Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определение 9 страница
Корректировка эта очень важна, ибо именно моральные «тормоза», соблюдение нравственных и иных социальных норм призваны сыграть здесь роль эффективных сдерживающих начал. Тем самым формула как бы становится более «легитимной», приемлемой, конструктивной. В этом случае она может удовлетворить любого критика, ибо отпадает главный предлог для ее неприятия — нравственные нормы.
В то же время следует заметить, объективности ради, что ссылки на
низкую мораль, испорченные нравы, бытовую распущенность •—недо
статочное основание для отказа от правила «можно, если не запреще
но». Во многих странах Запада с моралью тоже дело обстоит неважно,
существуют и «у них» преступность, нарушения прав человека, зло
употребления свободой, нормами общежития и т.п., однако указанный
[принцип там действует и приносит свои плоды. Но действует прежде
всего в экономической, предпринимательской, рыночной среде. Там о нем
не спорят, а просто руководствуются им, не ведая, что такое, скажем,
«мелочная опека», «вождение на поводке», вмешательство власти в
частные дела граждан. • • '
Конечно, в классических демократиях подобный способ социально
го взаимодействия не был, как у нас, в один прекрасный день введен
«сверху», а складывался да протяжении столетий по мере формирова
ния свободных рыночных отношений, органически вплетаясь в другие
прогрессивные институты. Создавалась соответствующая инфраструк
тура. Обычно четко очерчивались лишь1 общие границы правового и
неправового, устанавливались основополагающие ориентиры и требо
вания, обязательные для всех граждан, иными словами, — «рамочные
условия». |' i! >-..
В остальном же давался широкий простор для самостоятельных поступков и решений индивидов-собственников, субъектов рынка, которые могли в рамках указанных разумных и необходимых ограничений
действовать по своему усмотрению. При этом сам принцип такой сво
боды не имел и не мог иметь ничего общего со вседозволенностью,
«партизанщиной», игнорированием общепринятых норм поведения.
Самостоятельность, предприимчивость и дисциплина вполне совмес
тимы. , г
Не случаййо приведенные выше слова Гоббса о том, что граждане
«цепенеют», если не делают ничего сверх разрешенного, органично
дополняются другим его важным высказыванием: «Индивиды разбе
гаются во все стороны, если законы позволяют им делать все. Обе
крайности вредны, ибо законы установлены не для устрашения, а для
направления человеческих действий, подобно тому, как природа по
ставила берега не для задержания течения реки, а для того, чтобы
направлять его»1. i • : ,. . •
Это сравнейие как раз и показывает роль права в регулировании рыночных отношений, которое должно определять и направлять лишь их общий ход, способствовать естественному развитию данного процесса. И здесь принцип дозволенности применим в наибольшей степени, о чем свидетельствует мировая практика. Законы должны быть по возможности либеральными.
Американские юристы В. Ландквист и Р. Розенфельд, выступая еще в 1989 г. в нашей прессе, настойчиво подчеркивали, что «главный принцип законодательства США — разрешено все, что не запрещено законом. С этой точки зрения у нас право действительно служит интересам свободного предпринимательства, дает бизнесменам простор для деловых предприятий»2.
Интересное наблюдение высказал также известный американский политолог Д. Сайме. Говоря об условиях и возможностях инвестиций в различных странах, он задался вопросом: почему десятки крупных предприятий США устремились в коммунистический Китай? И ответил: «В Китае и России в целом схожие экономические ограничения деятельности иностранцев. Но есть одна принципиальная разница. В Китае все, что не запрещено, разрешено».
Очень важная констатация. Далее он заметил, что зарубежным инвесторам нужна также политическая стабильность и прочная законодательная база, гарантирующая их права. «Для них самый средний закон лучше самого передового декрета (указа). Недопустимо, когда вместо серьезного!и необходимого диалога с Думой, и президент, и руководители правительства по-прежнему въезжают туда с шашкой наголо»3.; .!
1 ГоббсТ. Избр. произв. Т. 1.М., 1956. С. 381. , '
См.: Разрешить выгоднее, чем запретить//Известия! 1989.13 апр. • •• j
См.: Кредиты М ВФ российскую экономику не спасут //Известия. 1998.30 июня.
Тема 11. Гражданское общество, право, государство
2. О принципе «не запрещенное законом дозволено»
Мы с трудом осознаем эту истину — истину свободной деловой
активности и политической стабильности; только теперь постепенно
начинаем закладывать принцип дозволенности в новейшее законода
тельство, в частности гражданское. Но в целом последнее носит пока
что «шлагбаумный» характер. Между тем в основе правового регули
рования в период перехода к рынку должны лежать не императивно-
ограничительные методы, а главным образом диспозитивные, общедо
зволительные: Не зря говорят: «Если нельзя запретить, лучше разре
шить». ' (,.
Именно в этом прежде всего должно заключаться законодательное
обеспечение проводимых реформ. В литературе справедливо отмечает
ся, что принцип «дозволено все, что не запрещено законом» особенно
ярко высвечивает смысл перемен в нашей правовой системе. Юриди
ческое дозволение предполагает прежде всего нормативно установлен^
ную общую цель. Остальное — дело субъектов. Это дает простор для
инициативы и хозяйственного маневра, для разных вариантов решения
одного и того же вопроса, развития договорных связей1. <
В президентском Послании Федеральному Собранию 1997 г. подчеркивается: «Необходимо существенно снизить в хозяйственной сфере объем разрешительного принципа, заменив его уведомительным. Это будет означать режим максимального благоприятствования для любого бизнеса, стремящегося к производству товаров и услуг»2.
Право не может охватить всего спектра даже наиболее важных от
ношений. Законы, особенно экономические, как правило, имеют из
вестный люфт, некий допустимый зазор для свободного волеизъявле
ния. Поэтому и в рамках закона можно поступить по-разному, выбрать
нужный, наиболее разумный, целесообразный вариант решения, пове
дения. ' . • :.
Принцип «что не запрещено, то разрешено» отражает общедозволительный тип правового регулирования. Такое регулирование осуществляется главным образом гражданско-правовыми методами, являющимися по природе своей «дозволительными, характеризуются наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивают установление правоотношений на основе правовой самостоятельности»'
Вообще должна быть по возможности максимальная разрешен-ность, — лишь бы это не противоречило интересам государства, лич-
1 См.: Тихомиров ЮЛ. Дозволено, если не запрещено // Хозяйство и право. 1988.
№6.'С. 10-12.
2 Российская газета. 1997.7 марта. . ' •,
3 Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отноше
ний. Свердловск, 1972. С. 69.
ности и общества. Такой подход открывает широкое поле для легальной конструктивной деятельности законопослушных субъектов. Решающими критериями подобной деятельности являются: общественная польза, отсутствие вреда и соответствие моральным и другим социальным нормам. Запрещение — не лучший способ правового регулирования.
В новом Гражданском кодексе РФ рассматриваемый принцип, хотя и не получил прямого и однозначного закрепления («отдельной строкой»), тем не менее органически вытекает из него как из акта рыночного характера (ст. 1, 49, 209 и др.), В частности, в статье 49 устанавливается, что коммерческие организации «могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом»- (курсив мой. — Я. М.). Иная позиция не соответствовала бы сути частнопредпринимательских отношений.
Статья 209 (п. 2) гласит: «Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (курсив мой. — Н.М.), в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».
Аналогичные возможности открывают Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г., постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику», другие новейшие акты. Вообще, предпринимательство должно носить не разрешительный, а главным образом заявительный характер, что полностью соответствует рассматриваемому принципу. Ибо формула «Действуй только в пределах разрешенного» фактически преграждает путь к инициативе, деловой активности, творческим поискам.
В то же время в Гражданском кодексе справедливо оговаривается, что права граждан могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1). Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вРед другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (ст. Ю).
Тема 11. Гражданское общество, право, государство
2. О принципе «не запрещенное законом дозволено»
Приведенные положения базируются на конституционной норме (ст. 34), гласящей, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом (курсив мой. — Я. М.) экономической деятельности», а также ст. 45; в которой провозглашается: «Каждый вправе защищать свои, права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (курсив мой. — Я.М.).
'Свободные дозволения сориентированы на добросовестных и пози
тивно настроенных граждан, а не ria криминальные элементы. Злоупот
ребления указанным принципом возможны, но они возможны везде,!и
только на этом основании его отрицать нельзя. Проблема заключается
в том, чтобы систематически и настойчиво повышать правосознанием
правовую культуру всех членов общества. , • •
Главный ориентир/делай больше, чем разрешено, но честно, способ
ствуй укреплению правопорядка и нравственных основ государства^
удовлетворяй свои законные интересы и потребности. Все это должно
быть направлено на развитие нормальных рыночных отношений, кон
куренции, личной инициативы, свободного отечественного предприни
мательства, создание нового хозяйственного механизма. : '-, .
В период тотального запретительства у нас были, в частности, за
прещены или резко ограничены различные формы совместительства.
Люди лишались возможности честным трудом зарабатывать себе «а
жизнь столько, сколько могли и хотели заработать в соответствии со
своими способностями, знаниями, профессией (например, вузовские,
научные, творческие и другие работники). Господствовала уравнилов
ка. Сейчас такие запреты сняты либо существенно ослаблены. >
Желающие могут подрабатывать в других сферах (исключение составляют лишь некоторые госслужащие и депутаты). Благодаря этому, у многих доходы значительно возросли. Это значит, что здесь фактически действует формула: '«раз не запрещено, значит разрешено». И люди пользуются этим. Речь идет о реализации важнейшего права гражданина — права на труд и вознаграждение за него. Каждый сам рассчитывает свои силы и возможности; поступает как ему удобно и выгодно, соблюдая при этом юридические и этические нормы.
Этот принцип ,— необходимое условие пользования; личностью 1 принадлежащими ей основными правами. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения! прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и благосостояния в демократическом обществе (ч. 2 ст. 29). Р
В остальном человек свободен, и это одно из обязательных условий
гражданского общества, правового государства, многоукладной конку
рентной экономики, строительство которых начато в России. Задача
состоит в том, чтобы максимально развязать инициативу субъектов
рыночных отношений и в то же время направить их деятельность в
надежное правовое русло. ;
Именно такая идея, и заложена в первой же статье (п. 2) ГК РФ:
«Граждане; и юридические лица приобретают и осуществляют свои
гражданские права своей волей и в своем интересе. Они (свободны в
установлении своих прав и обязанностей на основе договора ив опре
делении любых не противоречащих законодательству (курсив мой. —
Н.М.) условий договора». ,
Но этого недостаточно. Россия сегодня занимает 102-е место в мире по так называемому индексу экономической свободы. Такие индексы ежегодно определяет международный фонд «Наследие». Согласно проведенным исследованиям, все страны разделены натри категории. Оказалось, что экономику только 9 из них можно считать действительно свободной, в 64 она «частично свободна», а в 83 странах — «подавлена» или «в основном свободна». Российская федерация, хоть и передвинулась в 1998 г. со 120 места на 18 пунктов вверх, по-прежнему относится к группе стран с самой несвободной экономикой1.
Учитывая, что Россия переживает пока сложный переходный период, ей приходится решать непростую социальную дилемму: что предпочтительнее — жесткий контроль, запреты и ограничения или далеко идущая и неуправляемая разрешенность, «свободное плавание». Первую крайность мы уже испытали, последствия известны. Теперь важно не впасть во вторую. Открыть все шлюзы — значит подвергнуться непредсказуемому риску, который уже дает о себе знать; закрыть их — снова породить застойные инерционные процессы.
Существует угроза как стихии, самотека, выхода за пределы разумной достаточности, так и возврата к состоянию безынициативной апатии и безразличия. Крайности должны в какой-то точке сходиться, взаимодействовать. Предстоит трудный поиск «золотой середины», которую и пытается установить новое гражданское законодательство. Дальше скажет свое слово практика. Главное, не создавать ситуации «бега в мешках» — бежать разрешается, но бежать трудно. Рыночные стимулы должны работать.
Следует отметить, что еще в 50—60-х годах в советской гражданско-правовой литературе предпринимались активные попытки найти эту самую «золотую середину» применительно к сфере тогдашних хозяй-
1 См.: Место России —во второй сотне//Известия. 1999. 6 февр.
Тема 11. Гражданское общество, право, государство
3. Государство и право в их соотношении
ственных отношений. Дискутировался вопрос о том, что предпочти
тельнее — «можно все, что законом не запрещено» или «только то, что
им прямо разрешено». Что касается первого принципа, то высказыва
лись опасения, что он может ослабить центристские начала, подорвать
регулирующую роль государства и права. По поводу второго говорили,'
что он сковывает инициативу субъектов, ограничивает их самостоя^-
тельность. В ходе полемики, сопоставления мнений наметился некий
консенсус. С.Н. Братусь в итоге заключил: «Не все то, что не запрещено,
дозволено, но и дозволено не только то, что прямо разрешено зако
ном»1. Это и был компромиссный вариант, который, однако, не мог
быть полностью реализован в условиях плановой экономики. ! V
Поддержание постоянного «динамического равновесия» — не npoL стая задача. Это своего рода «перетягивание каната», а оно всегда заканчивается победой одной из команд. Право, как известно, запрещает далеко не все общественно вредные действия, а лишь наиболее опасные. Поэтому возникает немало ситуаций, когда определенное поведение индивида правом не запрещается, но с точки зрения иных социальных норм явно предосудительно. Мера допустимого с позиций морали и закона не одинакова: право требует от человека гораздо меньшего, ибо оно есть лишь минимум нравственности. Даже самые лучшие побуждения, которыми руководствуется субъект, выходя за рамки правовых" императивов, могут привести к отрицательным результатам. Важно найти ту критическую черту, за которой начинается своеволие. Уловить и законодательно закрепить эту грань чрезвычайно трудно, ибо она подвижна, зависит от ряда факторов и причин.
Римляне говорили: «Кто живет по закону, тот никому не вредит». Однако опыт показал, что есть и другие, кроме закона, нормы, которые необходимо соблюдать, дабы не навредить и не вступить в конфликт с обществом и согражданами. Конечно, выйти за грань дозволенного законом — еще не значит поступить предосудительно, но и совершение^ не запрещенных им действий не всегда желательно и 'пшгезно. 1 ;^~'
Как уже подчеркивалось, принцип «не запрещенное законом дозволено» направлен на развитие активности субъекта. Но активность и пассивность — понятия относительные. Древняя мудрость гласит: пока умный думает, решительный сделает. Однако та же мудрость подмеча:-ет: ум без смелости неподвижен, смелость без ума — опасна. Это выработано многовековым опытом, и юридическая мысль не может не учитывать этих обобщений. В нынешней ситуации необходимо противо-.
' Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М, 1950. С. 198; см. также Актуаль-ные вопросы гражданского нрава. М., 1964 С. 25—32; Гражданско-правовая охрана интересов личности. М., 1969. С. 3—15.
стоять как инерционным, консервативным тенденциям, так и максималистским устремлениям, своего рода правовому авангардизму, попыткам искусственно пришпорить события и процессы.
Между «можно» и «нельзя», «разрешено» — «запрещено» призваны
стоять такие непреходящие понятия; как совесть, честь, долг, нравст
венность, воспитанность и другие слагаемые, составляющие духовную
сущность человека. Они могут служить надежными преградами на
пути эгоизма, корысти, своеволия, злоупотреблений. В целом же стра
на медленно, но настойчиво идет к цивилизованному, нормальному и
активному образу жизни, идет по пути, проложенному другими стра
нами и народами. И есть надежда, что «Россия, вспрянет ото сна»
(А.С. Пушкин). .'•••';•
3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ИХ СООТНОШЕНИИ •(ЯМ. Матузов)
Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно — не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого'генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе «родословная» у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное
положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени разви
тия общества возникает потребность охватить общим правилом повто
ряющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена
продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился
общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выра
жающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом воз
никают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, —
публичная власть, государство»1. 1
Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, ^подобному тому как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства»2. Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь
2 -I |
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272. Там же. С. 273.
Тема 11. Гражданское общество, право, государство
3. Государство и право в их соотношении
более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и другие подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. | ;
Жизненные потребности, прежде всего материального порядка,
лежат и в основе зарождения государства. Именно'эти, причины обу
словили появление рассматриваемых институтов. При этом закон и
власть возникают как взаимозависимые понятия. Они немыслимы друг
без друга.- ' , . :;: •' • у . ':; •:•.••".'•'"••'•' ' ' •' ,,-
В то же. время в литературе существует то'чка зрения, согласно которой право возникает еще до государства. Оно складывается там, где люди вступают в социальное общение, где развиваются товарообмен, собственность, владение. А вместе с государством рождается1 уже закон как цивилизованная и наиболее совершенная форма права. ' ;
И все же господствующее мнение состоит в том, что'становление и
развитие государства и права — единый процесс] и трудно сказать, что
чему в этом процессе предшествует. : , ''
Интересные взгляды по этому поводу высказа'ны А.Б. Венгеровым,
который считает, что право возникло как продукт присваивающей И
производящей экономики*. Это созвучно с известной мыслью о том, что
«в наиболее ранние и примитивные эпохи... индивидуальные, факти
ческие отношения в их самом грубом виде и являются непосредственнб
правом»2. , •
Есть и другие теории, школы, концепции, объясняющие так или
иначе происхождение и сущность права: естественная, историческая,
социологическая, нормативистская (об этом подробнее см. темы 2 и 8).
Бесспорно, что на формирование права помимо экономических причин
оказывают свое влияние также культурные, национальные, религиоз
ные, этнические, геополитические и другие факторы ' ;
Назначение государства и права состоит в том, что они выступают
средством упорядочения общественных1 отношений, «ведения общдх
дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности
людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворе
ния интересов, согласования и выражения коллективной воли. Госу
дарство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее
«от просто случая и просто произвола» (Маркс)., |,.- !i;
Если государе?во возникает из необходимости поддержания порядка, защиты «всех против всех»;(Гоббс), то право создает юридические механизмы 'для этого. По мере того как право появляется и легализует-
...... • ' ' • -""•—•- • . , • ' • ; . • : •• • • | i| !...••'''
1 См.: Веигеров А.Б. Происхождение права / Q6mari теор'ия| права: Курс лекций.
Н.Новгород, 1993. С. 155-168. , ?
2 -Маркс К., Энгельс Ф.СочЛ.З. С.336. ; !, ; ! , ,1 "•
ся, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.
Тем не менее государство и право — относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо,'дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз»1. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но- не сливаются, не поглощают друг друга.
Особенности реального взаимодействия государства и права в решающей степени зависят от характера того общества, в котором они существуют, -*- демократическое оно или тоталитарное, правовое или неправовое, гражданское или негражданское. Отсюда — разные воззрения на рассматриваемый вопрос.
Н.А. Бердяев различал два типа учений об отношениях права и государства. Первый тип он называл государственным позитивизмом, который видит в государстве источник права (теория и практика самодержавия, абсолютизма). Противоположный тип признает абсолютность права и относительность государства: право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентную природу личности. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве2.
Здесь выражен, с одной стороны, этатистский подход к взаимосвязи государства и права, который безраздельно господствовал в советской политико-идеологической практике, а с другой — естественно-правовой, который основывается на признании прав человека как изначальной и непреложной ценности. Он только сейчас взят на вооружение и законодательно закреплен в новой российской Конституции.
Идея правового государства «предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать и соблюдать. Согласно этой идее, право не просто «спутник» государства или его «приложение», «придаток»; в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от волюнтаризма
" ! ! ! ' ' ' "
1 Аржанов МА Государство и право в их соотношении. М, 1960, С. 46.
См.: Бердяев НА. Государство // Власть и право. Из истории русской .правовой
мысли.Л., 1990. С. 289,290. г ' . •
Тема 11. Гражданское общество, право, государство
3. Государство и право в их соотношении
и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.
В современной литературе указывается на три возможные модели
во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (государ
ство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше госу
дарства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано
им). Первая — для России не подходит, вторая — выражает скорее же
лаемое, третья — также по своей сути либеральная, но она ближе1 :к
нынешним реальностям1. Именно эта модель сегодня практически осу
ществима. • - ; • ! I : ;.
Наиболее рациональное решение вопроса может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их «взаимовыгодного сотрудничества», что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Словосочетания «государственное право» и «правовое государство» уже одним своим звучанием и смыслом подчеркивают неразрывную связь этих явлений. Это высшая форма их единства. ;.:
Право имеет качество государственного регулятора общественных
отношений — таков его социальный статус. С другой стороны, дея
тельность государства носит по преимуществу правовой характер.
Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее
и нужнее — государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой
дилеммы. Представляется не совсем корректным исходить из прин
ципа, что первично и что вторично, или рассматривать их с позиций
цели и средства. ; •
Важны и нужны оба эти института: один — как «организация силы;», другой — как форма выражения воли. Нет нужды ни возвеличивать, ни умалять какой-либо из них. В их логической связке объективную ценность имеет не только право (о чем в последнее время чаще всего говорят и пишут), но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходимой. Не переживаем ли мы сегодня как раз такой период?
Б.А. Кистяковский с горечью писал: , ;
«В представлении многих государство является каким-то безжалостным деспотом, который давит и губит людей. Государство — это чудовище, зверь — Левиафан, как прозвал его Гоббс. Государство даже в настоящее время вызывает иногда ужас и содрогание. Но действительно ли государство создано и существует для того, чтобы угнетать и мучить личность? Мы должны самым решительным образом ответить на эти вопросы отрицательно. Все культурное человечество живет в