Рекомендации для самостоятельной работы студентов
Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.
Самостоятельная работа студентов есть организованная педагогом деятельность студентов, направленная на личностное и профессиональное самосовершенствование, осуществляемую в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в её планировании и оценке достижения конкретного результата.
Согласно новой парадигме среднего специального образования, любой начинающий специалист должен обладать опытом творческой деятельности по решению новых проблем и опытом социальной деятельности. Обе составляющих формируются именно в процессе самостоятельной работы.
Исходя из этого, мы предположили, что:
- создание в педколледже учебно-методических ресурсов и креативной среды;
- методически правильная организация определенных видов деятельности (как аудиторных, так и внеаудиторных) и управление самостоятельной работы студентов;
- использование различных форм включения студентов в самостоятельную работу и мер поощрения за её качественное выполнение
– являются условиями формирования самостоятельности студента как важнейшего профессионального качества личности.
Именно в самостоятельной работе в процессе решения педагогических ситуации, возникающих в школьной жизни, актуализируются субъективные позиции и установки студентов, раскрываются личностные смыслы изучаемого материала. Только в самостоятельной работе реализуется главная цель обучения – становление студента субъектом собственной деятельности.
Организация самостоятельной работы в педколледже предполагает направленность на такие формы её проведения, которые являются методически важными для формирования основных функций будущего учителя (конструктивно-планирующей, мотивационно-стимулирующей, коммуникативно-обучающей).
В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:
- аудиторная по дисциплине выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная по дисциплине выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер и учитывают специфику специальности. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультации. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются проявленные при подготовке, предзащите (у некоторых) и защите практикоориентированных проектных работ:
- уровень усвоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать её.
Преподаватель должен быть уверен в усвоении учебного материала каждым студентом и сознательном выполнении самостоятельной работы.
По различным дисциплинам используются разнообразные формы деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствуют развитию их самостоятельности. Так по дисциплине “Иностранный язык” практикуются следующие виды и формы студентов: составление грамматических таблиц, пересказ текстов, подготовка слайд-презентаций, написание рефератов, выполнение лексико-грамматических упражнений. Практика показывает, что для самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются такие формы заданий, как практикоориентированные проекты, презентации, рефераты.
Студенты пишут и защищают проекты, выбирая темы по своим интересам. В процессе написания этих работ они изучают большой объем литературы, используют Интернет-ресурсы, разрабатывают практическую часть.
Самостоятельная работа при подготовке к защите по истории включает в себя несколько этапов:
Целеполагание
Процесс постановки целей самостоятельной работы должен исходить не только от преподавателя, но и от студента. В данном процессе могут помочь следующие советы:
ü Попытайтесь выявить цели и задачи задания, ответив на следующий вопрос: «Какого результата работы нужно добиться?»
В ответе на этот вопрос может помочь непосредственное общение с преподавателем или самостоятельная реконструкция требований, которые были предъявлены преподавателем в ходе практических занятий.
ü Ответьте на вопрос: «Чего я хочу достичь?»
Создайте образ планируемого результата. Это поможет лучше уяснить предмет изучения, сосредоточиться на главном, поднять мотивацию.