Методические указания для студентов

Программа курса «История Латинской Америки» раскрывает основные проблемы истории западной цивилизации XVI – начало XX века.

Программа курса «История Латинской Америки» реализуется в процессе чтения лекции, проведения семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написанием курсовых работ, докладов для научно – методических студенческих конференций, проведением учебной практики. В программе отражены результаты современных научных исследований по основным проблемам зарубежной истории.

В программе раскрываются:

- место и роль западной, европейско-атлантической цивилизации во всемирно – историческом процессе;

- смысл и содержание основных событий, явлений и процессов в истории стран Латинской Америки;

- взаимосвязь экономического, социального, политического и культурного развития зарубежных стран.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриального общества, ощутить связь времени и актуальных проблем и возможно, извлечь для себя уроки.

Учебная работа студента делится на аудиторную, самостоятельную подготовку и учебно-контрольные формы оценки успеваемости студентов.

Аудиторная работа

Аудиторная работа включает: лекции, семинары, коллоквиумы, интерактивные формы обучения (деловые игры, план-проекты и т.д.)

а) Лекции читаются студентам всего курса и заключаются в основном в изложении учебного материала по наиболее сложным темам. Ряд тем может быть передан на семинары и на самостоятельную работу. Лекции читаются и по спорным проблемам, и должны иметь преимущественно проблемный характер, с изложением различных учений, точек зрения.

Лекции читаются по рабочей программе курса, по всей программе одним лектором или по разделам несколькими ведущими лекторами кафедры. Лекции могут даваться «под запись», подробно освещать наиболее сложные темы в свободном изложении, но с широким использованием понятий и терминов новой истории стран Латинской Америки, должны разъяснить наиболее трудные проблемы курса. Студенты обязаны внимательно слушать лекции и вести их конспекты, которые могут проверяться преподавателями кафедры. Записи очень индивидуальны, однако они могут быть нескольких родов: фиксирование наиболее важных положений лекции, свободное изложение материала лекции. Ни в коем случае не нужно стремиться записать все, это невозможно. Полезно использовать общепринятые и индивидуальные сокращения терминов и слов, но чтобы текст оставался понятным: по свежим следам нужно обработать его, восполнить пропущенное, исправить неточности, записать дополнительные интересные и необходимые сведения; обязательны поля.

б) Семинары в учебном процессе, как правило, следуют за лекциями. Обладая обучающей функцией, они имеют целью обобщить и углубить знания студентов, полученные на лекции и в самостоятельной работе. На семинары выносятся самые важные темы курса, проблемные, спорные, чтобы творчески осмыслить изучаемый материал.

Они проводятся по специальной тематике, по программе курса.

По теме семинара студент должен изучить соответствующие разделы учебника, дополнительно рекомендованную литературу. Семинары могут проводиться в виде фронтального опроса студентов по плану, в виде дискуссий и «круглого стола» по главным проблемам темы, в виде докладов и сообщений студентов с последующим их обсуждением, в виде деловой игры, с использованием мультимедийного оборудования. К обсуждению докладов должны готовиться все студенты группы. Рекомендуется иметь планы ответов и конспекты по учебникам в соответствии с вопросами плана дискуссии. Одной из важных целей семинара является умение оформить мысль, приобрести навыки публичного выступления, точно аргументировать и уверенно защищать свои позиции, освоить искусство дискуссии, правильно излагать материал устно. Важнейшим назначением семинара является самостоятельное изучение литературы. Коллективное обсуждение вопросов новой истории стран Латинской Америки позволяет уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на семинаре должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив.

Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется текущий, рубежный и итоговый контроль за успеваемостью студентов, проверяются конспекты лекций, источников, в т.ч. для учета успеваемости.

в) Коллоквиумы – самая сложная для студентов и преподавателей форма аудиторной работы. Она проводится по узловым темам курса или по комплексу однородных проблем. Форма проведения коллоквиума может быть различной. Во фронтальном опросе за четыре часа коллоквиума можно опросить всех студентов группы. При докладной системе можно заслушать специально подготовленные доклады, обладающие научным потенциалом, анализом и осмыслением проблем с последующим их обсуждением. Оценки по коллоквиуму имеют большое значение при текущем рубежном и итоговом контроле.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности студентов. В современных условиях проблема организации самостоятельной работы студентов становится весьма актуальной, поскольку доля аудиторных занятий в общем объеме времени, отводимом для изучения дисциплин, все уменьшается.

Личностно ориентированный подход при организации самостоятельной работы студентов предполагает создание условий, обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения. Исходя из этого, мы определяем самостоятельную работу как особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля обработки информации на основе интеграции ее субъектного опыта с «культурными» образцами.

Самостоятельная работа как система имеет свою структуру. Целесообразно выделить следующие ее компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительный, контрольный. Каждый из компонентов предполагает определенный уровень знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Приведенное деление условно, однако оно позволяет выявить необходимые психолого-педагогические условия подготовки студента к самостоятельной работе. Содержание изучаемых предметов, несомненно, откладывает свой отпечаток на специфику самостоятельной работы по каждому из них, но можно выделить и общие признаки:

· развитие мотивации учебно-профессиональной деятельности, готовности к саморазвитию, самосовершенствованию;

· формирование базовых понятий дисциплины, обеспечивающих целостность восприятия данной отрасли науки, движения в ходе учебной деятельности от общего к частному;

· освоение метапредметных основ содержания образования: развитие общенаучных действий (обобщение, абстрагирование, сравнение и др.), рефлексии, приемов самооценки деятельности и ее результатов;

· обучение приемам, облегчающим обработку информации (быстрочтение, умений конспектировать, составлять тезисы и т.п.);

· выявление субъектного опыта студентов, связанного с различными способами обработки информации, его «окультивирования» и презентация;

· формирование способов перекодировки информации (переход от одной формы представленности знаний к другой);

· обучение навыкам планирования своей деятельности.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «История Латинской Америки» предусматривает несколько этапов:

I этап – написание аннотации на монографическое исследование по проблемам стран Латинской Америки на базе предложенного списка работ. Контрольный компонент – индивидуальное собеседование.

II этап – выполнение контрольных работ и творческих заданий

III этап – коллоквиум.

Самостоятельная работа студентами проводится по курсу История Латинской Америки в VII-VIII семестрах. Студенты самостоятельно изучают предложенные темы и вопросы, анализируют предложенную литературу, конспектируют источники и литературу, готовятся к тестам.

Самостоятельная работа студентов проверяется на коллоквиумах, контрольных работах, на итоговом тестировании в процессе проведения экзаменов, проверке курсовых работ, проверке конспектов, лекций, семинарских занятий, проверке контурных карт, конспект монографий.

Студентам также предлагается заполнить и выполнить различные творческие задания, эссе, ребусы, кроссворды, таблицы. В разделе самостоятельной работы студентов предлагаются творческие задания повышенной сложности на расшифровку текста, объяснения терминов, установления соответствия.

Студенты самостоятельно заполняют контурные карты, указывают географические названия, города, страны, события, движения различных войск или дислокацию армий. Заполнение контурных карт позволяет студентам лучше разобраться в особенностях географического расположения азиатских и африканских стран, лучше ориентироваться в вопросах внешней политики и международных отношениях. Самостоятельное изучение карты развивает картографические способности у студентов и расширяет общий кругозор.

а) Работа с учебной литературой. Студент обязан изучать литературу. Однако на основе всего изученного материала студенты должны выработать и свое собственное видение изучаемой проблемы. Общая учебная литература и хрестоматии указаны отдельным списком, дополнительная литература дается к каждому занятию, кроме того, студент может использовать любую другую литературу.

б) Работа с источниками должна вестись в курсе вышеуказанных рекомендаций, однако студент обязан, прежде всего, работать с первоисточниками, изучить, понять и усвоить их содержание, задачи, роль и значение, набираться опыта работы самостоятельно.

в) Доклады, рефераты. Это письменные формы работ, оформляются согласно требованиям, предъявленным к письменной работе. Рефераты, соответствующие требованиям, допускаются к заслушиванию и обсуждению на семинарских занятиях по дисциплине «История Латинской Америки». Лучшие рефераты рекомендуются для представления на конкурс письменных студенческих работ.

Учебно-контрольные формы оценки успеваемости студентов.

Контрольно-оценочные материалы включают в себя тесты, контрольные работы, которые могут использоваться для организации текущего контроля и самоконтроля, а также в качестве средства выборочной диагностики уровня развития познавательных умений и навыков студентов. Назначения контрольных работ – закрепить полученные на лекциях и семинарах знания, обобщать и формировать аргументированные выводы. В контрольно-измерительные материалы включены более сложные проблемные темы, которые требуют самостоятельного отбора, анализа и обобщения материала.

Контрольные работы составлены на основе рекомендованных компонентов содержания школьного исторического образования, учитывается и содержание учебников.

Углубленному изучению того или иного раздела курса является написание курсовой работы. Студент самостоятельно изучает источники, описывает историографию, составляет план, делает выводы, подбирает приложения, список литературы.

Тесты составлены с учетом содержания действующих учебников по Истории Латинской Америки. Содержание предлагаемых тестовых заданий ориентировано на содержание основных проблем Латинской Америки. Они могут использоваться для организации текущего контроля и самоконтроля при изучении курса Новой истории стран Европы и Америки, а также в качестве средства выборочной диагностики уровня развития познавательных умений и навыков студентов.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Древняя Америка .

План

1. Древние индейские цивилизации Америки

2.Открытие и завоевание Вест-Индии, Южной и Центральной Америки европейцами

3.Колониальный период (XVI—XVIII вв.)

4.Революция негров-рабов Сан-Доминго

Список источников и литературы:

1.Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История стран Латинской Америки. –М.: Высшая школа, 1970.

2. Маныкин А.С. Новая и новейшая история стран Западной Европы и Америки. – М.: Слово; Эксмо, 2004.

3. Марчук Н.Н, Ларин Е. А, Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки. –М.: Высшая школа, 2005.

4. Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. –М.: Высшая школа,1995.

5. Строганов А.И. Латинская Америка в XX веке. – М.: Дрофа, 2008.

Наши рекомендации