Об организации интервенции в России

Из материалов Главного командования армиями Антанты

17 февраля 1919 г.

III. План действий

Реставрация режима порядка в России является делом сугубо национальным, которое должен осуществить сам русский народ.

Однако мы должны дать ему для этого средства и оказать помощь его здоровым элементам: поддержать их путем окружения большевистских армий; оказать им нашу материальную и моральную поддержку. (…)

В этой связи возникает необходимость оккупации Украины.

Действия Антанты должны быть, следовательно, направлены главным образом к осуществлению: полного окружения большевизма, оккупации Украины, организации русских сил…

Антанта способна выполнить эту программу.

1. Окружение большевизма

Связь Деникин — Колчак. На Англию выпадает задача установления между армиями Деникина и уральскими армиями связи, столь важной для объединения русских национальных сил. (Речь идет о белоказаках.— Сост.)(…)

Б. Реставрация Польши — это должно быть делом польской армии.

Франция может организовать эту армию и при содействии морского транспорта союзников перебросить 6 пехотных дивизий, формируемых во Франции. Для безопасности коммуникаций польской армии на линии Данциг — Торн необходимо оккупировать район нижнего течения Вислы межсоюзническими силами, состоящими из одной-двух пехотных дивизий, подлежащих созданию большей частью за счет американских войск.

B. Действия по проведению блокады побережья Балтийского моря могут быть легко осуществлены британским флотом.

Что же касается возможных операций в этом направлении, то они могут быть намечены как завершение наступления эстонских войск, которое недавно возобновилось из района Ревеля и Нарвы. Чтобы сделать его возможным, достаточно оказать нашу поддержку силам, созданным в этом районе ген. Юденичем.

2. Оккупация Украины Она выпадает на долю союзных армий на Востоке. Против большевистской армии, которая разобщена и которой не хватает материальной части, армия Вертело, состоящая из трех французских пехотных дивизий, трех греческих пехотных дивизий, при поддержке румынской армии, усиленная 35-й итальянской дивизией, снабженная современным вооружением, которое мы можем дать ей в большом количестве, может проникнуть в сердце Украины, освободить Донец, куда уже началось вторжение, и захватить Киев и Харьков.

3. Организация русских сил Эта организация продолжается в северной России (британское командование) и в Сибири (ген. Жанен и ген. Нокс). Однако в южной России должна быть создана для наступления на Москву основная масса национальных сил с помощью армий Деникина — Краснова, местных войск, набранных на Украине, русских пленных, подлежащих репатриации из Германии в этот район.

V. Заключение

...Для держав Антанты встает жизненная необходимость свергнуть его (речь идет о Советском правительстве.— Сост.) как можно скорее, и возникает долг солидарности осуществить с этой целью совместные усилия. (…)

Из истории гражданской войны в СССР. М., 1961. Т. 2. С. 7-8.

О борьбе с Колчаком

Из резолюции объединенного заседания вятских губернских и местных советских, партийных и профсоюзных организаций

15 апреля 1919 г.

Мы, представители вятских губернских и местных советских, партийных и пролетарских профессиональных организаций, на своем соединенном заседании постановили: призвать трудящиеся массы Вятской губ., рабочих и крестьян к беспощадной борьбе с колчаковцами-белогвардейцами, идущими походом на Советскую Россию.

Сибирский и уральский самодержец, черносотенный адмирал Колчак продвигается все далее и далее, отбирая у рабочих заводы и фабрики, у крестьян — землю, возвращая завоеванное в Октябре помещичье добро старым владельцам, отдавая рабочих и крестьян на расправу старым царским генералам и полицейским.

В своем царстве Колчак ввел жестокую кровавую расправу с трудящимися за то, что они не захотели больше гнуть спину перед своими угнетателями, кулаками и мироедами. Он сотнями и тысячами расстреливает рабочих и крестьян за то, что они не хотят мириться со старыми порядками, которые вводит Колчак: в Сибири и на Урале льется рабочее крестьянская кровь при помощи офицеров-белогвардейцев. (...)

Перед лицом наступающего сильного врага ... мы решаем в интересах рабочих и крестьян произвести мобилизацию всех коммунистов, членов Советов и исполкомов, членов профессиональных союзов из мест, занятых неприятелем…

Из истории гражданской войны в СССР. Т. 2. С. 101-102.

О борьбе с Врангелем

Из листовки Политуправления Реввоенсовета Республики

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Чего хочет Врангель?

С той поры как в России рабочие и крестьяне вырвали власть из рук буржуазии, вчерашние хозяева России — царские генералы, помещики и капиталисты — из сил выбиваются, чтобы вырвать власть из рабоче-крестьянских мозолистых рук. Антанта давала им деньги, оружие, флот, насильно мобилизовывала для них русских военнопленных и создавала целые армии из всякого сброда для борьбы с рабоче-крестьянской Россией. При содействии Антанты подымали восстания против Советской власти Корнилов, Каледин, Краснов, Дутов, Колчак, Деникин, Юденич и много других разбойников помельче, вроде атамана Семенова на Дальнем Востоке и разных бандитов на Украине. Неутомимо выдвигала их Антанта, одного за другим, и так же неутомимо русский трудовой народ, создавший Красную Армию, уничтожал их одного за другим. Теперь появился новый ставленник Антанты — генерал барон Врангель.

Чего он хочет? «Я созову Учредительное собрание, которое и выберет русскому народу хозяина». Вдумайтесь в эти слова, красноармейцы. Что такое Учредительное собрание — мы уже знаем. Под этим флагом шли и Колчак, и Краснов, и эсеры, и Деникин. Под этим флагом они возвращали фабрики капиталистам, отнимали земли у крестьян, сажали помещиков в их старые насиженные дворянские гнезда. Под этим флагом Миллер в одной только Архангельской губернии расстрелял несколько тысяч рабочих и крестьян за то, что не хотели они стать опять барскими рабами. Под флагом учредилки разгонялись повсюду рабочие и крестьянские Советы и восстанавливалась власть урядников, приставов и губернаторов.

Какую же главную цель преследует Врангель? А вот какую. Он издал такой земельный закон: Часть отобранной у помещиков земли (а какая часть — это решат сами помещики) отходит к прежним владельцам, а часть остается за крестьянами, но только пусть крестьяне заплатят за нее выкуп «по справедливой оценке». Кто же установит размер этой справедливой оценки? Крестьяне? Нет. Оценку установят помещики. Но ошибается белый генерал, считая русских крестьян дураками. Скоро увидит он, что русские крестьяне не собираются идти в кабалу. Красная Армия не даст ему околпачить русский трудовой народ, как не позволит она этого ни Деникину, ни Колчаку, ни Юденичу. (…)

Против танков, бронепоездов и пулеметов генеральской рати есть у нас свои танки, броневики и орудия. И есть у нас еще оружие, которого нет у наших врагов. Это — сознание святости нашего революционного дела, ненависть ко всем угнетателям трудящихся, дружный порыв, братское единение пролетариев.

Этим оружием мы сломили всех наших врагов. Этим оружием мы сломим и Врангеля. (…)

Пламенное слово. М., 1967. С. 332-334.

Наши рекомендации