Оба социокультурных типа - это теоретически сконструированные идеальные типы.

Социокультурный тип; - Вассерман: Традиционный" социокультурный тип (тип не связанный с рыночными отношениями) - это такой социокультурный тип личности, который в процессе социализации усвоил ценности, нормы, установки и тому подобные регуляторы человеческого поведения, которые генетически восходят к культуре традиционного общества

Quot;Современный" социокультурный тип (связанный с рыночными отношениями) - это такой социокультурный тип личности, который в процессе социализации усвоил ценности, нормы, установки и тому подобные регуляторы человеческого поведения, которые генетически восходят к культуре современного индустриального общества

Оба социокультурных типа - это теоретически сконструированные идеальные типы.

Гете к Байрону.

биографический тип;

герменевтика - Наука, связанная с истолкованием текстов, первоначальный смысл которых неясен ввиду их древности или неполной сохранности.

философия языка - исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания.

Европоцентризм – политическое: европейская идея универсальна для мира

антропология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

Социология – учение об обществе

Модерн – 19-20 века. Художественно-эстетическая реакция культуры на засилие в ней в XIX в. позитивистско-материалистических тенденций, а в искусстве — натурализма, реализма, академизма. Внутренней движущей силой - эстетизм

структурализм/ постструктурализм – подход, использкющий теоретическую модель, которая функционирует бессознательно или не может восприниматься эмпирическим образом. Структура определяла форму изучаемого объекта как систему, состоящую из отношений между её элементами. Из – дескриптивной лингвистики

эпистема - центральное понятие теории «археологии знания» Мишеля Фуко, введенное в работе «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук (фр.)русск.». Это обусловленное исторически культурно-когнитивное априори, совокупность правил и отношений в конкретных месте и времени, формирующих условия существования исторических форм культуры и знания

симулякр - «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.

дискурс - · Логический довод, мыслительная посылка.

· Связный текст в совокупности с различными жизненными, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст в событийном аспекте.

КОММЕНТАРИЙ К ВЕЛИКОМУ ИНКВИЗИТОРУ

Великий Инквизитор – притча внутри главы романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Это многоступенчатая, многоуровневая притча о свободе, о месте человека на земле и, конечно, о Боге.

Она похожа на живой организм, который был сотворен сразу всеми героями романа, плюс самим автором. Это манифест Ф. Достоевского, крик души Ивана Карамазова, ответ на яростную веру Алеши Карамазова, плод подлости Смердякова, реакция Ивана Карамазова на старца Зосиму, и т.д.

Притча ставит перед читателем нескончаемое количество вопросов.

Готов ли человек к Свободе, которую предлагает нам Спаситель? Может ли вообще человек быть свободным или он «тварь дрожащая»? Или же единственное, на что способно человечество, – это умиротворенное рабство без голода? Притча словно бы ставит перед нами главное дьявольское искушение – отринем ли мы божественную свободу, примем ли дьявольскую утопию? Возможно, человек просто не способен на Абсолют свободы, или же эта притча как вызов нам.

И страшнее всего при этом – молчание Христа. Более того, за всю поэму он так и не был назван никак кроме метонимического «пленник», и пленник этот молчит. Молчит то ли потому что он уже все сказал в свое первое пришествие, то ли потому что он Христос литературный, а не истинный, глас Ивана Карамазова и Ф. Достоевского, которые не могли и не хотели ничего прибавлять к Библии. То ли это предвестие поражения добра, как картина со страстями Христовыми, которая висела у Рогожина в доме в романе «Идиот». То ли это знак, что мы все еще в ожидании Пришествия, когда будет Слово, и слово будет Бог. И поцелуй прощения в конце, ка символ всепобеждающей любви.

Некоторые критики считают, что эта притча – это манифест Достоевского, в котором он провозглашает «славянскую идею», которая станет третьей мировой идей идеального социально-политического общества и принесет свет человечеству. Ее консерваторское начало он противопоставляет расцветающим тогда нигилизму, атеизму европейским уклонам.

Так или иначе, великий инквизитор – это загадка, «нужный вопрос» (из стихотворения Высоцкого «Мой Гамлет»: «А мы все ставим каверзный ответ, и не находим нужного вопроса»), а правильно поставленный вопрос – это уже пол-ответа, так что эта притча – полпути к разгадкам Вселенной.

ТЕСТ

Вопросы теста

· В детстве как Вы отвечали на вопрос, в какой стране Вы живете? – В Питере

  • Какой образ/символ у Вас связывается со словом СССР и со словом Россия? (зрительный, музыкальный) – СССР – Это есть наш последний и решительный бой. Россия – песня МДП «Шаг в Безсмертие» - «Милая Россия, я люблю тебя!»
  • Дружите ли Вы с людьми из других стран СНГ? – Да. Белоруссия, Украина, Казахстан…
  • Какими событиями в истории страны, произошедшими на Вашей памяти, можно гордиться? – на моей памяти ничего гордого не произошло
  • Свидетелем каких исторических событий Вы себя считаете?- Трамп победил. Брекзит. Война с Украиной.
  • Какие факты из советской части биографии Вас и Вашей семьи кажутся сейчас особенно примечательными? – Трагические. Аресты, гонения.

· С какими произведениями искусства связан у Вас образ России? - Стихи Цветаевой, песни Высоцкого, романы Бориса Васильева.

· Если Вы жили в других странах, были ли у Вас ситуации, когда Вы особенно остро чувствовали себя гражданином России? – Были. Очень разные менталитеты.

· «Советское»/ «российское»/ «русское» - попробуйте найти словесные образы, определяющие их различия. Советский менталитет отличается от того, что сейчас, но и тот и другой – очень русский. В слове российский слышится что-то очень официальное. Как гимн.

· В каком возрасте Вы впервые услышали о Великой Отечественной войне? – очень рано.

· Есть ли в памяти Вашей семьи биография участника войны? – Есть. Мамин дедушка.

· С кем из родных у Вас связано событие войны? - Все еще мамин дедушка.

· С какими событиями, фактами, именами, датами у Вас связано различение названий «Великая Отечественная война» и «Вторая мировая война»? - Великая Отечественная: Блокада Ленинграда, Дорога Жизни, Панфиловцы, Ни шагу Назад, Стралинград, Брестская крепость. Вторая Мировая: Взятие Берлина

· Воспринимаете ли Петербург как часть истории войны? – Скорее, Ленинград. Петербург – это уже другое

· Есть ли в Вашем ближайшем окружении люди, пережившие блокаду? - нет

· Когда Вы впервые услышали о блокаде? – В школе

· Какие места в городе для Вас особенно закрепляют память о войне? – Возле моей школы есть памятник неизвестному солдату. Я его знаю с детства, поэтому особо чувствую.

· Есть ли у Вас какое-то запомнившееся впечатление от официальных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне? – когда люди на улице все вместе стали петь военные песни

· Отмечают ли в Вашей семье праздник Победы? – не совсем. Мы идем на парад и посвящаем день просмотру военных фильмов.

Наши рекомендации