причерноморье была, по-видимому, довольно сильной, это и стало одним из аргументов для обоснования быстрого и внезапного появления политнонима «ногайцы» в Поволжье и Приуралье на страницах истории. Новое название возникшего государства выгодно было для оправдания законности правления в нем потомков Идегея.

Однако, есть ещё одна версия появления политнонима «ногайцы», основным компонентом собственно ногайского этноса к моменту образования государства были тюркоязычные мангыты - население улуса золотоордынского темника Ногая (XIII в.). Этноним ногайцы (самоназвание ногай) происходит от имени хана Ногая. Ногай в течение 40 лет был крупным государственным деятелем Золотой Орды, известным далеко за ее пределами: в Венгрии, Румынии, Польше, Прибалтике, на Северном Кавказе и в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока. Жители улуса могущественного полководца в XIII веке стали именовать себя «людьми ногайского улуса», а государство - «старинным юртом Ногая».

Организаторами будущей Ногайской Орды выступили мангытские племена, расположенные в Хорезме. Они в прошлом были союзниками Аксак-Тимура во время его похода на Золотую Орду. Мангыты были одним из крупных и сильных племен среди татар. В Золотой Орде они находились в каждом улусе. Но основная масса их находилась в подчинении Идегея, который во время отхода Аксак-Тимура из Восточной Европы своих подчиненных привел в Хорезм. Здесь они после смерти Идегея в 1420 г. попали в зависимость от кочевых узбекских ханов.

Лидером мангытов после Идегея стал его внук - Ваккас-бий, и его подчиненные составляли Мангытский Юрт в государстве кочевых узбеков. Ваккас-бий в государстве кочевых узбеков занимал должность беклербека и участвовал во всех военных походах узбекского хана Абулхайра. Мангыты составляли правое крыло узбекской дружины. После гибели Ваккаса (в 1447 г.) его преемники начали вести политику отделения Мангытского Юрта от Узбекского ханства. Причина этих действий крылась в том, что потомков Идегея теперь не устраивала только должность беклербека в существующих татарских ханствах. Преемник Ваккаса Муса-бий стал вести борьбу с казахскими и узбекскими ханами за самостоятельность и добился при этом достаточно больших успехов. Столицей Мангытского Юрта при нем стал город Сарайчик. Узбекский хан Абулхайр на Мангытский Юрт не возлагал больших надежд и не стал вести политику насилия над мангытами.

В конце XV века Мангытский Юрт в русских источниках стал упоминаться как государство ногаев. Муса-бий, усиливаясь в эти годы, стал вмешиваться во внутренние дела Большой Орды, Астраханского, Казанского и Сибирского ханств. Беклербеки мангытского происхождения в конце XV века вели активную политику интриг против своих соседей, в частности, в Большой Орде, Астраханском ханстве, так как власть ханов в этих государствах сильно ослабла. Силами этих интриганов власть ханов в Астрахани, Сарае стала марионеточной.

Опираясь на слабость своих соседей Муса-бий, усилил свой юрт, именно при нем Мангытский Юрт приобрел признание как Ногайская Орда.

В это время, в Ногайской Орде, опираясь на источники, можно сказать, что существовали две территориально-политические группировки ногайской знати, восточная и западная. Западная группировка располагалась на Волге, которая тесно интегрировалась казанскими и западными татарами (Мещерским юртом). Восточная группировка распространяла свое влияние в западном и центральном Казахстане, Башкортостане и Юго-Западной Сибири.

В 1530-х годах в Ногайской Орде произошла реформа управления, она оказалась разделенной на три части: восточную, центральную и западную. Данная структура представляла собой классическое кочевое деление на крылья и центр. Вне системы крыльев остался Башкортостан, как самостоятельный улус - Ногайская Башкирия. Функции управления башкирами, связей с казахами и сибирским юртом достались Шейх-Мамаю, как наместнику восточных кочевьев. В Ногайской Орде сформировались территориальное деление и упорядоченная система власти, государство обрело черты кочевой империи. При дворе ногайского мурзы воспитывались высокородные принцы - казахский царевич Хакназар, будущий Сибирский хан Кучум и др. Наблюдалась солидарность ногайско-татарского, башкирского, казахского простонародья, составляющего население государства.

Таким образом, после распада Золотой Орды Ногайская Орда стала одним из крупнейших кочевых держав того времени. Имела огромное влияние на другие государства, оставив ощутимый след в мировой истории.

оциально-политические отношения

Ногайская Орда, являясь кочевым государством, имела четкий политический строй, разграничивала власть между потомками Идегея. Родовое управление имело сильную централизованную власть.

Во главе Орды стоял бий (князь). После смерти бия его место занимал старший сын. Центральная исполнительно- распорядительная и судебная власти осуществлялась тремя «высшим ордынскими чинами» (нурадин, кековат, тайбура). Нурадин был вторым лицом в государстве. Должность нурадина означала охрану улусов от возможных нападений с правобережья Волги. Кековат был третьим лицом в Орде, он отвечал за безопасность восточных границ. Они были фактическими правителями обширных территорий, имели значительное количество воинов, порой претендовали на равное с бием положение, именуя себя «государями в ордынском государстве». Эта центральная власть в лице Совета, бия, высших правителей (чинов) осуществляла следующие функции: верховное распоряжение пастбищными территориями, подтверждение прав феодалов на владение улусами, назначение на высшие должности, распределение доходов и повинностей среди феодалов, связанных с военными кампаниями, осуществление высшей судебной функции.

Вся Орда делилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевой образ жизни. Места кочевок улусов определялись бием. Бий в основном жил в г. Сарайчике и только летом выезжал на кочевья. В ногайские кочевья превратилось все левобережье Камы. Некоторые мирзы (например, сын Юсуфа Юнус-мирза) претендовали даже на Горную сторону, на Арские земли и земли по р. Вятке Казанского ханства, обосновывая свои претензии тем, что там живут родственные им племена.

Бий избирался мурзами из числа представителей замкнутого сословия правящего дома Едиге (рода Мангыт). Мурзы – потомки многочисленных сыновей Едиге - были крупными владельцами земель и скота и обладали в своих владениях всей полнотой власти. Внутри своего клана они устанавливали порядок судебных разбирательств, в их отношениях между собой действовал принцип родового старшинства. Мурзам жаловали пастбища при условии их службы и вассальной верности.

Ниже мурз находились карачеи и имельдеши, которые являлись своего рода министрами, ответственные по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности или могли быть военными руководителями. Были служилые люди (уланы, нукеры) – родовая аристократия, потесненная мангытской знатью, но сохранившая влияние в улусах.

Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители. Эта традиция сохраняется в Приуралье также во времена антиколониальных выступлений против угнетателей и захватчиков в XVII - XVIII вв.

Основная масса зависимого населения в Орде – родовые скотоводы – общинники. Часть эксплуатируемых – тумаки (осевшие бедные кочевники) – подчинялась бию и служила одним из источников взимания централизованной ренты. Выделились и казаки – обособленные группы кочевников, потерявшие связи со своими улусами и промышлявшие военной добычей. Мелкие торговцы (саудагеры) и рабы (кулы) являлись только прослойкой основных классов.

Высшим органом власти являлся Большой Совет (курултай), состоявший из высших чиновников и родственников бия. Этот орган избирал бия, ограничивал его власть. Бием созывался и Малый Совет из числа высших чинов и приближенных к бию служилых феодалов.

При бие имелся постоянный орган управления – карадуван. Он находился при зимней ставке бия в г. Сарайчик. Этот орган исполнял судебные решения и приговоры, осуществлял фискальные и полицейские функции, а также многие частные поручения бия.

В улусах судебная и исполнительная власть осуществлялась правителями – мурзами, здесь созывались местные дуваны. Существовали третейские – маслагатные суды, а также шариатные суды по религиозным делам.

В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ритуалы ислама выполняли сеиты, абызы, шаехы, суфии, государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее разбавлен арабо-персидскими заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.

Хранителями литературных традиций обычно выступали так называемые «жырау», которые, как известно, были выходцами из городов Сарайчика, Астрахани, Азака и др. Наиболее известными жырау были Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шалкияз жырау (1465 - 1560), Досмамбет жырау (1493 -1523). Ногайскими жырау сложены прекрасные дастаны «Идегей», «Кобланды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и др.

Таким образом, система политической власти в Ногайской Орде знаменательна тем, что Ордой управляли не чингизиды, а формально избираемые представители дома Едиге. Ногайская Орда в XV-XVIв. представляло собой раннефеодальное военно-аристократическое государство. Власть военно-феодального меньшинства сочеталась с изжившими себя формами и институтами родового управления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акманов И.Г. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2007.

2. Бахрушин С. В. Научные труды. – М., 1958.

3. Валидов А.З. История тюрков и татар. – Уфа, 1994.

4. Веселовкий И.И. Хан из темников Золотой Орды. Ногай и его время. – М., 1983.

5. Греков Б.Д. Золотая Орда и ее падение. – М., 1950.

6. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. – М., 1975.

7. Зарипов А.Б. Историческая тюркология. – Сибай, 2007.

8. Карамзин Н.М. История государства Российского. - СПб., 1842.

9. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. - Уфа, 1979.

10. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. - Уфа, 1997.

11. Муслимов И.Б. На стыке континентов и цивилизаций. – М., 1996.В.В.

12. Трепавлов. Государственный строй монгольской империи. – М., 1993.

13. Петретякович Г. Поволжье в XV и XVI веках: Очерки из истории края и его колонизации. - М., 1977.

14. Сафаргалеев М.Г. Распад Золотой Орды. - Саранск, 1960.

15.Тихвинский С.Л. Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977.

16. Усманов А. Н. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. - Уфа, 1982.

17. Усманов М.А. Жалованные грамоты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. - Казань, - М., 1979.

18. Усманов Х.Ф. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. – Уфа, 1997.

19. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. – М., 1973.

20. Халиков А.Х. Монголы, Татары, Золотая Орда и Булгария. – Казань, 1994.

21. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. – Казань, 1978.

22. Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой Орды. Ногай и его время. - Петроград, 1922.

23. М.А. Булгарова. Ногайская топонимия. Ставрополь, 1999. С. 208.

24. С.Е.Малов. Памятники древнетюркской письменности. М.-Л., 1951.

25. Э.Ф. Ишбердин. Камень с "загадочными" знаками // Советская тюркология, 1980, № 2.

26. А. И.-М. Сикалиев. Ногайское эпическое и литературное наследие XIV - XIX веков и современная культура ногайцев // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения (по материалам Международной научной конференции, 14-19 октября 1991 г., Черкесск). Черкесск, 1993.

I Источники

1. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. - Уфа, 1999.

2. Марко-Поло. Путешествие. Перевод Н.П. Минаева. – М., 1940.

3. Миллер Г.Ф. История Сибири. т.1.

4. Курбский А. М. Иоанн IV Васильевич Грозный. - СПб., 1902.

5. В.В. Вельяминов-Зернов. Памятник с арабо-татарской надписью в Башкирии// Труды Восточного отделения императорского археологического общества. Ч IV. - С.П. б., 1859.

6. Посольские книги по связи России с Ногайской Ордой 1551-1561. Казань 2006.

7. Абусеитова М.Х. Баранова Ю.Г. "Письменные источники по истории культуры Казахстана и Центральной Азии в 13-18 веках". Алматы. 2001

Наши рекомендации