Вопрос: Политология как наука. Объект, предмет и функции политологии.
Вопрос: Политическая власть: сущность и структура
Политическая власть – это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.
Власть в обществе имеет свои параметры:
– масштабы власти – характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;
– время власти – период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;
– объем власти – количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;
– пространство власти – определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.
Характерные признаки политической власти:
– верховенство власти – обязательность властных решений для всего общества;
– моноцентричность власти – существование единого государственного центра принятия политических решений;
– всеобщность власти – функционирование власти на основе права от имени всего общества;
– наличие многообразия ресурсов власти – экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.
Ресурсы власти – это средства, которыми субъект политических отношений влияет на объект политических отношений для достижения поставленных целей. Выделяют ресурсы власти экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные, демографические.
Экономические ресурсы – материальные ценности – деньги, техника, земля, полезные ископаемые, необходимые для процессов производства и потребления.
Социальные ресурсы – группы и слои общества, чья поддержка необходима власти для проведения своей политики.
Культурно-информационные ресурсы – знания, информация и средства их распространения – средства массовой информации, система образования, культурные учреждения и т. д.
Принудительные ресурсы – оружие, армия, суд, прокуратура, полиция, силовые ведомства.
Демографические ресурсы – основа воспроизводства всех остальных видов ресурсов власти – люди.
Основные компоненты структуры власти – субъект и объект власти.
Субъект власти – обладатель, носитель власти, воплощающий в себе направляющее начало. Субъектами власти могут быть: политический лидер, нация, народ, правящий класс, политическая элита, государство, политическая партия, группа интересов.
Объект власти – руководимые субъектом власти граждане, социальные группы, организации, движения.
Для демократического общества характерно, что общество может быть и объектом, и субъектом власти. В обществе недемократическом (авторитарном, тоталитарном) народ – это только объект власти.
Отношение объекта политической власти к ее субъекту может быть различным: от добровольного подчинения до ожесточенного сопротивления. Это зависит от того, какие требования предъявляются объекту, какие методы воздействия. Например, патриархальные традиции формируют покорный, зависимый народ, а традиции демократические – активное в гражданском плане население.
Структура власти
Основными компонентами власти являются: её 1) субъект, 2) объект, 3) средства (ресурсы) и 4) процесс, характеризующийся механизмом взаимодействия между партнерами власти.
1). Субъект (актор) власти - воплощает в себе активное, волетворящее, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, общность людей, организация. Отличительная особенность субъекта власти - стремление, воля к власти как к самоцели или средству достижения других целей, таких как получение высокого дохода, престижной должности, статуса, привилегий и т. п. Помимо желания руководить, субъект власти должен быть готовым брать на себя ответственность, быть компетентным, мудрым, организованным и т. д. Реальные субъекты власти в разной степени наделены всеми этими качествами.
Субъекты политической власти имеют сложный многоуровневый характер. Обычно их подразделяют на первичные - индивиды, социальные группы, и вторичные - политические организации и движения, партии, политические элиты и политические лидеры. Государство в лице его организаций, учреждений также может рассматриваться в качестве субъекта политической власти. Первичные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные - проводят их в жизнь. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс, своих организаций.
2). Объект власти - личности, социальные группы, на которые распространяется власть, и которые находятся в подчинении у субъекта власти. Власть невозможна без подчинения объекта субъекту. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться (в этом случае власть отсутствует).
В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации (единении) объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти.
Различие между субъектом и объектом власти относительно. Каждый человек или социальная группа в одном отношении может выступать в качестве субъекта власти, в другом - в качестве объекта.
3). Ресурсывласти - совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект. Ресурсы находятся между субъектом и объектом и «материализуют» отношения зависимости между ними.
Ресурсы могут подразделяться в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические (материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т. д.); социальные (статус, должность, престиж, образование, медицинское обслуживание и т. д.); культурно-информационные (знания, информация, а также средства их получения и распространения); принудительные, или силовые, ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами - оружием, тюрьмами и т. д.).
4). Процесс власти характеризуется способами и механизмом осуществления власти, характером взаимодействия между партнерами власти. Способы властвования могут быть различными: демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими, либеральными и т. д. Применительно к политической власти это находит свое отражение в существовании различных политических режимов, форм правления в государстве, что и будет подробнее рассмотрено позже в соответствующих темах.
вопрос: Политология как наука. Объект, предмет и функции политологии.
Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.
Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.
Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.
Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).
Объект политологии - политическая сфера жизни общества. Мы согласны с Г. В. Полуниной, что политическая сфера жизни общества одна из крупнейших сфер жизни социума. Ее главное предназначение – организация общества и управление им на всех уровнях. Соотнося политику с политической сферой общества, она доказывает, что они соотносятся как часть и целое. Политика есть средство и механизм функционирования политической системы. Политику можно понять только в контексте всей политической сферы общества.
Предмет политической науки был сформулирован в 1948 г. комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО). Она приняла резолюцию, в которой оговаривался следующий перечень изучаемых политической наукой вопросов:
1. Политическая теория. Ее задача состоит в предложении теоретических моделей, позволяющих объяснять различные факты и явления, связанные с политической жизнью общества.
2. Политические институты. Исследования о центральных и местных органах власти, о правительственных учреждениях, их функциях и практике их реальной деятельности.
3. Партии и общественные мнения. Группы интересов, выборы, электорат, информация и пропаганда.
4. Международные отношения. Внешняя политика государств, изучение международных организаций и механизмов, которым они подчиняются.
Политологи из разных стран, таким образом, формулируя предмет политологии, пошли по пути «суммарного описания» предмета и границ политической науки.
Если учитывать то, что существуют2 разные виды обществ, то можно предположить, что для разных типов обществ будет свой объект политики. Так отечественный политолог Я. А. Пляйс, утверждает, что в транзитивном (переходном) обществе объектом политологии является политическая власть, ибо она играет роль «ядра и системообразующего фактора политической системы общества», инициатора и двигателя всех перемен. В устойчивых политических системах определяющую роль играет сама эта система, «а власть фактически подстраивается под систему». В этом видится одна из причин устойчивости и стабильности развитых западных систем.
Философское обоснование используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности политических явлений и процессов, политэкономия экономически обосновывает политические процессы и позволяет видеть в политических процессах борьбу за реализацию экономических интересов. Политология анализирует развитие политической власти, формы и методы ее функционирования и использования; возникновение и эволюция политических интересов, взглядов и отношений людей; закономерности политики и политической деятельности, развития политического процесса.
Политология выполняет в обществе ряд социально значимых функций:
· познавательная – способствует адекватному познанию окружающей политической действительности;
· инструментально-праксеологическая – ориентирует на использование научных выводов в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации;
· воспитательно-социализационная, которая связана с влиянием политического знания на механизм политической социализации, с воспитанием индивида как гражданина;