Рекомендации для самостоятельной работы студентов

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

Самостоятельная работа студентов есть организованная педагогом деятельность студентов, направленная на личностное и профессиональное самосовершенствование, осуществляемую в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в её планировании и оценке достижения конкретного результата.

Согласно новой парадигме среднего специального образования, любой начинающий специалист должен обладать опытом творческой деятельности по решению новых проблем и опытом социальной деятельности. Обе составляющих формируются именно в процессе самостоятельной работы.

Исходя из этого, мы предположили, что:

  • создание в педколледже учебно-методических ресурсов и креативной среды;
  • методически правильная организация определенных видов деятельности (как аудиторных, так и внеаудиторных) и управление самостоятельной работы студентов;
  • использование различных форм включения студентов в самостоятельную работу и мер поощрения за её качественное выполнение

– являются условиями формирования самостоятельности студента как важнейшего профессионального качества личности.

Именно в самостоятельной работе в процессе решения педагогических ситуации, возникающих в школьной жизни, актуализируются субъективные позиции и установки студентов, раскрываются личностные смыслы изучаемого материала. Только в самостоятельной работе реализуется главная цель обучения – становление студента субъектом собственной деятельности.

Организация самостоятельной работы в педколледже предполагает направленность на такие формы её проведения, которые являются методически важными для формирования основных функций будущего учителя (конструктивно-планирующей, мотивационно-стимулирующей, коммуникативно-обучающей).

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная по дисциплине выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
  • внеаудиторная по дисциплине выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер и учитывают специфику специальности. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультации. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются проявленные при подготовке, предзащите (у некоторых) и защите практикоориентированных проектных работ:

  • уровень усвоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень сформированности общеучебных умений;
  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать её.

Преподаватель должен быть уверен в усвоении учебного материала каждым студентом и сознательном выполнении самостоятельной работы.

По различным дисциплинам используются разнообразные формы деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствуют развитию их самостоятельности. Так по дисциплине “Иностранный язык” практикуются следующие виды и формы студентов: составление грамматических таблиц, пересказ текстов, подготовка слайд-презентаций, написание рефератов, выполнение лексико-грамматических упражнений. Практика показывает, что для самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются такие формы заданий, как практикоориентированные проекты, презентации, рефераты.

Студенты пишут и защищают проекты, выбирая темы по своим интересам. В процессе написания этих работ они изучают большой объем литературы, используют Интернет-ресурсы, разрабатывают практическую часть.

Самостоятельная работа при подготовке к защите по истории включает в себя несколько этапов:

Целеполагание

Процесс постановки целей самостоятельной работы должен исходить не только от преподавателя, но и от студента. В данном процессе могут помочь следующие советы:

ü Попытайтесь выявить цели и задачи задания, ответив на следующий вопрос: «Какого результата работы нужно добиться?»

В ответе на этот вопрос может помочь непосредственное общение с преподавателем или самостоятельная реконструкция требований, которые были предъявлены преподавателем в ходе практических занятий.

ü Ответьте на вопрос: «Чего я хочу достичь?»

Создайте образ планируемого результата. Это поможет лучше уяснить предмет изучения, сосредоточиться на главном, поднять мотивацию.

Наши рекомендации